Пой и танцуй. 8 лучших мюзиклов в истории кино
«Время свинга», 1936
Фред Астер играет роль Лаки Гарнетта, который опаздывает на собственную свадьбу. Чтобы заслужить прощение и одобрение отца невесты, герою нужно собрать 25 тысяч долларов и тем самым доказать способность быть ответственным семьянином. Без гроша в кармане, Гарнетт отправляется в Нью-Йорк, где собирается выиграть эти деньги и знакомится с очаровательным преподавателем танцев Пенни Кэрролл.
Фред Астер и Джинджер Робертс вместе снялись во многих запоминающихся фильмах, но их танец во «Времени свинга» превзошел все, даже самые смелые ожидания. Герои двигаются с таким драйвом и скоростью, будто под их ногами бушует раскаленная лава. Репетиции и запись номеров были настолько изнурительными, что актриса до крови растирала ноги, но никогда не показывала, насколько тяжело ей даются движения.
Критик Брайан Зайберт назвал «Время свинга» лучшим когда-либо созданным танцевальным фильмом.
«Волшебник страны Оз», 1939
Гениальный сюрреалист Дэвид Линч не раз называл «Волшебника страны Оз» своим любимым киномюзиклом, и неспроста.
Фильм стал прорывным во многих отношениях. Во-первых, история о приключениях Дороти Гейл в исполнении Джуди Гарленд стала для многих американцев символом их счастливого детства. Во-вторых, лента стала одним из первых цветных фильмов в Америке. Для картины создали свой саундтрек — с помощью музыкальных композиций кинематографисты решили подчеркнуть развитие персонажей, что также стало в диковинку для лент того времени. Песня Over the Rainbow вдохновила Гилберта Бейкера разработать символ ЛГБТ-сообщества* — флаг цвета радуги. А позже она вошла в список ста лучших песен из американских фильмов, опубликованный Американским институтом киноискусства.
Когда картина впервые появилась на телевизионных экранах в 1950-х, то стала общенациональным событием и продолжила выходить в эфир каждый год. Отсылки, пародии и оммажи на историю о девочке из Канзаса можно найти во многих культовых фильмах, сериалах и музыкальных композициях.
«Поющие под дождем», 1952
Поющие под дождем переносят нас в конец 1920-х годов, когда киноиндустрия отказалась от немого кино в пользу звука. Владелец студии Р.Ф. Симпсон решает создать говорящий фильм и приглашает к участию своих постоянных актеров — Дона Локвуда и Лину Ламонт. Тут-то и начинаются проблемы: актеры не умеют работать с микрофоном, их игра слишком неестественна из-за привычки использовать жесты, голоса заглушаются лишними шумами, а монтаж и вовсе не совпадает со звуком.
Так происходило и в реальности — по тем или иным причинам вполне себе успешные актеры немого кино так и не смогли реализовать себя в новом формате.
Наполовину пародия, наполовину дань уважения, фильм стал вершиной мюзиклов MGM и сумел продемонстрировать возможности студийной системы. На момент выхода в 1952 году ленту Стэнли Донена и Джина Келли затмил «Американец в Париже», получивший «Оскар» за лучший фильм. В то время многие воспринимали картину как величайший опус актера и хореографа, однако спустя столько лет «Поющие под дождем» находят гораздо больший отклик в сердцах зрителей, чем романтичная история Винсента Минелли.
«Вестсайдская история», 1961
Основанная на бессмертной истории любви Ромео и Джульетты, «Вестсайдская история» Роберта Уайза разворачивается в 1950-х годах в Нью-Йорке. Вместо Монтекков и Капулетти перед зрителем предстают две уличные банды: Джеты и Акулы. Первая группа состоит из американцев, а их соперники — пуэрториканские иммигранты, недавно прибывшие в США. Когда основатель Джетов Тони влюбляется в сестру лидера Акул Марию, борьба между бандами ужесточается и приводит к трагическому финалу.
