Барби в кино и поп-культуре: life in plastic, it’s fantastic
Рождение легенды
1955 год. Десятилетняя Барбара, дочь основателей и владельцев компании-производителя игрушек Mattel Рут и Эллиота Хэндлеров, вместе с подругами придумывает очередной модный наряд для своей плоской картонной фигурки взрослой женщины.
Все просто – рисуешь, вырезаешь, одеваешь куклу. Играть, правда, не слишком удобно. Такую фигурку никуда не поставить, не сделать ее героиней ролевой игры, которые так сильно любят дети.
В 1950-е на американском рынке игрушек властвовали самые разные пупсы – младенцы, с которыми нужно нянчиться. Роль такой игрушки очерчена сразу же, а девочкам ведь хочется не только раз за разом убаюкивать куклу, но и представлять ее в самых разных жизненных ситуациях. Первая любовь, новая работа, свадьба – такая проекция помогла бы им получить «взрослый» опыт в рамках детской игры. Пупсы и бумажные куклы этого не позволяли.
«До рождения Барби многие куклы для маленьких девочек были из серии Baby doll, Kewpie dolls, пупсы в подгузниках и тому подобное. Эти куклы поощряли воспитание и материнство и увековечивали идею о том, что будущее девочки определяется тем, что она мать и домохозяйка», – признавалась будущая владелица крупнейшего аукционного дома Барби Сэнди Холдер.
Рут Хэндлер, наблюдая за дочерью, пришла к выводу, что девочкам требуются объемные куклы, изображающие взрослых женщин. Эллиот отнесся к идее жены скептически. Такие игрушки уже продавались, но популярностью не пользовались. По крайней мере, у детей. Предшественницей Барби была Бильд Лилли – героиня немецких комиксов для взрослых. Она представляла собой типичную пинап-герл, за которой гонялись многочисленные ухажеры. Кукла была выпущена в 1952 году и предназначалась для взрослой аудитории, поэтому продавалась в табачных лавках и сувенирных магазинах. Со временем, впрочем, ею заинтересовались старшие школьницы. Это отметила и Рут, когда задумалась о создании собственной игрушки, ориентированной на девочек от 3 до 14 лет.
Идея оказалась крайне успешной. Рут использовала дизайн Бильд Лилли в качестве прототипа для будущей куклы и попала в яблочко – Барби стала символом свободы и широких возможностей для девочек и девушек, только ищущих свой путь в жизни:
«Когда мы разрабатывали дизайн новой куклы, я знала, что назову ее в честь нашей дочери – она и вдохновила нас. Создание куклы заняло три года. В 1959-м мы ее выпустили. Великий был год. Матери с дочерями скупали эти куклы и одежду для них так быстро, что успех был просто моментальный».
И все-таки Рут немного лукавила, когда говорила о моментальном успехе. На нью-йоркской выставке, где Барби появилась в полосатом черно-белом купальнике, туфлях на каблуках и солнцезащитных очках, представители оптовых и розничных магазинов совсем не оценили новую куклу и закупили ее лишь для того, чтобы «прощупать» рынок. Участники выставки посчитали, что Барби не имеет ничего общего с популярной тогда куклой-пупсом, их отпугивала ее женственная фигура – в общем, энтузиазма Рут владельцы магазинов явно не разделяли. Каково же было их удивление, когда небольшая партия новых кукол разлетелась с прилавков американских магазинов уже в первые недели.
Всего в 1959 году было продано более 300 тысяч Барби, а нарядов для нее – еще больше. Розничная цена куклы составляла всего три доллара. Примерно столько же стоили элементы ее гардероба и аксессуары.
64 года в строю
Как и любому другому поп-культурному феномену, Барби пришлось пережить множество изменений. Трансформировался ее внешний вид, менялось окружение, а уж сколько профессий ей пришлось освоить за 64 года жизни!
Барби фактически стала героиней мультивселенной, об одном из вариантов которой рассказали режиссеры Дэн Кван и Дэниел Шайнерт в фантастическом фильме «Все везде и сразу». Не менялось только одно – возраст. Ей всегда было 19 лет.
