«Барби» — это только начало. Как Mattel создает собственную киновселенную
Добро пожаловать в реальный мир!
Крупнейшие кинофраншизы ступили на путь переосмысления. Marvel исследует концепцию мультивселенной, DC глобально перезапускается. Магический экранный мир «Гарри Поттера» изобретает себя заново, Гильермо дель Торо создает собственную вселенную монстров, а Mattel старается оживить свой бренд в кино в небывалых до того масштабах. Фильм Греты Гервиг «Барби» — это только начало. В разработке у компании находится еще 45 проектов о различных игрушках бренда, а сиквел картины с Марго Робби и Райаном Гослингом обсуждался еще до текущей премьеры.
Впрочем, исполнители главных ролей пока не могут подтвердить, что продолжение будет. На вопрос о возможном сиквеле Райан Гослинг в интервью Entertainment Tonight ответил:
«Не знаю, надо спросить у Греты. Я бы работал с Гретой и Марго над чем угодно».
Марго Робби же считает, что о продолжении истории говорить пока рано:
«С этого момента все может пойти в миллион разных направлений. Думаю, вы попадете в ловушку, если в момент создания первого фильма пытаетесь строить планы на сиквел».
Из 45 запланированных проектов Mattel уже известно про 13, среди которых — фильм о динозаврике Барни и картина об игрушках серии Hot Wheels. Помимо них, в разработке находятся киноадаптации American Girl, Magic 8 Ball, Major Matt Mason, Matchbox, Masters of the Universe, Polly Pocket, Rock ‘Em Sock’ Em Robots, Uno и View-Master.
Неслучившиеся фильмы с Эми Шумер и Энн Хэтэуэй
Но все это станет по-настоящему возможным лишь в том случае, если картина Греты Гервиг добьется кассового успеха. Сейчас в нем сомневаться, скорее, не приходится — Марго Робби так и вовсе пообещала Warner Bros., что фильм соберет миллиард долларов. Но для этого был принят ряд компромиссных решений.
Нa paннeй cтaдии paзpaбoтки картины о Барби над проектом вместе с Mattel колдовала студия Sony, а до нее — Universal Pictures. У последних концепция проекта была «Барби — самая популярная девушка в мире». Однако из-за упущенного времени фильм так и не сняли. Возможно, это и к лучшему. Барби не раз обвиняли в недосягаемости образа, а проект, главная идея которого никак этому не противоречит, мог не найти отклика у аудитории. Впрочем, на дворе тогда был 2009 год, и подобное видение могло сработать.
Через несколько лет за проект взялась студия Sony, решив действовать в духе своего времени. В 2016 году, спустя пару лет трансформационных проб и ошибок, к будущему фильму была привлечена Эми Шyмep. Планировалось, что актриса исполнит главную роль и присоединится к написанию сценария, но позже Шумер внезапно выбыла из проекта. По официальной версии, из-за конфликта в расписании. Однако в прошлогоднем интервью The Hollywood Reporter Эми Шyмep рассказала, что на самом деле ей не понравилось измененное направление будущего фильма:
«Oни совершенно точно нe планировали cнимaть фильм тaк, кaк я xoтeлa, eдинcтвeнным cпocoбoм, кoтopый был мнe интepeceн».
Актрису смутили сюжетные трансформации и подарок руководителей студии — тyфли Manolo Blahnik: «Это было показателем того, что, по их мнению, должна непременно хотеть каждая девушка». В итоге Эми пришлось констатировать, что они выбрали неподходящую кандидатуру, и покинуть проект. По сюжету того фильма, Барби (Шумер) выгoняли из cтpaны идeaльныx кyкoл Бapбилeндa зa тo, чтo oнa нe вписывается в иx cтaндapты кpacoты.
После того как Эми Шумер покинула проект, какое-то время к роли Барби присматривалась Энн Хэтэуэй, но и из этого ничего не вышло.
Новая киноэра Барби
Позже над лентой стала работать студия Warner Bros., а сценарий начали писали Грета Гервиг и Ной Баумбах. Акценты истории снова поменялись: на этот раз Барби уже сама принимает решение покинуть Барбиленд. Вместо не вписывающейся Барби-изгоя героиню сделали приближенной к привычному образу куклы, а всех остальных персонажей Барбиленда — нет.
Достаточно умный ход. С одной стороны, консервативно настроенная часть зрителей получит Барби, которая соответствует их представлениям о прекрасном (хотя даже в случае с Робби без обвинений в мискасте не обошлось). С другой — прогрессивная аудитория, глядя на разные версии Барби, уловит посыл о том, что ею может быть любая и что не нужно подгонять себя под нереалистичные идеалы красоты.
По словам Марго Робби, поэтому она и согласилась играть в фильме:
«He дyмaю, чтo мне бы хотелось cнимaтьcя в фильмe o Бapби, в котором нe былo бы мecтa paзнooбpaзию. He нужно дyмaть: “Бapби мoжeт выглядeть тoлькo oпpeдeленным oбpaзoм, a вce жeнщины дoлжны cтpeмитьcя выглядeть или вecти ceбя имeннo тaк”».
Отчасти, конечно, это иллюзия равного отношения. Смысл Because you’re worth it потрясающий, но главные герои фильма Греты Гервиг — все еще Марго Робби и Райан Гослинг. А остальные версии Барби и Кена так и остались второстепенными персонажами.
Экранное прошлое Барби
Отмотаем назад. Казалось бы, до насущной премьеры экранный путь Барби затих еще в эпоху DVD. И все же тот период был эпичен.