В 1957 году после долгой и кропотливой работы Леонард Бернстайн и Джером Роббинс представили на Бродвее спектакль под названием «Вестсайдская история». Попытка осовременить шекспировскую пьесу и сделать из нее мюзикл увенчалась успехом — постановка стала хитом и объездила полмира. Тогда ее создатели задумались: а не снять ли им фильм? В дело вступил режиссер Роберт Уайз, но самым важным человеком на съемочной площадке все-таки стал Джером Роббинс.
Его хореографические постановки — одна из самых важных и эффектных составляющих ленты. Актеры блестяще исполняют танцевальные номера, передавая зрителю весь накал страстей между их героями, а диссонирующая партитура Бернстайна усиливает чувство беспокойства из-за неминуемого финала.
Кстати, стало известно, что в декабре 2021 года Стивен Спилберг выпустит свою версию «Вестсайдской истории».
«Шербурские зонтики», 1964
Невероятно красивая 20-летняя Катрин Денев в роли продавщицы зонтов Женевьевы и автомеханик Гийом строят планы на совместное будущее, но их разрушает Алжирская война. Девушка обещает дождаться возлюбленного, но ее планам не суждено сбыться — семья Женевьевы погрязает в долгах, и на помощь приходит обеспеченный городской ювелир Ролан Кассар.
Каким-то образом Жаку Деми удалось слепить фильм из юношеских эмоций. Герои общаются друг с другом посредством песен и, по сути, живут в мире роскошных голливудских мюзиклов, которые так нравились режиссеру. Функциональность и форма ленты идеально сочетаются друг с другом, а картинка кажется настолько визуально обворожительной и четкой, что кажется, будто герои собираются выпрыгнуть за пределы экрана.
«Звуки музыки», 1965
Трудно поверить, что прошло больше 50 лет с тех пор, как гувернантка Мария привила любовь к пению детям фон Траппа и вышла замуж за капитана.
Фильм открывается одной из самых примечательных сцен в кино. Камера проносится над захватывающими дух вершинами австрийских Альп и приближается к фигуре кружащейся и поющей героине на продуваемом ветрами склоне холма.
Лента стала экранизацией одноименного бродвейского мюзикла, а в ее основу легла автобиографическая книга баронессы Марии фон Трапп «Семья певцов фон Трапп».
«Кабаре», 1972
Германия, 1930-е. Англичанин Брайан Робертс приезжает в Берлин, снимает квартирку и знакомится с эксцентричной Салли Боулз — певицей из местного кабаре «Кит-Кат». Между ними завязывается дружба, которая после встречи с богатым немцем Максимиллианом перерастает в сложные трехсторонние отношения.
Бывший танцор в ночных клубах и хореограф Боб Фосс оживил давно утративший популярность жанр киномюзикла. Здесь нет героев, которые по мановению волшебной палочки начинают петь и плясать, — события происходят там, где пение и так является естественной частью мизансцены. Так, фантасмагоричные бурлескные номера сталкиваются с реализмом.
Нацистская партия набирает силу, страна неумолимо движется к войне, но члены ночного клуба продолжают делать вид, что ничего не происходит. Обращаясь к болезненным темам XX века, Боб Фосс сумел доказать, что тематически для мюзикла не существует никаких ограничений. Режиссер стал новатором жанра, разрушил барьеры и покорил своей лентой даже тех, кто всегда скептически относился к этому жанру.
«Шоу ужасов Рокки Хоррора», 1975
«Шоу ужасов Рокки Хоррора» было и до сих пор остается культовым фильмом. Джим Шарман перенес на экран популярный британский мюзикл под чутким руководством его создателя Ричарда О’Брайена. Изначально фильм не был успешен в прокате, но после исторического полуночного показа приобрел огромную армию фанатов.
Именно тогда, кстати, и зародился формат зрительского соучастия — когда люди, пришедшие на показ, поют, танцуют и в целом эмоционально реагируют на происходящее на экране.
Мюзикл стал популярным еще и благодаря множеству отсылок и пародий на жанровый кинематограф. Фильм обыгрывает разного рода клише и воспевает фильмы категории Б.
*Признано Минюстом РФ экстремистским движением и запрещено