8 хорроров, вдохновленных легендами и преданиями | Кино | Time Out

8 хорроров, вдохновленных легендами и преданиями

Дмитрий Евстратов, Анна Самойлова   28 февраля 2024
5 мин
8 хорроров, вдохновленных легендами и преданиями
Фото: архивы пресс-служб
Уже завтра — 29 февраля — странный день в календаре. Он наступает лишь раз в четыре года, и многие люди издревле его боятся: кто знает, что может произойти в «несуществующий» день? Например, у восточных славян 29 февраля считается одним из самых опасных, демонических дней. Мы в это, конечно, не верим, но испугаться любим, поэтому подобрали восемь хорроров, основанных на леденящих душу легендах.

«Женщина с разрезанным ртом», 2007

Представьте: неизвестная красавица подходит к случайным прохожим и задает вопросы о своем лице. Независимо от ответа, она спускает медицинскую маску, демонстрирует грубые шрамы и убивает человека огромными ножницами. Страшно? Не то слово!

Японский хоррор 2007 года показывает зарождение легенды о Кутисакэ-онна. Школьники передают услышанную страшную сказку из уст в уста и постепенно проникаются ей. Иррациональный страх, подобно вирусу, вырывается за пределы класса и захватывает даже руководство школы, желающее лично развеять страшные слухи, или доказать, что загадочные пересуды правдивы…


«Филадельфийский эксперимент», 1984

Одна из главных американских баек — якобы состоявшийся в 1943 году Филадельфийский эксперимент, во время которого произошло настоящее чудо: эсминец «Элдридж» исчез, а затем мгновенно переместился в пространстве на несколько десятков километров. Рассказать эту мистическую историю в кино взялся Стюарт Рэффил. Правда, вместе с кораблем во времени и пространстве переместились и два американских матроса. Они оказались в оруэлловском 1984 году, где тоже проводятся такие эксперименты и тоже с последствиями: пришельцами, пропажей части военной базы, погонями, заложниками, перемещениями во времени и, конечно, геройством — в общем, мистический хоррор легким движением руки превратился в голливудский блокбастер.


«Аллигатор», 1980

Еще одна популярная американская городская легенда — крокодилы в канализациях. Не крысы или змеи, а именно крупные аллигаторы. Почти ничем не подкрепленный страх (маленькие ящерки все-таки находились в канализации Нью-Йорка, но из унитазов не вылезали) зародился в американском обществе в середине XX века и не раз обыгрывался в кино. В частности, в хорроре с элементами комедии «Аллигатор».

По сюжету детеныша крокодила спустили в унитаз. Он, попав в канализационную систему, сдюжил и начал питаться телами животных, над которыми велись гормональные эксперименты. Откормившись под землей, он вылез наружу и стал терроризировать жителей Чикаго.


«Яга: Кошмар темного леса», 2020

Славянский фольклор хранит представления о паранормальных существах и местах, способных напугать ничуть не меньше, чем мистические твари из европейских, азиатских или американских преданий. К примеру, Баба-яга — вроде бы персонаж детских сказок, но таинственный образ, совмещающий колдовское безумие и приветливость, не дает покоя ни продюсерам сказочных лайв-экшен-ремейков советских мультфильмов, ни хоррормейкерам.

Режиссер Святослав Подгаевский уже успел снять свое видение легенд о Пиковой Даме, русалках и проклятых квартирах. В 2020 году он обратился и к истории о Бабе-яге. Фильм рассказывает о семье с двумя детьми, которые приезжают в новый дом. Чтобы успешно справляться с домашними и рабочими делами, супруги приглашают для новорожденной дочери няню — молодую блондинку Татьяну. Женщина начинает странно себя вести, но это замечает лишь сын главных героев.


«Последний поворот», 2014

Вокруг дорог слагается множество легенд — существуют поверья о нескончаемых шоссе, несуществующих поворотах и призрачных попутчиках. Одну из таких историй вспомнили друзья, решившие проверить это на собственном опыте. Их автомобиль мчится на полном ходу по пустынной ночной трассе. Внезапно за поворотом возникает сгусток света, напоминающий человеческую фигуру. Легенда подтвердилась, но теперь за ними следует неизвестная сущность, стремящаяся наказать потревоживших ее покой юнцов. Неожиданный поворот, как водится, будет не только по пути их следования, но и в финале фильма.


«Городские легенды», 1998

Волну популярности постмодернистского «Крика» пытались обуздать многие режиссеры фильмов ужасов, в их числе — Джейми Блэнкс, собравший под крышей одного хоррора сразу несколько легенд. По сюжету в студенческом городке происходит серия кровавых убийств, но полиция не может выйти на след преступника, ведь между изуверствами нет ничего общего. Связь-то на самом деле есть — студентка Натали обнаруживает, что в каждом убийстве оживают городские легенды, пугающие истории из современного фольклора, передаваемые из уст в уста. Тут вам и Кровавая Мэри, и смерти во время секса, и отравление конфетами — полный набор. Хватило, правда, всего на три части. В первой, кстати, сыграл Джаред Лето.


«Ханако-сан из туалета», 2013

Японская культура набита жуткими легендами доверху: вспомните хотя бы «Звонок», «Темные воды» или «Проклятие». Если вам и этого мало — рекомендуем познакомиться с Плаксой Миртл из Страны восходящего солнца. Зовут ее, конечно, не так, как в «Гарри Поттере», но суть легенды похожая: если подойти к третьей кабинке женского туалета на третьем этаже, постучать три раза, а затем спросить: «Ханако-сан, ты здесь?», в ответ можно услышать: «Я здесь». Дальше действовать нужно по обстоятельствам: если адреналин бьет ключом, то, зайдя, можно увидеть призрака маленькой девочки в красной юбочке, однако, вероятно, эта встреча закончится плачевно.


«Варварская Мексика», 2014

Альманах, к созданию которого свои руки приложили восемь режиссеров из страны ацтеков. В основе каждой истории лежит одна из жутких народных легенд. В них действуют безобразные бледнолицые тени, похотливые гоблины и городские сумасшедшие. Все разрозненные и уникальные части объединяет воспевание кровавой, ритуальной жестокости и жажда погружения в мир сексуальных извращений.

Временами тошнотворный, сумбурный, а порой и забавный фильм все-таки заслуживает внимания: в «Варварской Мексике» показан тот пласт культуры, который обычно оказывается скрыт от широкой аудитории. События новелл разворачиваются в густых лесах, храмах, квартирах и клубах, что создает портрет современной многоликой страны, не теряющей связи со своими корнями.