«Бедные-несчастные»: все, что нужно знать о победителе Венецианского кинофестиваля
О чем фильм?
Альтернативная история. В Викторианском Лондоне женщина по имени Белла пытается покончить жизнь самоубийством. Но получается это наполовину — ее нерожденный ребенок все еще жив. Гениальный ученый Годвин Бакстер вылавливает утопленницу из Темзы и возвращает к жизни с помощью сложной операции, пересаживая ей мозг младенца. Белла возрождается новым человеком — ребенком во взрослом теле. Она заново учится жизни: ходит, как кукла, не может связать и двух слов, зато быстро развивается. Вот уже и подростковый кризис, и первое ощущение свободы, добытое с боем у отца-создателя и его молодого помощника. Впервые познакомившись с сексуальными возможностями тела, Белла отправляется в путешествие, в котором начинает познавать себя, окружающий мир и его патриархальные устои.
«Бедные-несчастные» — экранизация одноименного романа шотландского постмодерниста Аласдера Грея, выпущенного в 1992 году и переосмысляющего «Франкенштейна» Мэри Шелли. Грей доверяет повествование ненадежному рассказчику, ассистенту ученого, в то время как фильме мужской взгляд сменяется женским — Белла добивается права рассказывать свою историю самостоятельно. Именно ее глазами мы увидим женскую революцию в стимпанковом мире, созданном и управляемом мужчинами.
Кто это снял?
Режиссером картины выступил Йоргос Лантимос — самобытный автор-грек, одинаково успешно покоряющий Голливуд и крупнейшие международные фестивали. Его оптика, в которой главенствует абсурд и социальный хаос, выраженный распадом институтов и методичным формированием новой реальности, в конце нулевых стала символом национального кинематографа и запустила греческую странную волну.
«Странной» ее назвали из-за эстетической новизны, кафкианского действа на экране и специфической игры актеров, чьи тела часто существуют отдельно от разума героев. Это позволяет размывать границу между социальной и художественной этикой, задавать зрителю вопросы не так, как это делают реалистические фильмы.
В каждой своей картине, начиная с дебютной «Кинетты», Лантимос придерживается этой концепции, и это раз за разом отмечает фестивальная публика и жюри смотров. В 2009 году его трагикомедия «Клык» победила на Каннском кинофестивале в секции «Особый взгляд» — специальной программе для начинающих талантов. Следующая лента «Альпы» в 2011 году завоевала приз за сценарий в Венеции. «Лобстер» взял третью по значимости награду Канн в 2015-м, а спустя два года Лантимос вновь поднялся за сценарным призом на Лазурном берегу — жюри отметило его хоррор-притчу «Убийство священного оленя». Самый известный фильм грека, «Фаворитка», без премий тоже не остался — за него Йоргос получил Особый приз жюри на Венецианском кинофестивале 2018 года.
Картина о буднях болезненной королевы Анны оказалась первой для режиссера, сделанной совместно с крупной голливудской студией, что наложило отпечаток на авторский стиль — «Фаворитка» меньше всего походила на фильм греческой странной волны. Впрочем, уже в следующем проекте постановщик вернулся к истокам: «Бедные-несчастные» были его давней мечтой, на которую он наконец получил необходимый бюджет. К тому же Аласдер Грей, восхищенный «Клыком», незадолго до смерти дал добро на экранизацию своего романа.
Кто помогал Лантимосу?
Сценаристом фильма стал Тони МакНамара, а оператором — Робби Райан. Оба работали с Лантимосом над «Фавориткой». Активное использование «рыбьего глаза», постепенный переход от черно-белой картинки к цветной, акцент на неправдоподобном окружении — камера Райана выступает важнейшим инструментом в арсенале визионера Лантимоса.
Причудлив мир «Бедных-несчастных» не только визуально, но и музыкально. Композитора грек тоже выбирал нестандартно — вместо маститых авторов он позвал инди-музыканта Джерскина Фендрикса, выпустившего лишь один альбом и никогда не писавшего саундтреки к кино. В его работах режиссер не услышал музыкальных шаблонов. Именно это и требовалась для фильма, в котором главная героиня бросает вызов социальным, сексуальным, личностным стереотипам.
Кто сыграл главную роль?
