Великая неудачница с интроверсией. 8 фактов о Гленн Клоуз
Детство Клоуз прошло в Конго под влиянием секты
Гленн родилась 19 марта 1947 года в небольшом американском городке Гринвич, штат Коннектикут. Родители девочки были уважаемыми людьми и имели европейские аристократические корни.
В раннем возрасте Клоуз вместе с семейством отправилась в Африку — там отец, врач по профессии, открыл собственную клинику и был личным доктором одного из видных конголезских политических деятелей Мобуту Сесе Секо. Тогда же чета Клоуз попала под гнет движения «Моральное перевооружение». Его главные правила включали отказ от благ цивилизации и ограничение общения с людьми, не являющимися участниками движения. Это сказалось на характере Гленн — девочка с детства была стеснительной и замкнутой.
Мечты Гленн об актерской карьере сформировались во время обучения в колледже
В 1960 году Республика Конго стала независимой и семейство решило, что в стране находиться опасно. Отец остался, а Гленн с мамой, братьями и сестрами уехала в Швейцарию, где находилась штаб-квартира движения «Моральное перевооружение».
В Европе будущая актриса училась в частной школе, где особенно любила литературу и английский язык, которые в дальнейшем планировала изучать в колледже. В 21 год Клоуз вернулась на историческую родину и поступила в Колледж Уильяма и Мэри в городе Уильямсберг, Виргиния. Это второе самое старое высшее учебное заведение в США после Гарвардского университета.
Там-то Гленн впервые и познакомилась с лицедейством. В свободное время она играла в труппе студенческого театра и открыла свой новый талант — пение. Родители не одобряли увлечений дочери, но Клоуз уже тогда окончательно решила, что свяжет жизнь с актерством. Получив бакалаврскую степень по литературе, она поступила в театральную школу и стала искать свой шанс на подмостках Бродвея.
Клоуз начала свой профессиональный путь в театре
Еще до съемок в своих первых фильмах Клоуз успешно играла в американских театрах и считалась одной из самых перспективных артисток. Дебют Гленн на Бродвее состоялся в 1974 году, когда ей было уже 27 лет.
Первые годы после учебы оказались трудными: театры отказывались от услуг актрисы, и ей приходилось разъезжать по всей стране, чтобы отыскать готовое к сотрудничеству заведение. Однажды, вернувшись в свою нью-йоркскую квартиру, она услышала сообщение на автоответчике — на другом конце провода важный голос приглашал ее на кастинг в бродвейский театр Хелен Хейс. Пробы прошли успешно — и Клоуз стала появляться на сцене.
Театральная карьера Гленн развивалась параллельно с кинематографической и в каком-то смысле оказалась даже более успешной. Самая известная роль актрисы — воплощенный на сцене лос-анджелесского театра Shubert Theatre образ Нормы Десмонд в мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера «Бульвар Сансет». Первую постановку с Клоуз зрители увидели в 1993 году, а уже через два года она стала обладательницей театральной премии «Тони» за лучшую женскую роль в мюзикле. Всего таких наград в ее карьере было три, две из них получены еще до «Бульвара Сансет», в 1984 и 1992 годах.
В кино Гленн дебютировала после 30 лет
Клоуз — одна из тех киноактрис, кого камера не видела до наступления 30-летнего возраста. В 1970-х Гленн предлагали не так много ролей в театре, поэтому она решила попробовать сыграть в кино.
Свои первые роли американка исполнила в 1979 году, когда ей было 32 года: сначала в малоизвестной драме «Поезд сирот», а несколькими месяцами позже в фильме «Слишком далеко идти». Оба фильма не выходили на большие экраны и демонстрировались только по телевидению. К тому же роли Клоуз в этих картинах оказались незаметными. Однако актриса не отчаивалась и продолжала работать — первый громкий успех в кино был уже не за горами.
Клоуз получила номинацию на «Оскар» за первую же роль на большом экране
После трехлетнего перерыва и работы в театре Клоуз все-таки получила возможность сыграть в фильме, который должен был появиться на больших экранах. В драме «Мир по Гарпу» (1982) она исполнила роль решительной и эксцентричной женщины-феминистки. Ее героиня воспитывает сына, который вырастает в известного писателя со странной и сложной судьбой.
