Мистический холостяк с черным поясом. 8 фактов о Джоне Кьюсаке
Отец Джона — кинематографист
Джон Кьюсак появился на свет 28 июня 1966 года в городе Эванстон, штат Иллинойс, в многодетной ирландской семье, став четвертым из пятерых детей. Его мать Нэнси работала учительницей математики в местной школе, а отец Ричард Джон занимался рекламным бизнесом.
Впрочем, известен Кьюсак-старший прежде всего как талантливый кинематографист. Он был продюсером, который в качестве режиссера также снимал документальные фильмы и однажды даже был удостоен премии «Эмми». С 1980-х Ричард появлялся в эпизодических киноролях — самой известной картиной, в которой он снялся, стал триллер «Беглец» (1993).
Кьюсак с детства знакомился с профессией актера
Дети Ричарда Кьюсака посещали театральную школу. Не стал исключением и Джон, в семилетнем возрасте поступивший в мастерскую к другу семьи Берну Пивену. Однако актерствовать парень начал гораздо раньше — старшие братья и сестры, уже имевшие небольшой театральный опыт и впоследствии тоже ставшие актерами, обучали его.
К примеру, когда Джону исполнилось три года, сестра Энн поставила семейную пьесу. Правда, мальчику досталась всего лишь роль собаки, но это его только веселило. Во время обучения этот небольшой опыт ему помогал — в театральной школе Джон был одним из лучших. Особенно нравилось Кьюсаку играть в инсценировке рассказа Чехова «Душечка».
Актер вспоминает: «Я смог по-настоящему оценить уроки театральной мастерской намного позже, когда стал сниматься в кино. Театр научил меня дисциплине. Я научился сохранять индивидуальность, будучи членом коллектива».
Джон был радиоведущим и мечтал стать бейсболистом
Если занятиями в театральной мастерской Джон вдохновлялся, то учеба в средней и старшей школе доставляла ему множество хлопот. Подростку не нравилось посещать уроки, которые он при малейшей возможности пропускал. Вместо этого Кьюсак нередко появлялся на встречах школьного театрального кружка и тренировках по бейсболу.
Несмотря на то что театра в его детстве было хоть отбавляй, Кьюсак вовсе не мечтал об актерской карьере — он планировал стать профессиональным бейсболистом. Однако спортивных успехов добиться все никак не удавалось, и Джон решил устроиться на радио. Там он читал рекламные сообщения и иногда заменял диктора.
Хорошая дикция, поставленная речь и артистизм выделяли его среди других детей, посещавших школьный кружок. Одноклассники и преподаватели отмечали, что парень был «блестящим и постоянно импровизирующим актером и в театре, и на радио».
Дебют Кьюсака в кино состоялся в 1983 году
Профессионального актерского образования у Кьюсака нет. Академические вершины казались ему далекими и совсем необязательными — к моменту выпуска из школы он уже был местной театральной звездой и снимался в рекламах.
И все же родители настояли на получении высшего образования. Джон поступил в Нью-Йоркский университет, но спустя год покинул его, почувствовав себя не на своем месте, ведь параллельно уже начал сниматься в кино.
В 1983 году, когда Кьюсаку исполнилось 17 лет, вместе с сестрой Джоан он был приглашен на небольшую роль в школьной комедии «Класс». С этого фильма начался долгий и тернистый путь актера к славе. Главными работами начального периода карьеры стали ленты «Шестнадцать свечей» (1984), «Одно безумное лето» (1986) и «Останься со мной» (1986), благодаря которым Кьюсак утвердился в качестве перспективного молодого артиста.
Карьерный пик актера пришелся на 1990-е
Важнейшим этапом в карьере Кьюсака стала роль в романтической комедии «Скажи что-нибудь» (1989) Кэмерона Кроу, которая считается одним из лучших школьных фильмов в истории американского кинематографа. Она помогла талантливому актеру попасть на радары ведущих режиссеров Голливуда — и уже в следующие несколько лет Кьюсак снялся в фильмах Роберта Олтмена («Игрок»), Вуди Аллена («Тени и туман», «Пули над Бродвеем») и Клинта Иствуда («Полночь в саду добра и зла»). Всего за одно десятилетие американец из актера одного жанра — комедии — превратился в артиста, способного исполнить любую роль — и знакомую комедийную, и драматическую:
«Слово “жанр” для меня не имеет никакого значения. В первую очередь важен материал, который увлекает, поражает мое воображение. Конечно же, всегда хочется быть в команде с людьми, которых знаешь и уважаешь за их работу в кино. Я снялся в нескольких десятках картин, однако хватит пальцев на руках, чтобы перечислить хорошие. Чтобы никого не обидеть, не буду их называть. Остальные мне кажутся абсолютно никчемными, я даже не держу в памяти их названий, как будто их и не было».
