9 отличных фильмов, основанных на комиксах и графических романах
«V — значит Вендетта», 2006
Фильм и одноименный графический роман, выходивший с 1982 по 1989 годы, оказали огромное влияние на культуру — так, популярность маски Гая Фокса оказалась феноменальной. Ее надевали участники движения «Оккупируй Уолл-стрит», «Арабской весны», а хакерская группировка Anonymous и вовсе сделала ее своей визитной карточкой.
По сюжету в антиутопическом будущем ядерные взрывы уничтожили большую часть мира, а контролем над обществом завладели экстремисты. Противостоит тоталитарной системе единственный выживший после пыток бывший узник концлагеря V — анархист-террорист, который призывает население восстать против существующего положения вещей. Его возлюбленной становится сотрудница телецентра Иви, которая помогает герою спастись в критической ситуации.
Несмотря на коммерческий успех и популярность ленты у зрителей, создатель комикса Алан Мур был недоволен экранизацией. Он обвинял создателей в подмене оригинальных тем, карикатурности образов и тотальном изменении важных черт в характерах многих героев.
«Город грехов», 2005
Другой тяжеловес в индустрии комиксов — Фрэнк Миллер. Одним из его лучших оригинальных творений стала автономная неонуарная криминальная антология «Город грехов», экранизацию которой взял под свое крыло небезызвестный режиссер Роберт Родригес.
В насквозь коррумпированном городе Бэйсин-Сити разворачивается четыре новеллы, персонажи которых так или иначе друг с другом связаны. Полицейский Хартиган пытается спасти 11-летнюю Нэнси Каллахан из дьявольских лап педофила Рорка-младшего. Уличный громила Марв проводит ночь с симпатичной ему Голди, а наутро обнаруживает, что та убита, а в смерти девушки обвиняют его. Дуайт и Михи пытаются предотвратить резню между полицейскими и ночными бабочками Старого города.
Фильм намеренно сделан черно-белым, и монохром периодически разбивается яркими вставками. Также в ленте много насилия: персонажей обезглавливают, кастрируют, заживо съедают собаки, расчленяют или уродуют, порой, совершенно невообразимыми способами. Тем не менее Родригес не позволяет своей истории стать угнетающей благодаря качественному черному юмору и захватывающему визуальному щегольству.
«Ворон», 1994
Серия комиксов The Crow, первоначально написанная как форма катарсиса для Джеймса О’Барра, чья возлюбленная погибла в ДТП, стала успешной после того, как была опубликована Caliber Comics в 1989 году. В 1994 году Алекс Пройас выпустил экранизацию, которая во многом приобрела известность из-за трагической кончины Брэндона Ли во время съемок.
По сюжету рок-звезда Эрик Дрэйвен восстает из мертвых год спустя после того, как его девушку обесчестили и она скончалась в больнице, а самого героя убили бандиты. Согласно местным поверьям, после смерти человека ворон уносит его душу, но если обрести покой так и не удается, то птица может вернуть ее обратно во имя обретения справедливости. В сопровождении черного ворона Брэндон Ли создает образ супергероя — на вид что-то среднее между Бэтменом и Джокером Хита Леджера. Герой казнит своих мучителей со сдержанным ликованием, завершая свои дела на Земле.
Фильму, созданному в стилистике нуаровых лент, аплодировали за хорошую визуальную составляющую, увлекательную историю и актерскую игру Брэндона Ли. Актеру пророчили хорошую карьеру — если бы его жизнь не оборвалась столь неожиданно.
«Дневник девочки-подростка», 2015
«Дневник девочки-подростка» — один из самых рейтинговых фильмов о совершеннолетии за всю историю. Это американское драмеди демонстрирует беспорядочное половое созревание Минни Готц, которая в 15 лет потеряла девственность с бойфрендом своей матери.
Начинающий режиссер Мариэль Хеллер рисует гедонистическую картину 70-х — периода, хорошо известного своим декадентским образом жизни. Хеллер воссоздает эпоху вплоть до мельчайших деталей, поэтому зритель легко чувствует обстановку. Снятая по мотивам графического романа «Дневник девочки-подростка: счет в словах и картинках», история раскрывается в форме дневника Минни — этакой современной набоковской Лолиты.
«Персеполис», 2007
«Персеполис» — тоже история о совершеннолетии, основанная на автобиографическом произведении Маржан Сатрапи. В фокусе графического романа — взросление и жизнь ее семьи во время Исламской революции в Иране.
Работа Сатрапи и Венсана Паронно является полной противоположностью современной глянцевой анимации. По признанию создателей, они вдохновлялись стилистикой немецкого экспрессионизма и итальянского неореализма: плоское изображение зданий и улиц скорее поэтично, чем сурово и неприглядно, а сама история, несмотря на перенесенные героями тяготы, полна теплоты, независимости духа и жизнелюбия.
