Телефон как туфелька и Крестная-да Винчи: 8 адаптаций «Золушки» от худшей к лучшей | Кино | Time Out

Телефон как туфелька и Крестная-да Винчи: 8 адаптаций «Золушки» от худшей к лучшей

Анна Афанасьева   6 сентября 2021
5 мин
Телефон как туфелька и Крестная-да Винчи: 8 адаптаций «Золушки» от худшей к лучшей
Кадр из фильма «Золушка» (2015)

С 3 сентября можно посмотреть очередную версию истории о Золушке — девушке, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. На новую адаптацию известной сказки сразу обрушилась критика от разочарованных зрителей и журналистов. Однако стоит отметить, что это далеко не первая попытка кинематографистов привнести в повествование нечто новое и соответствующее времени. Time Out вспомнил 8 очень разных вариантов истории.


«История Золушки» (2004)

Романтическая комедия переносит сюжет в современное время. Здесь Золушка ходит в школу, мечтает о Принстоне вместо принца, а роль потерянной туфельки выполняет телефон, прикрепленный к ноге. Дух нулевых, пропитавший фильм, пока смотрится нелепо, но вполне возможно, что в ближайшее десятилетие «История Золушки» станет предметом ностальгии.

Главную героиню, неудачницу и дурнушку, играет гламурная и привлекательная Хилари Дафф. В основе картины — спор самого популярного парня школы, который не хочет идти в колледж, и его отца, однако этот конфликт не вызывает должного интереса.


«Заколдованная Элла» (2004)

Фильм снят по одноименному роману, который пересказывает классическую сказку по-своему и помещает героиню в мир, где живут огры, эльфы и великаны. Драма объясняет, почему Золушка выполняет все приказы сестер и мачехи, — она была заколдована во младенчестве.

Энн Хэтэуэй прекрасна в роли Эллы, но тон фильма удивительно непоследователен. С одной стороны, в нем есть феи, идеальная любовь и утрированно злые и уродливые сводные сестры. С другой, политические разборки, порабощенные нации и шутки о штрафах за полеты в пьяном виде.


«Золушка» (1979)

17-минутная версия сказки представляет собой вполне типичный советский мультфильм: инновационные художественные методы сочетаются с лиризмом, отличной музыкой, оригинальными стихами и первоклассной работой актеров озвучки.

Главным злодеем истории кажется молчаливый отец Золушки. Он благодушно пытается привлечь дочь к жизни семьи — например, взять на бал, но мгновенно сдается при первом же сопротивлении новой жены. В отличие от остальных фильмов, которые стараются вознаградить стремление главной героини к борьбе, этот восхваляет ее кротость.


«Золушка» (2015)

Ремейк легендарного мультфильма 1950 года отвечает на вопросы, невольно заданные оригиналом. Почему сестры и мачеха не узнали Золушку на балу? Тут постаралось заклинание Феи-Крестной. Почему туфелька подходит только героине? Тоже ее рук дело.

Сказка сильна в визуальных элементах: платье Золушки и костюмы персонажей выглядят великолепно, а сцены с магическими превращениями напоминают волшебство классического Disney. Слабая же сторона фильма — его сценарий. Здесь Золушка предстает недалекой и безвольной, принц — неинтересным, а мачеха — непоследовательной.


«Золушка» (1997)

Эта картина — редкий пример удачного диснеевского ремейка: он пересказывает мюзикл, созданный Ричардом Робертсом и Оскаром Хаммерстайном в 1957 году. Этому фильму удалось то, что не получилось у только что вышедшей версии — сделать расовое разнообразие осмысленным.

Золушку здесь играет Брэнди, фею — Уитни Хьюстон, королеву — Вупи Голдберг, а принца — филиппинец Паоло Монтальбан, и актерская работа в фильме на высоте. Единственный минус в том, что под давлением веселого тона пострадал сюжет: конфликт отсутствует, сестры и мачеха кажутся не злодеями, а скорее заблуждающимися героями.


«Золушка» (1950)

Лихой феминизм нулевых обрушился на пассивных диснеевских принцесс за отсутствие социальной сознательности. Особенно досталось Золушке из мультфильма 1950 года — она была объявлена слабохарактерной и мечтающей лишь о спасителе-мужчине. Однако критики забывают, что, в отличие от героини ремейка 2015-го, она была воспитана жутковатой леди Тремейн, а бал стал ее возможностью выбраться из бытового ада.

Мультфильм выглядит удивительно цельным: яркие герои, продуманные до мелочей образы, эмоциональная последовательность истории и завораживающая атмосфера.


«История вечной любви» (1998)

Создатели фильма очистили историю от волшебства и дали ей конкретное место и период — Франция XVI века. Помимо этого, события здесь происходят далеко не как в сказке, а более последовательно, как в исторических драмах. И даже собираться на бал девушке помогает не волшебная фея, а Леонардо да Винчи.

«История вечной любви» преобразила исходный материал в соответствии со временем и форматом. Даниэль де Барбарак (Дрю Берримор) умна, умеет постоять за себя, разбирается в политике, а отношениям Даниэлы и принца уделяется достаточно внимания, чтобы можно было поверить в их искренность.


«Золушка» (1947)

Эпичный фильм, созданный по сценарию Евгения Шварца, можно назвать советским «Волшебником страны Оз»: масштабные съемки, небывалая сказочность и вечные истины. Главные достижения адаптации — тонкий юмор и потрясающая картинка, созданная благодаря роскошным костюмам и декорациям. Фильм демонстрирует потенциал отечественной актерской школы: 38-летняя Янина Жеймо и 35-летний Алексей Консовский идеально сыграли подростков.

Трудно поверить, но главные сокровища картины — Фаина Раневская и Эраст Гарин, исполнившие роли мачехи и короля — чаще всех получали замечания за импровизацию. В итоге у них получили уникальные, ни на кого не похожие герои.