АТОМ показал электромобиль и прототип собственной уникальной операционной системы
Электромобиль АТОМ вместе с решениями на борту представляют собой облик продукта, который появится на рынке уже в 2025 году и станет первым электромобилем, созданным с нуля в России, а также первым отечественным автомобилем, на борту которого стоит столь высокотехнологичное программное обеспечение. Оно производится внутренними разработчиками АТОМ с привлечением партнеров и представляет собой кибербезопасную операционную систему, на базе которой создается инструмент неограниченной персонализации клиентского опыта в области дизайна интерфейсов автомобильных функций, включая автономность, дополненную реальность и не только. Фактически за счет решений АТОМ электромобиль проходит новый этап эволюции, как когда-то телефон превращался в смартфон с новым набором сценариев использования.
«Всего за 1,5 года мы преодолели путь из мечты нескольких основателей до большого технологического проекта. Нас поддержали крупные акционеры и партнеры, а также ряд частных инвесторов. Все мы верим в то, что будущее за электромобилями — цифровыми, комфортными, экологичными. И это будущее можно и нужно создавать в России, где годами складывались высочайшие компетенции в области ИТ-решений и машиностроения», — говорит Игорь Поваразднюк, генеральный директор АТОМ.
Автомобиль становится отражением концепции минимализма, позволяя снизить когнитивную нагрузку на современного городского жителя. Компактные габариты: длина — 3995 мм, ширина — 1780 мм и высота — 1615 мм, обеспечивают высокую маневренность в городе, удобство парковки и эксплуатации. При этом заявленный уровень комфорта пассажиров — С/D-класс — стал возможным за счет создания собственной платформы и оптимизации компоновочных решений архитекторами АТОМ.
Над дизайном электромобиля совместно с АТОМом работало итальянское дизайн-бюро. Распашные двери, лаконичные формы и световые решения подчеркивают тренды и концепцию «меньше–лучше», а также стремление к не вычурной красоте и фокусе на удобстве использования. Руль штурвальной формы со встроенным дисплеем — важная отсылка к будущему беспилотного транспорта и к поколению, привыкшему к другим формам контроллеров на используемых девайсах. Бренд АТОМ намеренно уходит от стандартного расположения и количества дисплеев, делая ставку на единый центр управления на руле и на интерфейс дополненной реальности на лобовом стекле.
Клиенты АТОМ в области такси, доставки и каршеринга отмечают, что софтверные решения АТОМа позволяют создать автомобиль, который старается максимально учитывать требования пользователя. Так, например для операторов каршеринга ключевыми факторами становится то, что АТОМ упрощает процесс знакомства с автомобилем, а также позволяет совершить удаленную настройку программного обеспечения. С рядом партнеров АТОМ ведет активную работу по взаимной интеграции уже сейчас, чтобы с 2025 года автомобили могли бесшовно попасть в сервисы мобильности.
Для частного клиента важнее получить стильный современный электромобиль и иметь возможность персонализировать его под свои требования, даже если он взят в подписку или в каршеринге. Это станет возможно за счет интеграции маркетплейса ATOMVERSE. Маркетплейс позволит внешним разработчикам размещать созданные ими приложения, улучшая или создавая те или иные функции или сценарии автомобиля. Для популяризации интереса к разработке функций в апреле 2023 года бренд создал собственную школу Atomverse, в рамках которой даже начинающие разработчики смогут создавать контент и функции для автомобилей. С помощью экспертов бренда АТОМ студенты школы пройдут весь путь создания продукта для рынка за один месяц.
«Ключевая цель софтверной команды АТОМ — создание уникального UX или Human Machine Interface (взаимоотношения человек-машина): внутри мы называем это душой автомобиля. Для этого мы перенесли в автомобильную индустрию базовую софтверную компетенцию — до мелочей и миллиметров строить клиентский путь. Наша система артефактов быстро и умно превращает клиентский запрос и наши гипотезы в настоящий востребованный продукт. Мы выстроили процессы частых итераций, экспериментов и отбора лучших решений: сделали несколько продуктовых лабораторий, построили здоровую внутреннюю конкуренцию между командами, курирующими разные модели электромобиля. Я из семьи инженеров, покорявших космос. Поэтому подход я подсмотрел у Королева, который поручал нескольким командам параллельно задачи и в результате выбирал наилучший конкурентный результат», — комментирует директор по ИТ-продуктам компании АТОМ Дмитрий Агеев.
