7 увлекательных сериалов о русской хтони
«Эпидемия»
(реж. Павел Костомаров, 2018)
Москва поражена смертоносным вирусом. Симптомы знакомы до боли…ну, почти: высокая температура, тяжелая пневмония, покраснение глаз и слепота. Болезнь быстро распространяется и ведет к неминуемой смерти, военные закрывают город на карантин. Страна резко тонет в страхе и панике, на улицах свирепствуют мародеры, повсюду грабят, убивают и насилуют людей. Две соседские семьи в попытках спастись отправляются на безлюдное озеро в Карелию. Те, кто в реальной жизни никогда не оказались бы в одной лодке, вынуждены забыть прежние обиды и объединиться ради общего спасения.
Мрачные пейзажи средней полосы оказались идеальной декорацией для «Ходячих мертвецов по-русски», но сериал захватил топ Netflix и twitter Стивена Кинга не хтоническими кадрами и близким сердцу «противовирусным» сюжетом, а глубоким взглядом на природу страха и его последствия.
Главная опасность в «Эпидемии» — не болезнь, а банальная трусость и жестокость, с которыми герои сталкиваются на каждом шагу своего путешествия.
«Топи»
(реж. Владимир Мирзоев, 2021)
Пятеро молодых москвичей собираются сбежать от своих проблем. Они уверены, что поездка в деревенский монастырь в Архангельской области поможет ответить на все волнующие вопросы: неразделенная любовь, чувство вины за смерть близкого, неизлечимая болезнь. Но «Топи» не предлагают простых ответов, а все проблемы, страхи и подавленные чувства лишь обостряются, когда компания оказывается на загадочной территории, давно живущей по своим собственным законам.
Сериал по сценарию Дмитрия Глуховского («Метро 2033», «Текст») помещает своих героев в хтонический мир Топей, из которого невозможно сбежать. Куда бы ты не шел, ты всегда возвращаешься обратно. Атмосфера тоскливой русской глубинки с вечно серым небом и запахом сырой земли погружает зрителей и героев в другую реальность, существующую по своим правилам.
Таинственная эстетика русской деревни — суровая северная природа с глухими непроходимыми лесами и мрачные обитатели, которые редко рады гостям. Сериал доступен на КиноПоиск HD с 28 января.
«Перевал Дятлова»
(реж. Павел Костомаров, Валерий Федорович, Евгений Никишов, Степан Гордеев, 2020)
Зимой 1959 года девять студентов под руководством Игоря Дятлова отправились в поход к заснеженным вершинам Уральских гор. Живым не вернулся никто, а обстоятельства трагической гибели экспедиции так и остались загадкой. За расследование трагедии берется майор КГБ Олег Костин (Петр Федоров).
Костин прошел Великую Отечественную войну, потерял семью, но обрел необычный дар — видеть и чувствовать то, что не поддается рациональному объяснению. Майор быстро понимает, что поход дятловцев с самого начала сопровождался странными событиями, с которыми он сам сталкивался еще во время войны. Мистические повороты и тонкие материи здесь сопровождаются любопытной доказательной базой.
Команде сериала удалось получить доступ к закрытым материалам дела 1959 года и материалам доследования 2000-х годов, а также детально изучить дневники погибших студентов.
«Территория»
(реж. Игорь Твердохлебов, 2020)
Во время этнографической экспедиции по Пермскому краю пропадают родители 19-летнего Егора Чудинова (Глеб Калюжный). Егор отправляется на их поиски вместе с дядей Николаем и двумя случайными студентками филфака. Постепенно продвигаясь в глубь «территории», герой теряет связь с реальностью и больше не может скептически отмахиваться от странных мифов и таинственных легенд, в которые верят местные жители. Здесь заклинание оказывается сильнее пули, а порча — страшнее яда. И как бы ни хотелось Егору найти логическое обоснование всему происходящему, территория доказывает: чем дальше в лес, тем глубже кроличья нора.
Необычный для российских экранов мистический триллер от ТНТ — интересная попытка погрузиться в контекст и поработать с «тканью» народной культуры, вдохнуть жизнь в этнические мифы и сказания; и заинтересовать шаманами, колдунами и ведьмами современное поколение Ютуба.
«Мертвое озеро»
(реж. Роман Прыгунов, 2018)
В Заполярном провинциальном городке Чингидаш жизнь течет своим чередом: здесь все знают друг друга и не боятся завтрашнего дня, потому что он ничем не будет отличаться от предыдущего. Но однажды хрупкий порядок вещей рушится: дочь владельца урановых рудников Юрия Кобрина находят мертвой, и, судя по всему, убита она для обряда жертвоприношения. Чтобы найти сектантов, отец девушки нанимает лучшего московского детектива — Максима Покровского, которому предстоит убедиться, что даже маленький городок в русской глубинке отлично хранит свои темные секреты, а у каждого соседа найдется по скелету в шкафу. «Мертвое озеро» — это практически «Твин Пикс», помещенный в российскую действительность.
Мистические исчезновения, местные интриги, тайны и загадки и даже локальный «агент Купер», которому придется усомниться в своем представлении о мире и поверить в существование потустороннего, чтобы раскрыть загадочную смерть девушки.
«Чернобыль»
(реж. Йохан Ренк, 2019)
Одна из самых мрачных страниц в истории человечества 20 века. Расследование, к которому до сих пор возникают вопросы: кто же оказался виновен? Дятлов, западные шпионы или несостоятельность советской системы?
26 апреля 1986 года в 1:23:45 на Чернобыльской АЭС происходит взрыв ядерного реактора. На место аварии вызывают пожарных без спецодежды: живые люди оказываются в эпицентре самой чудовищной техногенной катастрофы человечества.
Руководство атомной станции отнекивается от разбирательств и заверяет Кремль, что ситуация под контролем. Однако химик и академик Валерий Легасов настаивает на расследовании произошедшего. Вместе с типичным «системником», зампредседателем Совета министров Борисом Щербиной ему предстоит изучить страшные подробности катастрофы и осознать, что визит в Чернобыль значительно сократит их жизнь.
«Чернобыль» — захватывающая попытка HBO найти ответственных в истории, в которой не осталось правых, а все участники поплатились жизнью и здоровьем. Виноватым тут оказывается не «маленький человек», а большая тоталитарная машина, в утробе которой такая катастрофа оказалась возможной.
«Лапси»
(реж. Артем Аксененко, 2018)
Команду двух вирусологов Веру Бойко и Николая Романова отправляют на разведку нового штамма вируса в карельскую деревню. Коллег связывает непростое прошлое и к совместной поездке они относятся, мягко говоря, с холодком. В поисках источника вируса герои внезапно обнаруживают у себя его симптомы, но магическим образом болезнь отступает, когда пара оказывается на острове Сариола. Казалось бы, живи да радуйся — но только местные жители, к которым давно не заглядывала смерть, не сильно рады непрошеным гостям. Они верят, что на острове может одновременно находиться строго определенное количество людей, а значит, чужакам здесь не место. Герои оказываются в ловушке: стоит сбежать с острова — симптомы лихорадки снова возвращаются.
Им предстоит разгадать тайну загадочного места, постичь непростые правила выживания среди его жителей, и, конечно, разобраться в своих отношениях, которые закончились много лет назад.