«Чистильщик улиц, работающий пером»: 7 типов журналистов в кинематографе
Журналист-тусовщик («Страх и ненависть в Лас-Вегасе», 1998)
Эксцентричный репортер Рауль Дюк (Джонни Депп) отправляется в командировку в Лас-Вегас, чтобы написать о гонке «Минт 400». С собой он берет друга-адвоката доктора Гонзо (Бенисио Дель Торо) и кучу запрещенных веществ, которые с гордостью описывает в ставшем культовым монологе («У нас с собой было два пакетика травы…»). Гонка отменяется из-за непогоды, и двое друзей с головой погружаются в наркотическое безумие.
Следующее журналистское задание Дюка — освещение конференции прокуроров об опасности наркотиков, но это мероприятие он тоже покидает ради веселья в номере.
Фильм снят по книге «Страх и отвращение в Лас-Вегасе». Ее автор Хантер Томпсон – работник СМИ, который действительно пережил все показанное в фильме. Гонзо-журналистов можно встретить и сейчас на различных пресс-мероприятиях — они стараются повысить падающий престиж профессии участием в разнообразных тусовках.
Журналист-циник («Стрингер», 2014)
Вор Луис Блум (Джейк Джилленхол) тщетно пытается найти работу. Однажды он случайно становится свидетелем того, как операторская группа снимает аварию, а позже продает кадры телеканалу. Предприимчивый Луис видит здесь перспективу и для себя, поэтому спешно обзаводится нужным для съемок оборудованием. Однако вскоре выясняется, что ради успеха в этой деятельности нужно отказаться от любого намека на совесть. Для Луиса это не проблема — он доходит до того, что не раскрывает опасных преступников полиции и подставляет напарника.
Показанный в картине цинизм — не редкость для мира СМИ. Фильм однозначно возлагает вину не только на нравственную опустошенность главного героя, но и на ТВ-начальников, готовых ради рейтингов на все, зрителей, не контролирующих свои аппетиты и желающих больше насилия на экранах, и на экономическую ситуацию, заставляющую безработных идти на компромисс с принципами.
Журналист-моральный компас («В центре внимания», 2015)
2001 год. Новый редактор The Boston Globe поручает корреспондентам расследовать скандалы о священниках, подозреваемых в растлении несовершеннолетних. Отдел «В центре внимания» занимается тщательнейшей проработкой конкретных тем: многие месяцы они штудируют архивы, опрашивают свидетелей и анализируют общую картину. Оказалось, случаи педофилии были системной проблемой, о которой знали в верхах католической церкви.
Фильм основан на реальном случае и почти достоверно описывает события. Главные актеры картины — Майкл Китон, Марк Руффоло и Рэйчел Макадамс — старались максимально точно передать образы журналистов-прототипов.
Сценарист фильма Джош Сингер отрекался от обвинений в преднамеренной попытке дискредитировать церковь и настаивал на том, что главный мотив фильма — показать силу журналистики, которая, по его словам, начинает ослабевать в последние годы.
Журналист-друг («Солист», 2009)
Стив Лопес (Роберт Дауни-младший) ведет колонку в Los Angeles Times. В поисках вдохновения для очередной статьи он знакомится с бездомным музыкантом Натаниэлом Эйерсом (Джейми Фокс). Молодой человек психически болен, но невероятно располагает к себе наивностью, креативным мышлением и очевидным музыкальным талантом.
Журналист пишет о нем серию статей и погружается в его жизнь: привозит ему виолончель, организовывает уроки, водит на выступления, определяет в приют. Стиву Лопесу эта дружба нужна не меньше, чем Натаниэлу: он одинок и отдалился от жены и ребенка.
Фильм основан на реальных событиях, но в сценарии жизнь журналиста была с лихвой приправлена драмой — на самом деле он счастливо женат много лет, но не стал возражать против изменений. Для Лопеса важнее было, чтобы создатели правильно перенесли на экран темы его статей о бездомных и психически больных Лос-Анджелеса. Кроме того, журналист и его герой действительно стали друзьями и продолжают общаться до сих пор.
Журналист-помощник («Филомена», 2013)
Лишившийся работы журналист Мартин Сиксмит (Стив Куган) пребывает в состоянии легкой депрессии и собирается написать книгу об истории России. Однако на вечеринке он случайно знакомится с дочерью женщины с потрясающей историей, и его журналистское любопытство берет верх над писательскими амбициями. Филомена Ли (Джуди Денч) забеременела, будучи подростком, и была вынуждена жить в фактическом рабстве у монахинь в Ирландии. Те продали ребенка женщины американцам, и теперь Мартин путешествует с женщиной по миру в поисках следов ее сына.
Журналист настолько включается в жизнь Филомены, что, обнаружив правду, негодует больше, чем героиня. Сценарий написан по книге «Потерянный ребенок» настоящего Мартина Сиксмита. Он всю жизнь был политическим журналистом, пока не встретился с трагичной историей Филомены.
Журналист-законодатель стиля («Дьявол носит Prada», 2006)
Амбициозная выпускница университета Энди (Энн Хэтэуэй) попадает на стажировку в престижный глянец, которым правит авторитарный главный редактор Миранда Пристли (Мэрил Стрип). Героиня, с одной стороны, пребывает в постоянном стрессе от непосильных поручений, с другой — очарована атмосферой мира, о котором она ничего не знала. В кабинете Миранды решаются судьбы брендов и зарождаются стили, а поворот ее головы может заставить дизайнера изменить всю коллекцию.
Главный редактор прекрасно понимает, что она — авторитет в мире глянца, поэтому относится к работе с невероятной серьезностью. Такой тип журналистов существует не только в модной индустрии — кино- и театральные критики влияют на судьбы постановок и фильмов не меньше.
Журналист-пятая власть («Вся президентская рать», 1976)
Журналисты газеты The Washington Post Карл Бернстейн (Дастин Хоффман) и Боб Вудворт (Роберт Редфорд) взялись за расследование проникновения в штаб кандидата в президенты США от демократов, не подозревая о том, что это станет одним из главных политических скандалов страны. Фильм показывает, казалось бы, некинематографичную часть журналистской деятельности: кропотливую работу с документами, безуспешные мольбы об интервью и споры с редактором.
Однако знание того, чем закончится дело, прибавляет происходящему важности. Статьи Вудворта и Бернстейна приведут к первой и на данной момент единственной отставке американского президента: Ричард Никсон покинул Белый дом годом позже, осознав безвыходность своего положения.