Для обеспечения заявленной функциональности ИТ-продуктов инженеры из команды АТОМ ведут разработку не только электронной архитектуры автомобиля, но и программного обеспечения АТОМ. Для обеспечения упомянутого функционала компанией созданы лаборатории в Набережных Челнах, Москве и Санкт-Петербурге.
При этом один из ключевых элементов этой системы — решение на базе Kaspersky OS, разрабатываемое командой «Лаборатории Касперского» вместе с АТОМ. Шлюз безопасности Kaspersky Automotive Secure Gateway (KASG) на базе операционной системы KasperskyOS защитит электромобиль от взлома, позволит безопасно обновлять программное обеспечение и осуществлять мониторинг событий. Шлюз полностью соответствует требованиям регуляторов по обеспечению кибербезопасности подключенного транспорта. Данное решение станет первым этапом долгосрочного технологического партнерства компаний.
Сегодня за проектом АТОМ стоит более 500 специалистов с опытом в российских и мировых автомобильных, IT и технологических проектах. До участия в АТОМе они создавали различные продукты: автомобили, самолеты, компьютерные игры, беспилотный транспорт, цифровые сервисы в области такси, доставки, электронной коммерции. Предыдущий опыт разработчиков представлен такими брендами, как Volkswagen, Mercedes, Tesla, Ford, Avito, Yandex, Sber, Arrival, Yum, Gett и многими другими. Команда международная, но штаб-квартира находится в одном из центров автомобилестроения России — городе Набережные Челны.
Важная особенность проекта АТОМ — то, что компания разрабатывает собственные и ПО, и автомобильную платформу. Разработкой автомобиля руководит известный автомобильный специалист Харальд Грюбель, ранее развивавший проекты в Volkswagen, Mercedes и АвтоВАЗ.
«На протяжении 25 лет я плотно связан с автомобильной промышленностью: участвую в разработке автомобилей, их запуском в серийное производство. И сегодня моя миссия — АТОМ. Проект, который стал самым захватывающим за всю мою жизнь: среди десятков проектов я долго ждал революционного, со взглядом на философию молодого поколения, с попыткой сделать не автомобиль, а образ жизни – технологичный, стильный, удобный. Безусловно, все это по-прежнему автомобиль с 1800 компонентами, в том числе 350 сварными кузовными деталями, правильно настроенной подвеской и электроникой, позволяющей сделать все задуманное ИТ-командам. Но для этого я здесь!», — исполнительный директор компании АТОМ Харальд Грюбель.
Инженерная команда Харальда Грюбеля включает в себя российский и китайский центр разработки, в которых совокупно работает уже более 200 специалистов, и не собирается останавливаться. Руководство российско-китайской командой, разрабатывающей высоковольтную систему АТОМ, осуществляет Ларри Ванг — один из лучших китайских специалистов в данной области, за плечами которого проекты в Ford, Byton, преподавание дисциплин в китайских университетах, участие в комитетах по новым автомобильным стандартам КНР. В настоящий момент высоковольтная архитектура уже разработана, идет строительство современных лабораторий, которые позволят проводить работы по интеграции, калибровке, испытаниям батарей, электроприводов, систем термостатирования и управления батареей.
В разработке ключевых компонентов — аккумуляторной батареи и электропривода, партнерами АТОМа выступают предприятия Госкорпорации «Росатом». Данные компоненты обеспечат автомобилю хорошие городские разгонные характеристики — 7 секунд до 100 км/ч, а также запас хода в 500 км в зависимости от модели. Компания «РЭНЕРА» в совместной разработке с командой бренда АТОМ создаст батарею, которая будет российской не только по месту разработки и производства, но и по устойчивости к холодному климату. Новейшая система термостатирования позволит не терять большой процент запаса хода в зимнее время. В основе батареи — современные литий-ионные ячейки с высокой плотностью энергии. В 2025 году их начнет производить первая российская «гигафабрика» «РЭНЕРА», которая возводится в Калининграде. Первые образцы батареи пройдут испытания в составе прототипов АТОМ уже в этом году.
