Депиксаризация: 10 альтернатив мультфильмам Pixar | Кино | Time Out

Депиксаризация: 10 альтернатив мультфильмам Pixar

Анна Афанасьева   21 августа 2023
8 мин
Депиксаризация: 10 альтернатив мультфильмам Pixar
Автор коллажа: Александр Чатик
Работы Pixar не боятся говорить со своими зрителями — маленькими и большими — на серьезные темы. Правда, сегодня найти анимацию студии в легальном доступе не так просто. Time Out предлагает 10 альтернатив мультфильмам Pixar от студий разных стран. Их кино тоже ставит перед зрителями непростые вопросы.

Вместо «Вперед», чтобы попрощаться с близкими: «Песнь моря», 2014

Студия: Cartoon Saloon, Ирландия

Простой ирландский парень-смотритель маяка Конор опрометчиво влюбляется в прекрасную деву — волшебное морское создание шелки. Пара живет гармонично, но после второй беременности девушка неожиданно возвращается в естественную среду обитания, оставив Конора с двумя детьми. Мальчик винит во всем маленькую сестру, которой, похоже, передались волшебные гены матери. Вместе они отправляются в путешествие и сближаются.

Мультфильм Томма Мура, автора «Тайны Келлс» и «Легенды о волках», основан на ирландской мифологии и обладает удивительным визуальным рядом. Режиссер не отказывается от хеппи-энда и не читает нравоучений, а предлагает только тихое смирение перед неизбежной грустью.


Вместо «Суперсемейки», чтобы отыскать взаимопонимание в семье: «Секретная служба Санта-Клауса», 2011

Студии: Aardman Animations совместно с Sony Pictures Animation, Великобритания

Мультфильм создан британской командой аниматоров, выдающих тонкий английский юмор. В картине немало забавных сцен, которые заставляют понимающе ухмыляться, почти как выпуски «Шоу Фрая и Лори».

Стареющий Санта с трудом исполняет свои обязанности. Его амбициозный старший сын Стив готовится заменить отца на рабочем месте, а младший Артур работает в почтовом отделе. Между членами семейства постоянно возникает недопонимание, но все проблемы решаются неожиданно. Вместо драматических признаний и трансформаций мультфильм предлагает куда более незначительные, на первый взгляд, изменения: оказывается, некоторые недостатки близких можно просто принять.


Вместо «ВАЛЛ-И», чтобы ужаснуться предсказанному будущему: «Акира», 1988

Студия: TMS Entertainment, Япония

Действие аниме происходит в 2019 году в городе Нео-Токио, восстановленном после окончания Третьей мировой войны и ядерной бомбардировки. Правительство новой Японии жестоко подавляет любое сопротивление и ставит опыты над людьми, чтобы разработать совершенное оружие. Но когда сопротивление власти оказывают военные, а в стране возникает религиозный культ сверхчеловека по имени Акира, позиции профашистского руководства резко ослабевают.

«Акира» стал важным этапом в развитии японской и мировой анимации, как и аниме студии Ghibli. Лента повлияла на братьев Вачовски, отразивших многие ее художественные достижения в «Матрице», и на стратегию рожденной в 1980-е студии Pixar — мультфильмам не стоит бояться серьезных тем.

Анимационный фильм в стиле киберпанк изобразил неутешительное будущее неконтролируемого капитализма. Смотреть его можно не только ради идей: монтаж и музыкальные решения до сих пор остаются уникальными и захватывающими.


Вместо «Тайны Коко», чтобы порадоваться жизни, насмотревшись на смерть: «Книга жизни», 2014

Студии: Reel FX Animation Studios совместно с 20th Century Fox Animation и Chatrone, Мексика

Главные герои «Книги жизней» — боги мертвых Катрина и Ширальбе. Так же, как и древнегреческие божества, они играют жизнями смертных. Катрина помогает Маноло, а Ширальбе — менее порядочному Хоакину. Оба парня хотят жениться на одной девушке.

Фильм был снят за четыре года до появления «Тайны Коко» — бестселлера Pixar, также пересказывающего мексиканские легенды о мире мертвых. Однако, в отличие от светлой истории мальчика-гитариста, созданной командой аниматоров, которая практически не покидала Мексику, «Книга жизни» была поставлена Хорхе Гутьерресом, запрещавшим съемочной группе исследовательские экспедиции в родную страну. Он ссылался на то, что тогда они покажут лишь туристические аспекты и не смогут создать «волшебную и красочную Мексику».


Вместо «Корпорации монстров», чтобы обнаружить добро там, где его, казалось бы, нет: «Стальной гигант», 1999

Студия: Warner Bros. Animation, США

Оригинальные истории можно найти и в американской анимации. Этот мультфильм снят по книге 1968 года «Железный человек». Писатель Тед Хьюз написал ее, чтобы помочь своим детям справиться с самоубийством матери.

Мальчик по имени Хогарт Хьюз находит инопланетного робота и, ориентируясь на комиксы о Супермене, заводит с гигантом крепкую и нежную дружбу. Героям приходится защищать свои отношения от нападок параноидального общества 1957 года, которое боится советских разведчиков. Картина провалилась в прокате, зато позже обрела множество фанатов, а режиссера Брэда Берда заметили в Pixar. Чем это кончилось, мы хорошо знаем — Берд создал для студии «Суперсемейку» и «Рататуй».