Экранного сына персонажа Гленн сыграл Робин Уильямс — он был моложе актрисы всего на четыре года. Однако это не стало преградой для пары выдающихся артистов: их химию отметили многие зрители, а позже и профессионалы.
На тот момент 35-летняя Клоуз впервые стала номинанткой на «Оскар» за дебютную роль второго плана на большом экране.
Гленн Клоуз — обладательница уникальных рекордов и антирекордов Американской киноакадемии
С «Оскаром» у Клоуз особые отношения. В 1980-х американка отметилась сразу пятью номинациями на золотую статуэтку за роли в фильмах: «Мир по Гарпу», «Большое разочарование» (1984), «Самородок» (1985), «Роковое влечение» (1988) и «Опасные связи» (1989).
В рамках одного десятилетия таких показателей добивались либо величайшие актрисы калибра Кэтрин Хепберн и Мерил Стрип, либо звезды Золотого века Голливуда, когда объемы кинопроизводства были еще относительно небольшими.
Вторая волна номинаций пришлась на 2010-е: Американская киноакадемия отмечала ее за работы в лентах «Таинственный Альберт Ноббс» (2012), «Жена» (2019) и «Элегия Хиллбилли» (2021). Всего Гленн была номинирована на «Оскар» восемь раз и не получила ни одной статуэтки. Для актерских категорий это немыслимый антирекорд, так что Клоуз вполне можно назвать величайшей неудачницей в истории премии.
После очередного и, пожалуй, самого обидного поражения в 2019 году, когда она считалась главной фавориткой, актриса заявила, что «было бы круто никогда не получить “Оскар” за определенную роль»:
«Может быть, лучше быть выкаченной в инвалидном кресле и получить награду за достижения всей жизни? Тогда не придется произносить речь. Я бы не возражала, если бы меня выкатили, когда я стану старой и пускающей слюни, и у меня будет седой парик, прикрывающий мою лысую голову».
Актриса считает себя интровертом
Трудное детство под влиянием секты отразилось на взрослой жизни актрисы. В интервью The Guardian Клоуз признавалась, что не любит больших компаний, а друзей может сосчитать по пальцам:
«Я интроверт и в детстве была мучительно застенчивой. Думаю, до сих пор многое из этого во мне осталось. Я прочла книгу “Тишина: сила интровертов в непрерывно болтающем мире”, и она стала для меня настоящим утешением. Я поняла, что я та, кем всегда была. И приказала себе не ввязываться в ситуации, где мне некомфортно. Я боюсь вечеринок».
Однако в 2021 году в возрасте 74 лет на церемонии вручения премии «Оскар» Клоуз на некоторое время превратилась в главного экстраверта на планете и зажигательно станцевала тверк под прицелами камер.
Клоуз четыре раза была замужем
Актриса четырежды пыталась создать счастливую семью, но всякий раз попытки оказывались неудачными. Впервые Гленн вышла замуж в 22 года — ее партнером стал гитарист Кабот Уэйд. Брак просуществовал два года, после чего пара разошлась, а Клоуз впоследствии назвала его ошибкой молодости.
Следующее замужество длилось на год дольше. С предпринимателем Джеймсом Марласом американка обручилась в 1984-м, но уже через три года пара объявила о разводе. В 1987-м Гленн вышла замуж за продюссера Джона Старка — их союз длился на год дольше предыдущего. В этот период Клоуз родила свою единственную дочь, Энни Мод Старк, которая тоже стала актрисой.
Четвертый брак продлился почти десять лет. В 2006 году руки и сердца Гленн просил бизнесмен Дэвид Эванс Шоу. После очередного развода в одном из интервью Клоуз предалась рефлексии:
«Думаю, нет ничего лучше того, чтобы иметь партнера, с которым можешь прожить жизнь, создать историю, чувствовать себя комфортно, иметь общих детей. По иронии судьбы к этому выводу я пришла очень поздно, когда у меня никого нет. И не знаю, будет ли… Однако я никогда в своей жизни не чувствовала себя лучше, чем сейчас. Я поздний цветок».