«Госпожа Месть»: 8 фильмов о женщинах, которые жестоко отплатили своим обидчикам
«Убить Билла», 2003
Некоторым голливудским режиссерам все еще сложно поставить сильных и независимых женских персонажей в центр внимания — а Квентин Тарантино делает это на протяжении многих лет.
Беатрикс Киддо (Ума Турман) кажется машиной для убийства, и у нее определенно есть на это причины. Она выходит из комы спустя четыре года после того, как мужчина, которого она любила, бросил ее умирать на собственной свадьбе. Единственное, что интересует «воскресшую» Беатрикс — это сладкая месть. Героиня планирует ее без малейшего колебания, записывая имена будущих жертв на листе бумаги, который с таким же успехом мог бы быть списком покупок.
Беатрикс, она же «Невеста», сеет хаос своим мечом в поистине беспощадной демонстрации мастерски поставленного насилия. Она отрубает конечности, вырывает глаз голой рукой и останавливает бьющееся сердце одними только пальцами.
«Дьяволица», 1989
Когда в семейной жизни все идет наперекосяк, стоит вспомнить героиню Розанны Барр из «Дьяволиц». После того, как Рут узнает, что у ее мужа завязался роман со знаменитой писательницей Мэри Фишер (Мэрил Стрип), она решает ему отомстить. Желая лишить его самого дорогого, женщина прибегает к помощи других представительниц своего пола, которые также были обижены мужчинами, чтобы вместе объединить силы.
В конце концов Рут выставляет и своего мужа, и Мэри гнилыми людьми, которыми они и являются, и доказывает, что подобных персонажей редко ожидает счастливый финал.
«Клуб первых жен», 1997
Не всякая месть должна быть кровавой. Спросите об этом женщин из Клуба Первых жен. Будучи лучшими подругами в колледже, героини встречаются спустя тридцать лет на похоронах одногруппницы, которая покончила жизнь самоубийством из-за женитьбы ее бывшего мужа на молодой девушке.
Обманутые бесхребетными и коварными мужьями, Элиза, Бренда и Энни (которых играют Голди Хоун, Бетт Мидлер и Диана Китон соответственно) решают объединить свои усилия и отомстить.
Устав играть вторую скрипку в патриархате, они начинают собственную игру и показывают мужчинам, кто на самом деле главный.
«Злодейка», 2017
Жестокий корейский триллер «Злодейка» начинается с того, что одетая в кожу киллер Сук-хи хладнокровно уничтожает головорезов в освещенном неоновым светом коридоре. Ее задерживает прибывшая на место происшествия полиция — после чего чиновники решают, что способности девушки могут принести пользу государству. Постепенно мы узнаем, что Сук-хи превратилась в беспощадного киллера после того, как ее отца убили из-за кражи бриллианта, а мать отдали в сексуальное рабство.
Режиссер Чон Пен-гиль сочетает уже знакомые зрителям элементы. Явно вдохновившись лентами Квентина Тарантино «Убить Билла», Ренни Харлина «Долгий поцелуй на ночь», Люка Бессона «Ее звали Никита», кинематографист предлагает свою вариацию на тему женской мести, в которой умело переплетаются сатира, романтика и жестокие сцены насилия.
В 2017 году фильм был представлен в рамках внеконкурсной программы Каннского кинофестиваля и удостоился четырехминутных оваций.
«Сочувствие госпоже Месть», 2005
Пак Чхан-ук точно знает, что такое месть — и он доказал это в своей трилогии («Сочувствие господину Месть», «Олдбой», «Сочувствие госпоже Месть»).
Ли Гым-джу заключили в тюрьму на тринадцать лет после того, как она взяла на себя ответственность за похищение и убийство ребенка. Заводя контакты с другими заключенными и выполняя разного рода тюремные работы, героиня заставляет окружающих поверить в то, что она якобы претерпела своего рода духовную трансформацию. Выйдя, наконец, на свободу, девушка решает осуществить свой план мести, который она вынашивала все это время.
Мало кто из кинематографистов может демонстрировать жестокость с таким пылом, как Пак Чхан-ук. В этой ленте он сосредотачивается на женском характере и создает уникальную смесь черного юмора, крайнего насилия, кощунственной иронии и освободительного гуманизма, главным образом изображенного в сцене коллективной мести. Тот факт, что обычные люди могут обратиться к убийцам-садистам, представляет собой послание режиссера относительно мести: иногда насилие — единственный путь к истинному катарсису.
Чтобы оправдать эту философию, он рисует отрицательного персонажа самыми ужасными красками: любое действие против него считается достойным и даже справедливым.
«Дьяволицы», 1954
Частной школой в Сен-Клу управляет директор-тиран Мишель, который привык сурово обращаться с ее учениками и сотрудниками — в частности, со своей больной и набожной женой Кристиной. Любовница Мишеля Николь также подвергается нападкам со стороны мужчины. Две несчастные женщины решают отомстить ему. Они подпаивают Мишеля и топят его в ванной — а затем выбрасывают труп в школьный бассейн, но сюжет принимает неожиданный оборот, когда наутро героини обнаруживают, что тело пропало.
Незабываемый финал ленты сделал «Дьяволиц» одним из величайших психологических триллеров всех времен и не раз послужил источником вдохновения для кинематографистов.
Известно, что на экранизацию романа Буало-Нарсежака претендовал Альфред Хичкок, но его опередил Анри Жорж Клузо.
«Железная хватка», 2010
После того, как бандит Том Чейни убил отца Мэтти, четырнадцатилетняя девушка обратилась к опытному стрелку Когберну по кличке Забияка с просьбой помочь ей выследить Чейни и добиться справедливости.
Одноименный роман Чарльза Портиса прославился еще в 1969 году благодаря его экранизации «Настоящее мужество» Генри Хэтэуэема с Джоном Уэйном в главной роли. Но именно ремейк братьев Коэнов дал героине наибольший эмоциональный накал — даже несмотря на противостояние таким именитым актерам, как Мэтт Деймон и Джош Бриолин. В этой достаточно простой истории об исправлении ошибок и требовании возмездия девочка в возрасте всего 14 лет держит Старый Запад за горло.
И хотя она, возможно, не так устрашает, как мужчины, с которыми она разделяет экранное пространство — ее решимость не имеет себе равных.
«Госпожа сорок пятый калибр», 1981
Всего 10 минут хронометража — и главную героиню дважды изнасилуют в течение одного и того же дня. Другими словами, режиссер Абель Феррара не тратит время на долгие разъяснения несчастливого положения своей героини, немой швеи из Нью-Йорка по имени Тана. После того, как девушка убивает второго насильника и сохраняет у себя его пистолет, она надевает на себя одежду из кожи, делает яркий макияж и выходит на улицу, желая расквитаться с половиной мужского населения города.
«Госпожа сорок пятый калибр» принадлежит к жанру эксплуатационного кино, но не стоит думать, что эта лента такая же поверхностная, как некоторые из ее собратьев. Фильм Феррары демонстрирует подрывной взгляд на тему женской мести, который оказывается одновременно ужасающим, отвратительным и в то же время завораживающим на протяжении всего повествования.