9 отличных фильмов, основанных на комиксах и графических романах | Кино | Time Out

9 отличных фильмов, основанных на комиксах и графических романах

Анастасия Лабурец   15 февраля 2023
8 мин
9 отличных фильмов, основанных на комиксах и графических романах
Кадр из фильма «Скотт Пилигрим против всех»
17 февраля в прокат выйдет мировая премьера фильма «Человек-муравей и Оса: Квантомания» киновселенной Marvel. Во многом благодаря ей последние 10-15 лет комиксы стали гораздо более популярными. Однако помимо известных супергероев, есть великое множество других рожденных из рисунков персонажей. Time Out вспомнил несколько отличных фильмов, на создание которых режиссеров вдохновили графические романы.

«V — значит Вендетта», 2006

Фильм и одноименный графический роман, выходивший с 1982 по 1989 годы, оказали огромное влияние на культуру — так, популярность маски Гая Фокса оказалась феноменальной. Ее надевали участники движения «Оккупируй Уолл-стрит», «Арабской весны», а хакерская группировка Anonymous и вовсе сделала ее своей визитной карточкой.

По сюжету в антиутопическом будущем ядерные взрывы уничтожили большую часть мира, а контролем над обществом завладели экстремисты. Противостоит тоталитарной системе единственный выживший после пыток бывший узник концлагеря V — анархист-террорист, который призывает население восстать против существующего положения вещей. Его возлюбленной становится сотрудница телецентра Иви, которая помогает герою спастись в критической ситуации.

Несмотря на коммерческий успех и популярность ленты у зрителей, создатель комикса Алан Мур был недоволен экранизацией. Он обвинял создателей в подмене оригинальных тем, карикатурности образов и тотальном изменении важных черт в характерах многих героев.


«Город грехов», 2005

Другой тяжеловес в индустрии комиксов — Фрэнк Миллер. Одним из его лучших оригинальных творений стала автономная неонуарная криминальная антология «Город грехов», экранизацию которой взял под свое крыло небезызвестный режиссер Роберт Родригес.

В насквозь коррумпированном городе Бэйсин-Сити разворачивается четыре новеллы, персонажи которых так или иначе друг с другом связаны. Полицейский Хартиган пытается спасти 11-летнюю Нэнси Каллахан из дьявольских лап педофила Рорка-младшего. Уличный громила Марв проводит ночь с симпатичной ему Голди, а наутро обнаруживает, что та убита, а в смерти девушки обвиняют его. Дуайт и Михи пытаются предотвратить резню между полицейскими и ночными бабочками Старого города.

Фильм намеренно сделан черно-белым, и монохром периодически разбивается яркими вставками. Также в ленте много насилия: персонажей обезглавливают, кастрируют, заживо съедают собаки, расчленяют или уродуют, порой, совершенно невообразимыми способами. Тем не менее Родригес не позволяет своей истории стать угнетающей благодаря качественному черному юмору и захватывающему визуальному щегольству.


«Ворон», 1994

Серия комиксов The Crow, первоначально написанная как форма катарсиса для Джеймса О’Барра, чья возлюбленная погибла в ДТП, стала успешной после того, как была опубликована Caliber Comics в 1989 году. В 1994 году Алекс Пройас выпустил экранизацию, которая во многом приобрела известность из-за трагической кончины Брэндона Ли во время съемок.

По сюжету рок-звезда Эрик Дрэйвен восстает из мертвых год спустя после того, как его девушку обесчестили и она скончалась в больнице, а самого героя убили бандиты. Согласно местным поверьям, после смерти человека ворон уносит его душу, но если обрести покой так и не удается, то птица может вернуть ее обратно во имя обретения справедливости. В сопровождении черного ворона Брэндон Ли создает образ супергероя — на вид что-то среднее между Бэтменом и Джокером Хита Леджера. Герой казнит своих мучителей со сдержанным ликованием, завершая свои дела на Земле.

Фильму, созданному в стилистике нуаровых лент, аплодировали за хорошую визуальную составляющую, увлекательную историю и актерскую игру Брэндона Ли. Актеру пророчили хорошую карьеру — если бы его жизнь не оборвалась столь неожиданно.


«Дневник девочки-подростка», 2015

«Дневник девочки-подростка» — один из самых рейтинговых фильмов о совершеннолетии за всю историю. Это американское драмеди демонстрирует беспорядочное половое созревание Минни Готц, которая в 15 лет потеряла девственность с бойфрендом своей матери.

Начинающий режиссер Мариэль Хеллер рисует гедонистическую картину 70-х — периода, хорошо известного своим декадентским образом жизни. Хеллер воссоздает эпоху вплоть до мельчайших деталей, поэтому зритель легко чувствует обстановку. Снятая по мотивам графического романа «Дневник девочки-подростка: счет в словах и картинках», история раскрывается в форме дневника Минни — этакой современной набоковской Лолиты.


«Персеполис», 2007

«Персеполис» — тоже история о совершеннолетии, основанная на автобиографическом произведении Маржан Сатрапи. В фокусе графического романа — взросление и жизнь ее семьи во время Исламской революции в Иране.