У куклы есть биография, выстроенная благодаря блестящей, с точки зрения маркетинга, рекламе и книгам, выпущенным в 1960-е годы издательством Random House. Полное имя Барби – Барбара Миллисент Робертс, у нее есть бойфренд Кен (появился на прилавках в 1961 году), названный в честь сына Рут Хэндлер, Кеннета. За 64 года они так и не решились сделать следующий шаг и пожениться, завести детей. Семья Барби относится к американскому среднему классу. Отец Джордж работает инженером, мать Маргарет – домохозяйка. Окончив школу в родном Висконсине, миловидная девушка устроилась в модельное агентство. Отсюда, кстати, ее первый лук – модный черно-белый купальник.
А дальше все как в удивительной мультивселенной – Барби на заре своего существования становилась дизайнером одежды, балериной, певицей, стюардессой и медсестрой. И это всего лишь за 1961 год! Следом вышел специальный набор, посвященный образованию девушки, в 1965-м она стала космонавтом и высадилась на Луне за три года до Нила Армстронга. За 64 года жизни Барби сменила более 200 профессий: от космической отрасли и военного дела до спорта высших достижений и большой американской политики. Каждое такое перемещение внутри мультивселенной сопровождалось масштабными рекламными кампаниями и дополнительными материалами в виде книг и мультфильмов.
«Вся философия Барби была в том, чтобы показать маленьким девочкам через куклу, что они могут стать кем захотят. Барби всегда олицетворяла собой факт, что у женщины есть выбор», – не раз заявляла Рут Хэндлер.
Масштабные изменения ожидали Барби в XXI веке. В начале нового столетия сменилось издательство, выпускающее книги о кукле. На место Random House пришла компания Golden Books и тут же устроила маленькую революцию. В 2004 году Барби рассталась с Кеном и нашла себе другого бойфренда – австралийского серфера Блэйна. Покупатели этого не оценили, и уже спустя семь лет Кен вернулся в ее жизнь. Причем возвращение рекламировалось с помпой. На огромных билбордах красовалась фотография Кена, который просил Барби вернуться к нему: «Барби, ты единственная кукла для меня. Мы, может, и сделаны из пластика, но чувства-то у нас настоящие!».
Со временем менялись и пропорции тела Барби. В том числе и как ответ на критику куклы со стороны врачей и журналистов. В первую очередь, ей «прилетало» за распространение анорексии и булимии. Часть девочек воспринимала ее как идеал красоты и стремилась соответствовать таким стандартам. В психологии даже появился специальный термин, «синдром Барби», описывающий женщин, применяющих радикальные методы (диеты, операции, липосакция и т.д.) для достижения специфического идеала внешней привлекательности, который, по мнению ученых, слишком опасен. Исследования показали, что Барби не хватает порядка 20% веса для нормального функционирования репродуктивной системы.
В результате корректировок Барби становилась все более реалистичной. В некоторых торговых сетях продавались высокие, миниатюрные и пышные версии куклы. Чуть раньше были представлены Барби разных национальностей и рас, в том числе афроамериканки, латиноамериканки и азиатки.
Несмотря на попытки компании Mattel трансформировать и актуализировать куклу (существовала даже версия с Wi-Fi и микрофоном, а также кукла-радионяня), за последнее десятилетие продажи Барби резко снизились. Если раньше в мире каждую секунду продавалось три игрушки, то сегодня о таких показателях Mattel приходится лишь мечтать.
Барби в кино: начало
Вероятно, вместе с выходом в мировой прокат «Барби» Греты Гервиг ситуация кардинально изменится – продажи куклы резко вырастут.
Но так ли кардинально? Ведь Барби уже несколько раз становилась героиней мультфильмов, которые помогали скорее поддерживать продажи, а не резко увеличивать их.
Удивительно, что за 40 лет существования куклы до начала 2000-х она практически не попадала на большие или малые экраны, только вскользь упоминалась в отдельных фильмах, хотя образ и популярность ненавязчиво намекали – из ее истории можно сделать увлекательный сериал или серию фильмов, почти марвеловскую киновселенную, но для ограниченной аудитории.
Отчасти именно это и произошло в 2001 году, когда на прилавках магазинов появились куклы Bratz и стали постепенно отнимать у Барби значительную долю рынка. Боссы Mattel тут же спохватились. В компании созрела идея выпускать мультфильмы о кукле, переосмысляя и дополняя образ, повышая ее популярность и расширяя линейку выпускаемой продукции. Помимо непосредственно игрушки и аксессуаров, в продажу выпускались и товары, связанные с конкретными лентами.
