Разгадать тайну человека: 9 спектаклей по произведениям Достоевского
Константин Богомолов поверх канонического классического текста сочиняет собственный, как он уже делал это в «Идеальном муже» и «Карамазовых» в МХТ им. Чехова. При этом основные темы первоисточника сохраняются: герои существуют будто в условиях апокалипсиса и пытаются ответить на вопросы об утраченных ценностях, кризисе гуманизма и всего человечества.
Режиссер наполняет «Бесов» свойственной ему социальной сатирой и иронией по отношению к современным убеждениям, при этом оставляя зрителю право на собственную интерпретацию. Так, мужская роль Ставрогина отдана одной из постоянных актрис Богомолова Александре Ребенок. Ожидания публики этот спектакль перевернет не раз.
Режиссер Клим Козинский, воспитанник худрука «Электротеатра» Бориса Юхананова, увидел в романе «Идиот» Достоевского связь с истоками немецкой классической философии, а именно работой «Монадология» за авторством одного из главных мыслителей XVIII века Готфрида Лейбница.
Совершить кругосветное путешествие в пандемию:
Интеллектуалистский взгляд на Достоевского соединяется здесь с эстетикой графического романа — комикса. Яркие визуальные образы как нельзя лучше подходят надрыву писателя. В частности, внимательный зритель заметит, что художественное оформление спектакля отсылает к поэтической и загадочной живописи художника-сюрреалиста Рене Магритта.
Главную роль в этом спектакле по повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» блистательно исполняет Авангард Леонтьев. Невыносимый тиран густого замеса Фома Опискин, предъявляющий всем нелепые требования, неожиданно вызывает сочувствие. А сам Достоевский предстает с комической стороны, которую редко можно наблюдать в театре, — в лучших традициях сатиры Фонвизина и Гоголя.
Дважды лауреат «Золотой маски» Евгений Марчелли, недавно возглавивший Театр им. Моссовета, поставил понятную каждому историю о том, какой несправедливой бывает жизнь и как важно учиться этому противостоять.
Сергей Женовач с присущей ему аскетичной манерой и глубочайшим психологизмом перенес на сцену главы «Братьев Карамазовых» Достоевского, посвященные теме отцеубийства. Действие происходит в пространстве судебного зала — это и процесс рассмотрения уголовного дела, и метафорическое предвосхищение Судного дня.
На сцене представлены все оттенки черного — одной только игрой света и тени намечаются объемы предметов, подчеркиваются профили, а пространство из камерного превращается распахнутое. В этой полутьме в разговорах Алеши, Дмитрия, Ивана, Смердякова, Грушеньки, Катерины Ивановны высвечиваются все самые важные для Достоевского темы: непрекращающийся поиск смыслов, богоискательство и осознание опасности вседозволенности.
Малая форма как нельзя лучше подходит камерной повести Достоевского, посвященной сложным взаимоотношениям двух человеческих душ, тому духовному пути, которому им суждено пройти вместе. «Кроткая» в постановке Ирины Керученко, ученицы Камы Гинкаса, не пытается соревноваться с совершенной постановкой Льва Додина в ленинградском БДТ с Олегом Борисовым. Она идет другим путем и от этого выигрывает.
Получился очень выверенный спектакль — от чайных ложечек на столе и деталей костюмов до тончайших эмоциональных оттенков в игре Игоря Гордина. Откровенная исповедь вдовца о жизни со своей женой-самоубийцей, об их взаимной любви и ненависти начисто рушит четвертую стену между актерами и зрителем. Вместе с тем спектакль напоминает о том, насколько фатальным может быть непонимание между людьми.
Жанр спектакля обозначен создателями как «октодрама». В каждом из восьми эпизодов постановки герои «Бесов» Достоевского ведут свой диалог с самым противоречивым персонажем романа — Николаем Ставрогиным. Сергей Чехов пускается в исследование того, как человеческая гениальность Ставрогина превращается в разрушительную силу, тянущую на дно и его самого, и всех вокруг.
Каждой части также соответствует один из смертных грехов, главных человеческих пороков, названия которых обозначены на мешках, надетых на головы актеров: Ira — Гнев, Vanitas — Тщеславие, Superbia — Гордыня, Acedia — Уныние, Invidia — Зависть, Luxuria — Похоть, Melancholia — Тоска, Gula — Чревоугодие. Это и есть бесы, которые могут иметь абсолютную власть над человеком и в конечном итоге ведут к гибели.
Завораживающий, ослепляющий стильной сценографией спектакль-капустник, где в постдраматическом безумстве смешались и основные идеи Достоевского, и аллюзии на современную реальность, и безжалостное высмеивание человеческих пороков. Эта постановка Константина Богомолова, возмутившая религиозных активистов и поборников нравственности, на самом деле как нельзя больше походит на средневековую мистерию.
От этого смелого, беззастенчивого действа не стоит ждать приближенной к оригинальному тексту инсценировки, хотя и идет спектакль в стенах МХТ — месте рождения психологического реализма. Это переосмысление Достоевского человеком XXI века, который не оглядывается на традиции и правила, диктуемые прошлыми эпохами, а представляет жизнь во всем ее многообразии, бьющую мощным потоком со сцены. Как это и было в средневековом карнавале.
Фото: Елена Лапина
В названии спектакля зашифрованы инициалы главного героя «Преступление и наказание» Достоевского — Родион Романович Раскольников. Юрий Еремин представил очень доступную, понятную и дружелюбную по отношению к зрителю сценическую версию романа. Философская линия сохранена и точно и внимательно отыгрывается артистами — можно насладиться запоминающимися работами Алексея Трофимова и Виктора Сухорукова.
При этом следить за спектаклем крайне увлекательно — во многом этому способствует и насыщенное красивостями оформление спектакля: архитектура петербургских мостов, музыка Вагнера и Чайковского и яркие всполохи света в кульминационных сценах. Прекрасная возможность наконец полюбить роман, если по каким-то причинам вы «не распробовали» его в школе.
Как развивался театр в 2010-е?
Обратная перемотка. Явления, определившие театральную жизнь в последние 10 лет
Спектакль на Малой сцене Театра Наций — это первая театральная постановка фельетона Достоевского. По форме он представляет собой жанр «путевые заметки», или, если применить к театру известный кинотермин, роудперформанс. Путешествие в Европу XIX века по всем художественным законам меняет героя, а зрителю позволяет пройти весь путь вместе с персонажем.
Елена Невежина в попутчики зрителю назначила Федора Достоевского, отчего путешествие наполнится глубокими размышлениями о путях развития России и Запада, разнице культур, образа жизни и мышления людей. Роли исполнили Лиза Арзамасова и Илья Исаев.