Вместо «Я краснею», чтобы найти себя: «Персиполис», 2007

Студия: Sony Pictures Classics, Франция, США

Мультфильм снят по автобиографическому роману иранской писательницы Маржан Сатрапи. В книге она делится воспоминаниями о детстве в родном Иране времен исламской революции 1979 года.

Девочка Марджи с трудом принимает новые религиозные правила существования: продолжает носить джинсовую куртку, слушать панк-рок и спорить о политике с учителями. Родители, опасаясь за безопасность дочери, отправляют ее в Европу. После долгих лет, проведенных в Старом Свете, Марджи так и не смогла найти себя: она оказалась чужой для родственников, но так и не стала родной для европейцев.

Личная история постановщицы Маржан Сатрапи, перенесенная на экран в необычном анимационном формате, тронула жюри Каннского кинофестиваля, всегда трепетно относящегося к проблемам социальной адаптации беженцев. Мультфильм завоевал Приз жюри основного конкурса — крайне редкое явление для крупнейшего мирового смотра.


Вместо «Истории игрушек», чтобы узнать о человеческой жестокости: «Вальс с Баширом», 2008

Студии: совместное производство кинокомпаний из Израиля, Франции, Германии, США, Финляндии, Швейцарии, Бельгии и Австралии

В мультфильмах франшизы об игрушках немало жестоких и пугающих героев. Чего только стоит розовый медведь из третьей части, держащий в страхе сотню детсадовских кукол, или малыш Сид, изуродовавший почти все свои игрушки. Граней человеческой жестокости существует много — одну из них демонстрирует израильская лента «Вальс с Баширом», ставшая первым мультфильмом, выдвинутым на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Картина создана бывшим армейским офицером Ари Фольманом, подавшимся в кино после службы. Солдатом он участвовал в Ливанской войне 1982 года, но многие его воспоминания были бессознательно заблокированы, поэтому мультфильм стал своеобразной терапией. Лента снята в документальном стиле, а главным героем стал сам Фольман. Он общается с сослуживцами и пытается заново выстроить картину произошедшего. Однако осколки собираются только в невнятный визуальный ряд, который призван изобразить несовершенство памяти травмированного войной человека.


Вместо «Головоломки», чтобы услышать внутренний голос: «Картина», 2011

Студии: Blue Spirit и Be-Films, Франция и Бельгия

В пиксаровской «Головоломке», которая изучает процесс взросления девочки Райли, в путешествие по сознанию героини отправляются эмоции: Радость и Грусть. В мультфильме знаменитого французского аниматора Жана-Франсуа Лагиони маленькие и очень разные герои — Лола и ее друзья — отправляются в приключение, чтобы найти себя и спасти близких.

Действие происходит внутри созданных художником картин, где некоторые персонажи нарисованы полностью, другим не хватает лишь пары мазков, а третьи оставлены набросками. Дорисованные герои берут власть над остальными, создавая три социальных класса. Друзья из разных ячеек этого странного общества отправляются на поиски художника, чтобы попросить его дописать картину и помочь справиться с тотальной несправедливостью.


Вместо «Вверх», чтобы с оптимизмом взглянуть на старость: «Морщинки», 2011

Студии: Perro Verde Films, Cromosoma TV produccions, Испания

Мультфильм «Вверх» о дружбе жизнерадостного мальчика и депрессивного старика реалистично продемонстрировал сложности и радости старения, но у испанского анимационного аналога, ленты «Морщинки», созданного тремя годами позднее, это получается ничуть не хуже. Картина не умалчивает о болезнях и изолированности пожилых людей, но дарит надежду на полноценную и яркую жизнь даже в преклонном возрасте.

Главные герои «Морщинок» — обитатели дома престарелых. Эмилио страдает от болезни Альцгеймера, доживать в учреждение его отправила семья. У Мигеля родных нет, но сохраняется ясность ума. Он понимает, что Эмилио может попасть на этаж для безнадежно больных, и решает спасти друга. Вместе с соседями по палате он составляет план, который добавит грустной жизни стариков немного ярких красок.


Вместо «Души», чтобы отправиться в поэтическое путешествие: «Я потеряла свое тело» (2019)

Студия: Xilam, Франция

Поэтику жизни и прелесть маленьких радостей можно отыскать не только в «Душе». Французский мультфильм «Я потеряла свое тело» рассказывает об отделенной от хозяина руке, оказавшейся в лаборатории, и подростке Нуафеле, который переживает первую влюбленность.

В картине пересекаются две истории. В одной рука, словно Вещь из «Семейки Аддамс», ищет своего хозяина по всему городу. Вторая составлена из флешбеков о жизни Нуафеля до потери конечности из-за несчастного случая. Когда-то мальчик жил в Марокко, мечтал стать пианистом, но однажды потерял родителей в жуткой аварии. Он был вынужден переехать во Францию к безразличному дяде. Там Нуафель влюбляется в Габриэллу и пытается пережить физическую и эмоциональную трагедию, находясь в вечных поисках — любви, работы, самого себя.