Анимационным первопроходцем стал мультфильм «Барби и Щелкунчик» (2001), снятый по мотивам гофмановского рассказа «Щелкунчик и Мышиный король». Барби выступает в качестве рассказчицы – по сюжету ее младшая сестра Келли испытывает страх сцены, Барби решает подбодрить ее и поведать историю заколдованной девушки Клары, готовой пойти на все, чтобы снять проклятье. Подобным образом будут построены и некоторые другие мультфильмы серии. Интересно, что создатели «Барби и Щелкунчика» трепетно отнеслись к материалу и, несмотря на несовершенство компьютерной анимации, выложились по полной: музыку Чайковского специально записал Лондонский симфонический оркестр, а танцы с помощью технологии motion capture исполнили солисты нью-йоркского балета. Получилась дотошная работа с материалом, который изначально создавался для DVD и телевидения.
На классических произведениях основывались и следующие мультфильмы серии. «Барби и Дракон» (2002), например, переосмысляет сказку братьев Гримм «Рапунцель» – принцесса в рассказе Барби выбирается из башни самостоятельно, что полностью соответствует духу, заложенному в куклу ее создательницей Рут Хэндлер. В «Барби и Лебединое озеро» (2003) авторы возвращаются к Чайковскому и проходят по тому же маршруту, что и «Барби и Щелкунчик». Мюзикл «Барби: Принцесса и Нищенка» (2004) трансформирует классический роман Марка Твена «Принц и нищий» – две похожие на Барби девушки встают на место твеновских юношей и разыгрывают адаптированную историю из романа.
Далее в серии наступил период оригинальных картин. Классическая литература и балет ушли на второй план, на первый вышли сказочные фэнтезийные миры. Трилогия о бескрылой фее Элине (естественно, похожей на Барби) из страны Фэйритопия создавалась по оригинальным сценариям. По сюжету она то спасает свою страну от всестороннего кризиса («Барби: Сказочная страна», 2005), то помогает жителям Фэйритопии вернуть способность летать («Барби: Сказочная страна Мермедия», 2006), то поступает в местную школу волшебства («Барби: Сказочная страна. Волшебная радуга», 2007). Последний, кстати, очень удачно вышел незадолго до старта продаж седьмого романа о Гарри Поттере.
Долгий путь к Марго Робби в роли Барби
Киновселенная Барби выбрала многофазный путь еще до того, как это стало мейнстримом благодаря студии Marvel. В 2010 году в серии произошло глобальное изменение – истории о принцессах уступили место мультфильмам, затрагивающим современные проблемы и темы. Так началась вторая фаза. Двойники Барби из разных стран участвуют в соревнованиях по серфингу, снимаются в кино, выступают на концертах и танцевальных шоу. Ее биография, годами выстраиваемая в рекламных роликах и книгах, постепенно переходит и на экран – всего серия фильмов о кукле насчитывает 41 картину и вот-вот пополнится 42-й. Каждая из лент пользуется ограниченной популярностью в узком сегменте, а все вместе составляют уютную долгоиграющую франшизу о женском выборе, гигантской силе и возможностях, которые открываются перед Барби и, соответственно, ее юными поклонницами.
За пределы этой вселенной Барби практически не выходила. Но все-таки изредка это случалось. Например, в серии мультфильмов «История игрушек». Оно и понятно – как главная анимационная франшиза Pixar об игрушках могла обойтись без самой продаваемой куклы второй половины XX века?
Тем не менее в первой части Барби так и не появилась – Mattel попросту не позволил студии использовать своего персонажа. После космического успеха «Истории игрушек» решение пришлось пересмотреть. Во второй части она вместе с куклами-подругами появилась совсем ненадолго, а в третьей уже полноценно вошла в команду игрушек Энди и участвовала в основных сюжетных перипетиях. И даже познакомилась с Кеном.
Впрочем, для поп-культурного феномена у Барби фильмография не слишком солидная. Сегодня ее имя стало нарицательным, оно используется в песнях и фильмах как уже сформированный образ, и никто из режиссеров глобально этот образ деконструировать так и не решился, как это случалось, к примеру, с игрушками Hasbro.
Быть может, переосмыслить образ удастся Грете Гервиг – ее работа станет для Барби дебютом в игровом кино. Марго Робби и Райан Гослинг во всех интервью подчеркивают, что постмодернистская комедия полна неожиданностей, а ее основная цель – обмануть ожидания зрителей и показать «то, что они хотят увидеть, сами того не зная».
Звучит интригующе. Но как окажется на самом деле?