Депиксаризация: 10 альтернатив мультфильмам Pixar
Вместо «Вперед», чтобы попрощаться с близкими: «Песнь моря», 2014
Студия: Cartoon Saloon, Ирландия
Простой ирландский парень-смотритель маяка Конор опрометчиво влюбляется в прекрасную деву — волшебное морское создание шелки. Пара живет гармонично, но после второй беременности девушка неожиданно возвращается в естественную среду обитания, оставив Конора с двумя детьми. Мальчик винит во всем маленькую сестру, которой, похоже, передались волшебные гены матери. Вместе они отправляются в путешествие и сближаются.
Мультфильм Томма Мура, автора «Тайны Келлс» и «Легенды о волках», основан на ирландской мифологии и обладает удивительным визуальным рядом. Режиссер не отказывается от хеппи-энда и не читает нравоучений, а предлагает только тихое смирение перед неизбежной грустью.
Вместо «Суперсемейки», чтобы отыскать взаимопонимание в семье: «Секретная служба Санта-Клауса», 2011
Студии: Aardman Animations совместно с Sony Pictures Animation, Великобритания
Мультфильм создан британской командой аниматоров, выдающих тонкий английский юмор. В картине немало забавных сцен, которые заставляют понимающе ухмыляться, почти как выпуски «Шоу Фрая и Лори».
Стареющий Санта с трудом исполняет свои обязанности. Его амбициозный старший сын Стив готовится заменить отца на рабочем месте, а младший Артур работает в почтовом отделе. Между членами семейства постоянно возникает недопонимание, но все проблемы решаются неожиданно. Вместо драматических признаний и трансформаций мультфильм предлагает куда более незначительные, на первый взгляд, изменения: оказывается, некоторые недостатки близких можно просто принять.
Вместо «ВАЛЛ-И», чтобы ужаснуться предсказанному будущему: «Акира», 1988
Студия: TMS Entertainment, Япония
Действие аниме происходит в 2019 году в городе Нео-Токио, восстановленном после окончания Третьей мировой войны и ядерной бомбардировки. Правительство новой Японии жестоко подавляет любое сопротивление и ставит опыты над людьми, чтобы разработать совершенное оружие. Но когда сопротивление власти оказывают военные, а в стране возникает религиозный культ сверхчеловека по имени Акира, позиции профашистского руководства резко ослабевают.
«Акира» стал важным этапом в развитии японской и мировой анимации, как и аниме студии Ghibli. Лента повлияла на братьев Вачовски, отразивших многие ее художественные достижения в «Матрице», и на стратегию рожденной в 1980-е студии Pixar — мультфильмам не стоит бояться серьезных тем.
Анимационный фильм в стиле киберпанк изобразил неутешительное будущее неконтролируемого капитализма. Смотреть его можно не только ради идей: монтаж и музыкальные решения до сих пор остаются уникальными и захватывающими.
Вместо «Тайны Коко», чтобы порадоваться жизни, насмотревшись на смерть: «Книга жизни», 2014
Студии: Reel FX Animation Studios совместно с 20th Century Fox Animation и Chatrone, Мексика
Главные герои «Книги жизней» — боги мертвых Катрина и Ширальбе. Так же, как и древнегреческие божества, они играют жизнями смертных. Катрина помогает Маноло, а Ширальбе — менее порядочному Хоакину. Оба парня хотят жениться на одной девушке.
Фильм был снят за четыре года до появления «Тайны Коко» — бестселлера Pixar, также пересказывающего мексиканские легенды о мире мертвых. Однако, в отличие от светлой истории мальчика-гитариста, созданной командой аниматоров, которая практически не покидала Мексику, «Книга жизни» была поставлена Хорхе Гутьерресом, запрещавшим съемочной группе исследовательские экспедиции в родную страну. Он ссылался на то, что тогда они покажут лишь туристические аспекты и не смогут создать «волшебную и красочную Мексику».
Вместо «Корпорации монстров», чтобы обнаружить добро там, где его, казалось бы, нет: «Стальной гигант», 1999
Студия: Warner Bros. Animation, США
Оригинальные истории можно найти и в американской анимации. Этот мультфильм снят по книге 1968 года «Железный человек». Писатель Тед Хьюз написал ее, чтобы помочь своим детям справиться с самоубийством матери.
Мальчик по имени Хогарт Хьюз находит инопланетного робота и, ориентируясь на комиксы о Супермене, заводит с гигантом крепкую и нежную дружбу. Героям приходится защищать свои отношения от нападок параноидального общества 1957 года, которое боится советских разведчиков. Картина провалилась в прокате, зато позже обрела множество фанатов, а режиссера Брэда Берда заметили в Pixar. Чем это кончилось, мы хорошо знаем — Берд создал для студии «Суперсемейку» и «Рататуй».
