Родная кровь. 7 жутких фильмов о жестоких матерях
3 февраля в прокат выходят «Параллельные матери» Педро Альмодовара, который по традиции восхваляет женщин и материнство. Time Out решил взглянуть на родительство под другим углом и вспомнил 7 фильмов, в которых дети пострадали от гиперопеки и удушающей любви — или и вовсе от ее отсутствия.
«Непослушный Бабби», 1993
Бабби — 35, но его развитие осталось на уровне ребенка. На протяжении жизни герой пережил как физическое, так и психологическое насилие со стороны матери: сперва она не выпускала мальчика на улицу, уверяя, что снаружи он задохнется, а затем и вовсе заперла сына в сыром и темном подвале. Когда же домой возвращается блудный отец, бывший священник, и начинает измываться над Бабби, герой совершает убийство и сбегает в большой мир.
Фильм австралийского независимого режиссера Рольфа Де Хира — шокирующее исследование того, насколько разрушительными могут быть взаимоотношения с родителями.
«Хорошие девочки не взрываются», 1987
Эйприл Флауэрс боится ходить на свидания: каждый раз, когда она хочет заняться любовью, рядом с ней что-то взрывается. Героиня свято верит, что представляет опасность для молодых людей, однако ее друг детства считает, что все это дело рук матери, которая хочет оградить дочь от мужчин.
Малоизвестная в России лента Чака Мартинеса — забавная комедия абсурда, в которой мотивы гиперопеки объясняются одним простым диалогом: «Как ты могла делать такие ужасные вещи?» — «Я твоя мать».
«Родители», 1989
Черная комедия Боба Балабана рассказывает о семье, которая только что переехала в двухэтажный дом в пригороде. Каждый вечер мать балует мужа и сына очередным мясным блюдом: сочные стейки, почки, ребрышки, мясной рулет. Только вот десятилетний Майкл от еды предпочитает отказываться. Учителям в школе кажется, что ребенок чего-то боится — и однажды мальчик рассказывает свою тайну психологу. Майклу кажется, что его родители — каннибалы.
По замыслу Балабана весь фильм должен был стать сатирой на идеализированную жизнь в американском пригороде, в которую неожиданно вторгается что-то ужасное.
Лента пугает не столько кровавыми сценами, которых тут не так уж и много, сколько гнетущей атмосферой, которая достигает своего пика в финале. Эффект усиливает повествование, которое ведется от лица Майкла. Зритель становится таким же уязвимым, как мальчик, и совершенно не знает, как относится к, казалось бы, самым близким на планете людям.
«Кэрри», 1976
Маргарет Уайт — одна их тех матерей, от которой мурашки бегут по коже. Несчастная женщина, нашедшая спасение в религии, Маргарет со временем превратилась в фанатичку, которая ежедневно устраивает своей дочери психологическую пытку.
Когда у Кэрри начинается первый менструальный цикл, мать отправляет ее в шкаф, где она должна просить прощение за греховные мысли. Способности девочки к телекинезу женщина называет происками Сатаны, а после попыток Кэрри постоять за себя и вовсе решает ее убить. Улыбающееся лицо Маргарет в финале, когда та пытается зарезать свою дочь огромным кухонным ножом, пробирает до костей.
«Взаперти», 2020
По сюжету у Хлои целый букет болезней, из-за чего девочка может передвигаться только на инвалидной коляске и обучаться на дому под присмотром любящей матери. Тем не менее героиня не сдается и даже подает документы на поступление в университет, а когда ответ так и не приходит, начинает подозревать, что в этом как-то замешана мать.
Саре Полсон, воспитанной «Американской историей ужасов», отлично удается играть персонажей слегка не в себе. Однако большая часть истории в фильме держится на Кире Аллен — несмотря на свой первый опыт работы в кино, девушка ничуть не уступает профессиональной коллеге.
«Цветы на чердаке», 1987
У Корин умирает муж. Оставшись без гроша в кармане, она решает отвезти четверых детей к обеспеченным родителям и спрятать их на чердаке, чтобы не потерять отцовское наследство. Бабушка запрещает внукам покидать комнату и морит голодом, а затем начинает приносить печенья, посыпанное подозрительным белым порошком.
На режиссерское кресло претендовал Уэс Крэйвен, но продюсеры ленты и автор одноименного романа Вирджиния Эндрюс отказались от его варианта сценария, посчитав слишком жестоким.
Тогда место занял Джеффри Блум, но и ему пришлось нелегко: студия контролировала весь процесс съемки, ограничивала финансирование и в итоге решила полностью переснять готовый финал. В итоге Блум покинул режиссерское кресло. Концовка не понравилась и актерам, но продюсеры считали, что зрители будут ждать расправы над злобной матерью.
«День мамочки», 1980
Лента, премьера которой состоялась спустя два года после выхода «Хэллоуина», стала одной из первых в жанре слэшера и была снята Чарли Кауфманом — тем самым, который подарил нам «Вечное сияние чистого разума» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк».
Спустя десять лет после окончания школы три подруги решают провести вместе уик-энд и отправляются в богом забытый лес на пикник. Как это часто бывает, они оказываются в не то время в не том месте и становятся участницами игры на выживание. За девушками начинают охоту два маньяка, а затем насилуют и убивают их по заданию матери.
Кауфман вплетает в ленту сатирические элементы и мастерски разрушает устоявшийся в культуре образ матери.