Работа Сатрапи и Венсана Паронно является полной противоположностью современной глянцевой анимации. По признанию создателей, они вдохновлялись стилистикой немецкого экспрессионизма и итальянского неореализма: плоское изображение зданий и улиц скорее поэтично, чем сурово и неприглядно, а сама история, несмотря на перенесенные героями тяготы, полна теплоты, независимости духа и жизнелюбия.


«Скотт Пилигрим против всех», 2010

За свою недолгую карьеру в кино Эдгар Райт уже успел доказать, что он мастер смешения жанров. Из «Зомби по имени Шон» он сделал остроумную смешную пародию на хоррор-фильмы с тематикой «живой мертвечины», в «Типа крутые легавые» смешал триллер и боевик и приправил все нотками черного юмора.

«Скотт Пилигрим» же представляет собой сборную солянку из экшена, комедии и романтики. Это своеобразное любовное письмо поколению уже выросших детей, для кого видеоигры и фильмы были такой же частью саморазвития, как книги и телевидение.

Юный Скотт Пилигрим делает все, что, кажется, делают остальные в двадцать с лишним лет: он играет в группе, поет романтичные песни и старается понять женщин — в основном, безуспешно. Уже будучи в отношениях со школьницей, герой встречает таинственную Рамону Флауэрс, курьера Amazon, и тут же влюбляется. Однако путь к сердцу девушки оказывается не так-то прост — Скотту нужно сразиться с семью бывшими Рамоны, чтобы стать ее ухажером.

Визуально фильм отсылает к видеоиграм: каждый маленький конфликт в жизни Скотта — смертельная битва, каждая незначительная победа — взрыв очков и монет, а каждое тотальное поражение может быть исправлено дополнительной серией жизни.


«Маска», 1994

Фильм родился из серии комиксов, выходивших в издательстве Dark Horse с 1991 по 2000 год. Оригинальный сюжет исследовал зловещие темы, но экранизация 1994 года оказалась легкой для восприятия и закрепила за Джимом Керри статус одного из лучших комедийных актеров той эпохи.

Стэнли Ипкис — банковский клерк из Эдж-Сити. У него отличное чувство юмора, но при этом герой до жути не уверен в себе, из-за чего его единственными друзьями являются коллега по работе Чарли и джек-рассел-терьер Майло, а частым времяпрепровождением — просмотр мультфильмов. Жизнь Стэнли меняется в тот момент, когда он находит таинственную маску. Она превращает его из жалкого неудачника в полную противоположность — теперь он способен и ночной клуб раскачать, и привлечь внимание знойной красотки.

После выхода в прокат фильм имел огромный успех во многом благодаря изобретательным визуальным эффектам и неподражаемой игре Джима Керри. Позже CBS выпустил одноименный мультсериал, а в 2005 году вышло неудачное продолжение ленты Чака Рассела «Сын маски».


«Олдбой», 2003

Экранизация японской манги «Олдбой» — это жестокий неонуарный триллер, который иллюстрирует крайние меры, которые нужно предпринять, чтобы добиться заветной мести. Южнокорейский режиссер Пак Чан-ук перенес знаменитую работу Нобуаки Минэгиси на экран с исключительной кинематографичностью и талантливым актерским составом.

Недавно выпущенный из местного полицейского участка после ареста в день рождения своей дочери О Дэ Су похищен и заключен в тюрьму на 15 лет. Теперь он смотрит репортажи о подставном убийстве своей жены по маленькому телевизору и медленно сводит себя с ума. В планах у него — отомстить людям, которые отняли у него жизнь. Когда в один прекрасный день героя освобождают, он делает все возможное, чтобы найти своих похитителей и добиться возмездия.

Если вы знакомы с работами японского режиссера Такаси Миике, то можете представить настроение «Олдбоя». Лента умело шокирует аудиторию, заставляя корчиться от увиденного на экране. Поэтому неудивительно, что Тарантино, будучи главой каннского жюри в 2004 году, присудил фильму Чхан-ука Гран-при.


​«Призрачный мир», 2001

Это один из тех редких случаев, когда фильму удается превзойти исходный материал по качеству. В данном случае графический роман чикагского писателя и художника Дэна Клоуза.

В центре истории двое девочек-подростков, которые достигают совершеннолетия очень необычным образом. Энид и Ребекка поклялись отказаться от «нормальной жизни» и найти свой собственный путь. Среда обитания героинь — это кавалькада сетевых магазинов, ресторанов быстрого питания и бесцветных домов. Кажется, из каждого угла сочится меланхолия и скука, против которой бойкая Энид всячески пытается протестовать.

Там, где оригинальный текст Клоуза фокусировался на взаимоотношениях подруг в послевузовском подвешенном состоянии, режиссер Терри Цвигофф создает нечто более ощутимое. Финал фильма остается открытым — как и Энид внезапно сталкивается с неуверенностью, осознав, что стала взрослой.

В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.