Роль Беллы исполнила Эмма Стоун. Лантимос снимал ее в «Фаворитке» и сделал это вновь, но в нетипичном для актрисы амплуа. В одном из интервью она признавалась, что Йоргос впервые открыл ей глаза на то, что в американском кино, особенно большом, существует сексуальное табу: артисты и режиссеры боятся постельных сцен и не умеют их создавать. Лантимос же заверил ее, что стесняться своей сексуальности не стоит, и Стоун это осознала: по мнению многих критиков, в «Бедных-несчастных» случился ее performance of a lifetime — самая значимая роль в карьере, в которой ей, по лекалам греческой странной волны, пришлось вовсю использовать не только мимику, интонации или актерскую харизму, но и свое тело.
«Желание Беллы — к мужчинам, к драматическим танцам, к интеллектуальной стимуляции и свободе действий — движет фильмом. Игра Стоун соответствует этому бесстрашию: здесь она идет ва-банк, ее тело и лицо отражают каждую ноту человеческого сексуального опыта — острые ощущения, разочарование, отвращение, ужас, интригу», — делится своими впечатлениями рецензент издания Vulture.
Что еще пишут критики?
Критики остались в восторге не только от игры Стоун, но и от картины в целом. «Бедные-несчастные» с большим отрывом заняли первое место в сводном рейтинге фильмов основного конкурса по мнению прессы. Вот что пишут о ленте Лантимоса крупные издания:
Indiewire
«Лучший фильм в карьере Лантимоса. Саркастически смешной, причудливый и дурацкий, бесценный и неприхотливый, наполненный таким количеством отличных идей, что попытка разобрать их все в одном тексте кажется жалкой по сравнению с амбициозностью фильма».
The Hollywood Reporter
«Это безумно приятная сказка, создающая несколько самобытных миров, каждый из которых населен запоминающимися персонажами, воплощенными в жизнь первоклассным актерским составом».
The Guardian
«Стоун выдает непревзойденный уровень актерской игры в образе Беллы, познающей необыкновенный искусственный мир, созданный Лантимосом. Все в этом фильме — каждый кадр, каждый образ, каждая шутка, каждое выступление — вызывает восхищение».
IGN
«Это “Франкенштейн” в жанре секс-комедии и с мотивами Жюля Верна, а также одна из самых изобретательных комедий за долгие годы. “Бедные-несчастные” упаковывают проблемы взросления в шумную, абсурдистскую историю о свободной женщине, которая стремится к сексуальному, эмоциональному и интеллектуальному самопознанию».
Time
«Пышный и оптимистичный фильм “Бедные-несчастные” по-своему извращенно предполагает, что большинство людей способны измениться к лучшему и что мир доброты достижим, если каждый приложит максимум усилий».
Что будет дальше?
Венецианский кинофестиваль считается точкой отсчета наградного сезона: из года в год в основном конкурсе смотра участвуют фильмы, которые спустя несколько месяцев борются за «Оскары» и «Золотые глобусы». Взглянуть хотя бы на победителей последних лет: «Земля кочевников» в 2020-м, «Джокер» в 2019-м, «Рома» в 2018-м и «Форма воды» в 2017-м — все эти ленты были главными претендентами на премию Американской киноакадемии. «Бедные-несчастные» — разумеется, птица того же полета.
Фильм обязательно будет бороться за золотые статуэтки в ключевых номинациях в начале следующего года. Помешают ли картине абсурд и необычная постановка? Вспомните, помешало ли это выиграть семь «Оскаров» комедии «Все везде и сразу»? Ответ на поверхности — академия пытается вдохнуть в закостенелую премию новую жизнь, и «Бедные-несчастные» — в этом ей идеальный помощник. Да и победа заметного, несколько раз отличившегося режиссера с уникальным визионерским мышлением, к тому же умело пользующегося женской оптикой, будет актуальным и своевременным решением. Но рассуждать об этом пока рано — впереди немало премьер, которые в равной степени могут претендовать на «Оскар».
«Бедные-несчастные» выйдут в мировой прокат 8 декабря, а в начале 2024 года появятся и в Сети. До России лента добраться, к сожалению, не сможет: дистрибьютором выступает компания Searchlight Pictures, принадлежащая корпорации Disney, которая ушла с отечественного рынка, поэтому единственным выходом может стать параллельный импорт. Впрочем, вероятность этого стремится к нулю — прокат настолько откровенного фильма в существующих реалиях практически невозможен.