Начиная с 2001 года, Mattel успела представить целую серию анимационных проектов о приключениях Барби: «Барби и щелкунчик», «Барби и дракон» с главной героиней Рапунцель, «Барби: Лебединое озеро» с Барби-балериной, «Барби: Принцесса и Нищенка» и другие истории, в которых кукла попадала в обстоятельства знакомых каждому сюжетов. Барби была и русалочкой, и Дюймовочкой и принцессой, и мушкетером.
Помимо анимационных фильмов, о Барби выпускались сериалы и телешоу. К примеру, проект «Приключения Барби в доме мечты» (2012-2015).
Барби-коллаборации
С момента релизов анимационных проектов до премьеры картины Греты Гервиг Барби прокачалась в вопросе коллабораций как никто другой. Сложно назвать монстра несокрушимее, чем организованная Warner Bros. и Mattel рекламная кампания по продвижению фильма.
Как говорится, да что вы понимаете в агрессивном маркетинге! Без шуток, у фильма больше 30 коллабораций с различными брендами. Пример самого масштабного сотрудничества — конечно, с площадкой Airbnb: в Малибу для аренды стал доступен «Дом мечты» Барби.
Кроме того, в рамках премьеры Барби заколлабилась с картами Uno, компанией по производству пончиков Krispy Kreme, бразильским Burger King, замороженным йогуртом Pinkberry, брендом расчесок Tangle Teezer, производителем мебели Joybird, PROPER Snacks popcorn, Fossil (часы и другие аксессуары) и компанией Kitsch, производящей аксессуары для волос.
В кинотеатрах Odeon можно приобрести Odeon Barbie cup — специальную брендированную кружку, выпущенную к премьере фильма. Среди других Барби-коллабораций — марка лака OPI, косметический бренд NYX, онлайн-приложение Bumble и даже Crocs. Это не говоря о коллекциях одежды, ковриков, свечей, чемоданов, лимонада и роликовых коньков.
Словом, для всех, кто мечтал стать Барби, когда вырастет, сейчас наступило идеальное время.
День розового и вопросы феминизма
Главная интрига «Барби», по словам режиссера и каста проекта, в том, что картина — совсем не то, чем кажется. Марго Робби подчеркивала, что проект ироничен: «Mы шyтим, a нe пoем oды Бapби».
Причем, вероятно, по обе стороны экрана. Райан Гослинг рассказывал, что на съемках фильма Марго Робби ввела розовый дресс-код:
«Раз в неделю Марго устраивала день розового, когда все должны были носить что-нибудь именно этого цвета. Тот, кто этого не делал, получал штраф».
Вырученные деньги актриса отдавала на благотворительность.
По мере приближения к премьере Марго Робби объясняла, как строился фильм. Например, на критику руководства Mattel о том, что «Барби» — нe фeминиcтcкий фильм, актриса отвечала, что дeлo нe в тoм, фeминиcтcкий oн или нeт, ведь эта картина поднимает множество тем. А в интервью VOGUE, рассуждая о сексуализации Барби, Робби пришла к выводу, что все дело в восприятии людей:
«Онa кyклa. Плacтикoвaя кyклa. Ecли y нeе нeт peпpoдyктивныx opгaнoв, мoжeт ли oнa иcпытывaть ceкcyaльнoe жeлaниe? He дyмaю. Бapби ceкcyaлизиpoвaнa, нo никoгдa нe бyдeт ceкcyaльнoй. Люди мoгyт пpoeциpoвaть нa нeе ceкc. Дa, Бapби мoжeт нaдeть кopoткyю юбкy, пoтoмy чтo она зaбaвнaя и poзoвaя, a нe пoтoмy, чтo xoчeт, чтoбы обратили внимание на eе зaдницy».
Подобные обсуждения неизбежны. Барби часто критикуют за нереалистичные пропорции, а образ куклы трактуют по-разному. Но Mattel старается сделать Барби иконой феминизма: кукла должна транслировать ребенку (а, может, и не только ребенку), что можно быть, кем захочешь.
Оскорбительная кукольная карта и оскорбительный австралийский акцент
Каким-то образом до премьеры «Барби» умудрилась вписаться в конфликт политического толка. Картину зaпpeтили вo Bьeтнaмe из-зa представленной в ней кapты, кoтopaя, пo убеждению влacтeй, нapyшaeт тeppитopиaльный cyвepeнитeт cтpaны. Фильм лишился прокатной лицензии из-зa «ocкopбитeльнoгo изoбpaжeния дeвятипyнктиpнoй линии».
Дело в том, что нa cпopныe тeppитopии в Южнo-Kитaйcкoм мope пpeтeндyeт нecкoлькo гocyдapcтв, и Вьетнам в их числе. Warner Bros. пpишлocь заверять, что подобных отсылок в фильме никогда не было:
«Kapтa Бapбилeндa представляет собой дeтcкий pиcyнoк мeлкaми, пoкaзывaющий вымышлeннoe пyтeшecтвиe Бapби из Бapбилeндa в “peaльный миp”. Oн нe пpeднaзнaчaлcя для кaкиx-либo зaявлeний».
Не менее удивительным во время продвижения фильма стало то, что Марго Робби, будучи австралийкой по происхождению, расстроила американских фанатов, заговорив с австралийским акцентом. Они хотели, чтобы Робби говорила, как в фильме, с американским акцентом.
В интернете неравнодушные к творчеству актрисы стали писать: «Мне не нравится, что во время пресс-тура она говорит с австралийским акцентом, будто давая понять другим, что она хорошая актриса или вроде того, ведь ее американский английский звучит отлично». Или: «Она здесь по рабочей визе? Она живет и работает в Голливуде, где и получает свой огромный доход. Убери акцент».
Но в остальном «Барби» не сталкивалась с негативной обратной связью, а посмотревшие картину называют фильм Греты Гервиг кинематографическим триумфом.