Вместо «Я краснею», чтобы найти себя: «Персиполис», 2007
Студия: Sony Pictures Classics, Франция, США
Мультфильм снят по автобиографическому роману иранской писательницы Маржан Сатрапи. В книге она делится воспоминаниями о детстве в родном Иране времен исламской революции 1979 года.
Девочка Марджи с трудом принимает новые религиозные правила существования: продолжает носить джинсовую куртку, слушать панк-рок и спорить о политике с учителями. Родители, опасаясь за безопасность дочери, отправляют ее в Европу. После долгих лет, проведенных в Старом Свете, Марджи так и не смогла найти себя: она оказалась чужой для родственников, но так и не стала родной для европейцев.
Личная история постановщицы Маржан Сатрапи, перенесенная на экран в необычном анимационном формате, тронула жюри Каннского кинофестиваля, всегда трепетно относящегося к проблемам социальной адаптации беженцев. Мультфильм завоевал Приз жюри основного конкурса — крайне редкое явление для крупнейшего мирового смотра.
Вместо «Истории игрушек», чтобы узнать о человеческой жестокости: «Вальс с Баширом», 2008
Студии: совместное производство кинокомпаний из Израиля, Франции, Германии, США, Финляндии, Швейцарии, Бельгии и Австралии
В мультфильмах франшизы об игрушках немало жестоких и пугающих героев. Чего только стоит розовый медведь из третьей части, держащий в страхе сотню детсадовских кукол, или малыш Сид, изуродовавший почти все свои игрушки. Граней человеческой жестокости существует много — одну из них демонстрирует израильская лента «Вальс с Баширом», ставшая первым мультфильмом, выдвинутым на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Картина создана бывшим армейским офицером Ари Фольманом, подавшимся в кино после службы. Солдатом он участвовал в Ливанской войне 1982 года, но многие его воспоминания были бессознательно заблокированы, поэтому мультфильм стал своеобразной терапией. Лента снята в документальном стиле, а главным героем стал сам Фольман. Он общается с сослуживцами и пытается заново выстроить картину произошедшего. Однако осколки собираются только в невнятный визуальный ряд, который призван изобразить несовершенство памяти травмированного войной человека.
Вместо «Головоломки», чтобы услышать внутренний голос: «Картина», 2011
Студии: Blue Spirit и Be-Films, Франция и Бельгия
В пиксаровской «Головоломке», которая изучает процесс взросления девочки Райли, в путешествие по сознанию героини отправляются эмоции: Радость и Грусть. В мультфильме знаменитого французского аниматора Жана-Франсуа Лагиони маленькие и очень разные герои — Лола и ее друзья — отправляются в приключение, чтобы найти себя и спасти близких.
Действие происходит внутри созданных художником картин, где некоторые персонажи нарисованы полностью, другим не хватает лишь пары мазков, а третьи оставлены набросками. Дорисованные герои берут власть над остальными, создавая три социальных класса. Друзья из разных ячеек этого странного общества отправляются на поиски художника, чтобы попросить его дописать картину и помочь справиться с тотальной несправедливостью.
Вместо «Вверх», чтобы с оптимизмом взглянуть на старость: «Морщинки», 2011
Студии: Perro Verde Films, Cromosoma TV produccions, Испания
Мультфильм «Вверх» о дружбе жизнерадостного мальчика и депрессивного старика реалистично продемонстрировал сложности и радости старения, но у испанского анимационного аналога, ленты «Морщинки», созданного тремя годами позднее, это получается ничуть не хуже. Картина не умалчивает о болезнях и изолированности пожилых людей, но дарит надежду на полноценную и яркую жизнь даже в преклонном возрасте.
Главные герои «Морщинок» — обитатели дома престарелых. Эмилио страдает от болезни Альцгеймера, доживать в учреждение его отправила семья. У Мигеля родных нет, но сохраняется ясность ума. Он понимает, что Эмилио может попасть на этаж для безнадежно больных, и решает спасти друга. Вместе с соседями по палате он составляет план, который добавит грустной жизни стариков немного ярких красок.
Вместо «Души», чтобы отправиться в поэтическое путешествие: «Я потеряла свое тело» (2019)
Студия: Xilam, Франция
Поэтику жизни и прелесть маленьких радостей можно отыскать не только в «Душе». Французский мультфильм «Я потеряла свое тело» рассказывает об отделенной от хозяина руке, оказавшейся в лаборатории, и подростке Нуафеле, который переживает первую влюбленность.
В картине пересекаются две истории. В одной рука, словно Вещь из «Семейки Аддамс», ищет своего хозяина по всему городу. Вторая составлена из флешбеков о жизни Нуафеля до потери конечности из-за несчастного случая. Когда-то мальчик жил в Марокко, мечтал стать пианистом, но однажды потерял родителей в жуткой аварии. Он был вынужден переехать во Францию к безразличному дяде. Там Нуафель влюбляется в Габриэллу и пытается пережить физическую и эмоциональную трагедию, находясь в вечных поисках — любви, работы, самого себя.