Одно из ключевых направлений в будущих электромобилях — функция активной помощи водителю и автономное вождение. Все электромобили АТОМ, включая базовые пакеты, будут оснащены самыми современными возможностями помощи водителю, как, например, функциями удержания полосы, следования в пробке, ассистентом автоматической парковки, распознаванием дорожных знаков и непредвиденных ситуаций для водителя и пассажиров. Это позволит сократить количество ДТП, а также создаст комфорт и безопасность водителям, не являющимся опытными профессионалами.
«Сегодня у нас работает одна из сильнейших команд в мире по разработке и экспериментам с системами активной помощи водителю и беспилотного вождения. Благодаря тому, что мы являемся владельцем и софтверных, и инженерных решений, у нас преимущественное положение относительно исключительно софтверных компаний. И к 2030 году мы сможем прийти к полностью автономным сертифицированным безопасным решениям. Мы считаем это одной из ключевых технологий, влияющей на будущую безопасность движения автомобилей и пешеходов», — отмечает директор по ИТ-продукту компании АТОМ Дмитрий Агеев.
Эффективность функций помощи водителю поддерживается также интеграцией систем электронного рулевого управления, что создает уникальный пользовательский опыт. Использование технологии Steer-by-wire в электромобиле АТОМ позволит обезопасить водителя во время дорожно-транспортных происшествий, снизить влияние состояния дорожного покрытия на управление рулевым колесом. Не стоит забывать, что главным преимуществом системы также станет возможность применять индивидуальную настройку поведения от комфортного режима до спортивного с помощью рулевого управления и передаточного числа рулевого механизма, что позволяет воздействовать на угол поворота рулевого колеса от 90 до 360+ градусов, увеличивая маневренность и упрощая процесс управления автомобиля. Особенно сочетание технологий Steer-by-wire и функций активной помощи водителю повысит производительность и восприятие для новых поколений водителей, привыкших к другому типу управления устройствами. Команда АТОМ уже провела первую интеграцию подобной системы в тестовом электромобиле и ведет работы по калибровке управляющего программного обеспечения.
Зрелость всех трэков разработки электромобиля АТОМ стала возможной, в том числе за счет использования командами Харальда Грюбеля и Дмитрия Агеева современных средств симуляционного и математического моделирования, использования цифровых двойников, применения принципа быстрого итеративного прототипирования и тестирования результатов. И уже в 2023 году не менее 10 функциональных образцов автомобильной платформы АТОМ отправятся на тесты и испытания высоковольтных систем, подвески, шасси, рулевой и тормозной системы. Параллельно с тем команда по индустриализации продукта занимается подготовкой производственных процессов, ведь в ближайшие месяцы планируется старт работ непосредственно на российской производственной площадке, о которой будет окончательно объявлено в середине 2023 года. К запуску данных работ готовы и поставщики — более 90 международных поставщиков номинировано, также стартовал процесс проектирования оснастки.
«Сегодня мы представили наш функциональный образец и сделали большой шаг навстречу нашей цели — выпуску на рынок электромобиля АТОМ и софтверных решений, которые могли бы сформировать новый образ мобильности мегаполисов и соответствовать современному образу жизни поколения. Мы видим большой интерес к проекту со всех сторон: от операторов мобильности, любителей автомобилей и гаджетов, автомобилестроителей, которым интересно применение наших технологий и ПО, а также от инвесторов и партнеров. Считаем, что это позволит нам успешно двигаться дальше к испытаниям прототипов и запуску серийного производства», — комментирует Игорь Поваразднюк.
Электромобиль АТОМ можно будет увидеть на Международном экономическом форуме KazanForum 2023 в Татарстане с 18 по 19 мая 2023 года, а подробнее познакомиться с командой и целями проекта можно уже сейчас на официальном сайте https://atom.auto.