Дева в огне. 8 фильмов о Жанне д’Арк | Кино | Time Out

Дева в огне. 8 фильмов о Жанне д’Арк

Анна Самойлова   30 мая 2023
6 мин
Дева в огне. 8 фильмов о Жанне д’Арк
Кадр из фильма «Жаннетт: Детство Жанны д’Арк»
30 мая 1431 года была казнена национальная французская героиня и католическая святая Жанна д’Арк. Ее образ получал множество воплощений в живописи, театре и кино — каждый художник находит в ее истории свою тему. Time Out вспоминает восемь оригинальных фильмов, рассказывающих о жизни и смерти Орлеанской девы.

«Страсти Жанны д’Арк» (La passion de Jeanne d’Arc, 1928)

Кадр из фильма «Страсти Жанны д’Арк»

Для съемок истории великой героини датский кинорежиссер Карл Теодор Дрейер, известный в том числе своим строгим характером и перфекционизмом, переехал во Францию, где специально для картины были построены уникальные декорации средневекового замка.

Рене Фальконетти создала одухотворенный образ французской героини, которая робко, но твердо смотрит своими огромным глазами в лица обрюзгших судей. Примечательно, что эта роль стала последней в карьере актрисы — съемки у великого кинодеспота привели к травмам коленей и сильным эмоциональным потрясениям. В тот период ходили неподтвержденные слухи, будто режиссер по-настоящему наносил исполнителям физические увечья для большего погружения в образ.

По мнению отечественного исследователя феномена Жанны д’Арк Владимира Райцеса, Дрейер стал одним из немногих кинематографистов, кто сумел приблизиться к истории и воссоздать ее в своем творении.


«Жанна Д’Арк на костре» (Giovanna d’Arco al rogo, 1954)

Кадр из фильма «Жанна Д’Арк на костре»

Роберто Росселлини в 1954 году снял свою картину, посвященную истории французской героини, а на главную роль пригласил утонченную актрису и супругу Ингрид Бергман. Интересно, что за шесть лет до этого она уже снималась в костюмном фильме «Жанна Д’Арк» Виктора Флеминга, известного по «Волшебнику страны Оз».

Фильм представляет собой киноверсию постановки, основанной на одноименной оратории Поля Клоделя и Артура Онеггера. Несмотря на то что Бергман и Росселлини дали свою интерпретацию оригинального произведения, авторы остались под глубоким впечатлением от увиденного.

По сюжету к Жанне д’Арк перед смертью приходит видение Святого Доминика, боровшегося против ереси во Франции. Он показывает мученице истинное значение ее смерти и сущность тех, кто предал ее на смерть. Перед героиней возникают символические образы Смерти, Похоти, Гордыни и Глупости, захватившие души судей и земных царей.


«Процесс Жанны д’Арк» (Procès de Jeanne d’Arc, 1962)

Кадр из фильма «Процесс Жанны д’Арк»

Слово «процесс», вынесенное в название, отражает метод повествования, избранный Робером Брессоном в фильме. На протяжении всего действия, за исключением нескольких сцен, камера не выходит за пределы судебного зала, где разворачивается истинная драма. В «Процессе Жанны д’Арк» нет громких звуков, фраз и активных действий. Происходящее снято сдержанно, как реконструкция криминальной хроники.

Тем не менее непрофессиональная актриса Флоранс Делай, исполнившая главную роль, показала, что внутри ее закованной в кандалы героини происходит серьезная борьба между страхом смерти и веры в необходимость жертвы. Ее поза, слова и движения раскрывают внутренние мужество и стойкость.


«Начало» (1970)

Кадр из фильма «Начало»

В 60-х российский режиссер Глеб Панфилов написал сценарий «Жизнь Жанны д’Арк», но постановка была запрещена по решению ЦК и Госкино. Одной из причин стал тот факт, что героиня — христианка, а вопросы веры в тот атеистический период еще не обсуждались во всеуслышание. Спустя некоторое время автор вынес на суд зрителей комедийную драму «Начало», где ему все же удалось обратиться к волнующей теме. Фильм о ткачихе с фабрики, которая неожиданно получает приглашение сняться в кино в образе французской героини, стал безусловным хитом отечественного проката.

Повествование разделяется на две сюжетные линии. В первой Паша Строганова переживает свои большие и маленькие личные драмы в круговерти жизни. Здесь преобладают фарс, ирония и гротеск. Вторая линия показывает завершенный фильм со Строгановой в главной роли, открывшей в себе невероятный талант. На фоне трагедийных мотивов карикатурная игра Чуриковой выглядит чарующе патетической и экспрессивной.

Эпизоды с Орлеанской девой завораживают своей выверенностью, строгостью и внутрикадровой тишиной. Панфилов нарушает хронологию событий и показывает Жанну сначала на суде, потом перед наступлением, а затем во время казни — это переломные моменты жизни героини, в которых проявляется ее сильный дух.


«Жанна-Дева — Битвы» (Jeanne la Pucelle I — Les batailles, 1994) / «Жанна-Дева — Тюрьмы» (Jeanne la Pucelle II — Les prisons, 1994)

Кадр из фильма «Жанна-Дева — Тюрьмы»

Режиссер «Очаровательной проказницы» Жак Риветт родился в Руане, где и была сожжена героиня его фильма 1994 года с Сандрин Боннэр в главной роли. Кинематографист снял эпическую картину, разделенную на две части, в которой рассказано о двух этапах жизни девы: войне и аресте.

Монументальную интерпретацию Риветта отличает то, что он решил уделить большее внимание человеческой природе Святой, ее эмоциям, страхам и телесности. В ней соединяются боевой дух, вера и инстинктивный страх перед неизвестностью будущего.

Режиссер придерживается реальных фактов, которые последовательно раскрывает в повествовании. Исторический материал служит фоном для изображения ярких характеров и человеческих трагедий.


«Жаннетт: Детство Жанны д’Арк» (Jeannette, l’enfance de Jeanne d’Arc, 2017) / «Жанна» (Jeanne, 2019)

Кадр из фильма «Жаннетт: Детство Жанны д’Арк»

В 2017 году известный французский режиссер Брюно Дюмон представил на Каннском кинофестивале свое видение истории известной девы — «Жаннетт: Детство Жанны д’Арк». Он обратился не к периоду ее подвигов, а к нежным годам, когда будущая героиня была еще девочкой-крестьянкой, играющей с ровесниками — но уже в эти годы в ней проявляются добродетель и проницательность.

Уникальность картины заключается в том, что история рассказана через музыкальные и танцевальные партии, которые сложно отнести к знакомым жанрам и видам. Однако именно в их дисгармоничности, странности, удается сделать акцент на телесности героев. Через два года автор вновь вернулся на Лазурный берег и представил зрителям вторую часть истории о Жанне. В ней речь идет о уже войне, суде и смерти девы, хотя, по словам Дюмона, эти картины не имеют между собой прямой связи.

Главную роль в обеих лентах исполнила Лиз Леплат Прудом, которая на момент съемок была младше Жанны почти в два раза. Дюмон взял столь юную актрису, чтобы подчеркнуть, насколько беззащитной была французская девушка перед беспощадным судом, руководствующимся политическими интересами.

Обе картины объединяет полижанровость: драма переплетается с комедией, а изобилие художественных средств — с аскетичностью.