«Скотт Пилигрим против всех», 2010
За свою недолгую карьеру в кино Эдгар Райт уже успел доказать, что он мастер смешения жанров. Из «Зомби по имени Шон» он сделал остроумную смешную пародию на хоррор-фильмы с тематикой «живой мертвечины», в «Типа крутые легавые» смешал триллер и боевик и приправил все нотками черного юмора.
«Скотт Пилигрим» же представляет собой сборную солянку из экшена, комедии и романтики. Это своеобразное любовное письмо поколению уже выросших детей, для кого видеоигры и фильмы были такой же частью саморазвития, как книги и телевидение.
Юный Скотт Пилигрим делает все, что, кажется, делают остальные в двадцать с лишним лет: он играет в группе, поет романтичные песни и старается понять женщин — в основном, безуспешно. Уже будучи в отношениях со школьницей, герой встречает таинственную Рамону Флауэрс, курьера Amazon, и тут же влюбляется. Однако путь к сердцу девушки оказывается не так-то прост — Скотту нужно сразиться с семью бывшими Рамоны, чтобы стать ее ухажером.
Визуально фильм отсылает к видеоиграм: каждый маленький конфликт в жизни Скотта — смертельная битва, каждая незначительная победа — взрыв очков и монет, а каждое тотальное поражение может быть исправлено дополнительной серией жизни.
«Маска», 1994
Фильм родился из серии комиксов, выходивших в издательстве Dark Horse с 1991 по 2000 год. Оригинальный сюжет исследовал зловещие темы, но экранизация 1994 года оказалась легкой для восприятия и закрепила за Джимом Керри статус одного из лучших комедийных актеров той эпохи.
Стэнли Ипкис — банковский клерк из Эдж-Сити. У него отличное чувство юмора, но при этом герой до жути не уверен в себе, из-за чего его единственными друзьями являются коллега по работе Чарли и джек-рассел-терьер Майло, а частым времяпрепровождением — просмотр мультфильмов. Жизнь Стэнли меняется в тот момент, когда он находит таинственную маску. Она превращает его из жалкого неудачника в полную противоположность — теперь он способен и ночной клуб раскачать, и привлечь внимание знойной красотки.
После выхода в прокат фильм имел огромный успех во многом благодаря изобретательным визуальным эффектам и неподражаемой игре Джима Керри. Позже CBS выпустил одноименный мультсериал, а в 2005 году вышло неудачное продолжение ленты Чака Рассела «Сын маски».
«Олдбой», 2003
Экранизация японской манги «Олдбой» — это жестокий неонуарный триллер, который иллюстрирует крайние меры, которые нужно предпринять, чтобы добиться заветной мести. Южнокорейский режиссер Пак Чан-ук перенес знаменитую работу Нобуаки Минэгиси на экран с исключительной кинематографичностью и талантливым актерским составом.
Недавно выпущенный из местного полицейского участка после ареста в день рождения своей дочери О Дэ Су похищен и заключен в тюрьму на 15 лет. Теперь он смотрит репортажи о подставном убийстве своей жены по маленькому телевизору и медленно сводит себя с ума. В планах у него — отомстить людям, которые отняли у него жизнь. Когда в один прекрасный день героя освобождают, он делает все возможное, чтобы найти своих похитителей и добиться возмездия.
Если вы знакомы с работами японского режиссера Такаси Миике, то можете представить настроение «Олдбоя». Лента умело шокирует аудиторию, заставляя корчиться от увиденного на экране. Поэтому неудивительно, что Тарантино, будучи главой каннского жюри в 2004 году, присудил фильму Чхан-ука Гран-при.
«Призрачный мир», 2001
Это один из тех редких случаев, когда фильму удается превзойти исходный материал по качеству. В данном случае графический роман чикагского писателя и художника Дэна Клоуза.
В центре истории двое девочек-подростков, которые достигают совершеннолетия очень необычным образом. Энид и Ребекка поклялись отказаться от «нормальной жизни» и найти свой собственный путь. Среда обитания героинь — это кавалькада сетевых магазинов, ресторанов быстрого питания и бесцветных домов. Кажется, из каждого угла сочится меланхолия и скука, против которой бойкая Энид всячески пытается протестовать.
Там, где оригинальный текст Клоуза фокусировался на взаимоотношениях подруг в послевузовском подвешенном состоянии, режиссер Терри Цвигофф создает нечто более ощутимое. Финал фильма остается открытым — как и Энид внезапно сталкивается с неуверенностью, осознав, что стала взрослой.
В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.