Вероятно, те самые «хорошие», по мнению Кьюсака, картины с его участием выходили в прокат в последние три года XX века. В 1997-м он снялся в одном из главных экшен-фильмов 1990-х «Воздушная тюрьма», спустя год — в фестивальной военной драме Теренса Малика «Тонкая красная линия», а в 1999 году сыграл в фэнтезийной комедии дебютантов Спайка Джонза и Чарли Кауфмана «Быть Джоном Малковичем». Лучшего доказательства всестороннего таланта актера и не найти.
Кьюсак интересуется мистикой
Мистические истории всегда увлекали Кьюсака. Недаром в его фильмографии множество ролей в подобных фильмах: три экранизации Стивена Кинга, включая любимый многими зрителями хоррор «1408» (2007), триллеры «Идентификация» (2003) и «Ворон» (2012). Во время промокампании к последнему Кьюсак признался в любви к мистике и Эдгару Аллану По:
«Я всегда интересовался мистикой. Нас влечет то, что находится за границами сознания. Безусловно, в этом мире есть какие-то силы, кроме человеческого разума и воли. К тому же, поскольку я не первый раз играю в такого рода картинах, периодически мне приходится соприкасаться с изучением “иного” мира. Это очень интересный предмет для литературы и кино. Эдгара По интересовали “сумерки”, пограничная реальность, которая существует между жизнью и смертью, сном и явью. Его влекла та область, которой другие опасаются, он же был путешественником по ту сторону. Все это наполняет ужасом и одновременно притягивает… Когда я готовился к роли, старался прочувствовать атмосферу его произведений. Кстати, я могу чувствовать энергетику других людей — светлая она или не очень, ощущаю, как люди обмениваются своей энергией».
Джон ведет активный образ жизни
Кьюсак старается проводить свободное время активно. Актер по-прежнему увлекается бейсболом и болеет сразу за два чикагских клуба, фанаты которых обычно враждуют между собой — «Чикаго Уайт Сокс» и «Чикаго Кабс». Заглядывает Джон и на матчи хоккейного клуба «Чикаго Блэкхокс».
Спорт с юношеских лет стал для Кьюсака большой частью жизни, ведь он не только следит за матчами любимых команд, но и постоянно занимается. Например, за 20 лет в кикбоксинге он сумел достичь мастерской степени — черного пояса.
Еще в свободное время он любит кататься на сноуборде и пользоваться медитацией для подготовки к ролям, чтобы с ее помощью познать психологию своего персонажа. Актер — последователь учения Махариши Махеш Йоги, основателя трансцендентальной медитации.
Кьюсак никогда не был женат
В жизни актера было множество романов, но ни один из них не закончился свадьбой. Избранницами Кьюсака становились Лили Тейлор, Нив Кэмпбелл, Минни Драйвер, Элисон Иствуд и другие. Он попросту не любит распространяться о личной жизни.
«Я действительно не люблю рассказывать о личном и считаю, что чем меньше мужчина распространяется о себе, тем лучше для него. Особенно если речь идет о моей профессии: в этом случае всегда найдутся те, кто все додумает, приукрасит или исказит, а кто-то это с удовольствием проглотит и будет счастлив. Из меня, например, писаки в свое время пытались сделать эдакого Синюю Бороду, который заманивает женщин в свои сети, а потом избавляется от них всяческими страшными способами. Я не убежденный холостяк. Я одиночка по натуре и пока по статусу, но это не означает, что я буду один всю жизнь. Для убежденных холостяков брак — нечто неприемлемое, для меня — нечто возможное. Я по-прежнему остаюсь романтиком и верю, что однажды встречу свой идеал».