Берлинский кинофестиваль 2024: кто победил и какие фильмы стоит ждать
«Дагомея», реж. Мати Диоп
Награда: «Золотой медведь» за лучший фильм
Второй год подряд жюри Берлинского кинофестиваля награждает главным призом документальную ленту. В прошлом году победил французско-японский фильм «На Адаманте» — кино об уникальном дневном стационаре для людей с психическими расстройствами, расположенном в центре Парижа на плавучем острове. В 2024-м лауреатом стала часовая картина 41-летней француженки сенегальского происхождения Мати Диоп, которая уже брала Гран-при жюри Канн в 2019 году за драму «Атлантика».
«Дагомея», ее второй полнометражный проект, — антиколониальная история о возвращении на родину сокровищ Королевства Дагомея (ныне Бенин), вывезенных французскими войсками в Париж из Африки еще в XIX веке. Диоп фокусируется на празднованиях местного населения, встречающего реликвии, и одновременно задает вопросы об утерянном Африкой культурном наследии и других сокровищах, все еще хранящихся на витринах французских музеев.
«Нужды путешественника», реж. Хон Сан-су
Награда: «Серебряный медведь» — Гран-при жюри
Вторую по престижности награду смотра получил южнокорейский режиссер Хон Сан-су, без которого уже невозможно представить программу Берлинале. Он настолько творчески плодовит, что его картины год за годом, почти без пропусков, постоянно попадают в основной конкурс фестиваля и выигрывают награды.
Не стал исключением и 2024 год: драма «Нужды путешественника» выиграла «Серебряного медведя». Лента создана в лучших авторских традициях Хон Сан-су, вновь прекрасно демонстрирующего поэтику обыденности: длинные планы, медленный темп и диалоги, занимающие почти все пространство фильма. Изабель Юппер играет француженку, которая осталась в Южной Корее без средств к существованию и решает подзаработать, преподавая французский язык корейцам. Она придумывает собственный метод обучения и впитывает в себя уникальный менталитет местных жителей.
Как сообщает пресс-служба кинопрокатной компании A-One, фильм выйдет в России в этом году.
«Империя», реж. Брюно Дюмон
Награда: «Серебряный медведь» — Приз жюри
Один из самых необычных фильмов фестиваля — абсурдистская фантазия «Империя» французского режиссера Брюно Дюмона. По сюжету в глухой деревушке на севере Франции местный рыбак Джони воспитывает сына Фредди и колеблется между двумя девушками: Лини и Джейн. Но однажды в размеренную жизнь провинциалов вмешиваются инопланетные силы — деревушка становится полем битвы между цивилизацией Нулей и расы Единиц. Внеземные рыцари пытаются добраться до живущего на Земле мессии, которым оказывается сын Джони.
Сам Дюмон называет «Империю» пародией на «Игру престолов» в сеттинге «Звездных войн». Смешного в фильме действительно много: Сатана в шапочке из мусорного мешка, уморительные деревенские простаки, властительница мира в образе мэра деревни — все это можно будет увидеть на российских экранах уже 4 июля.
«Другой человек», реж. Аарон Шимберг
Награда: «Серебряный медведь» за лучшую актерскую игру, Себастиан Стэн
Лучшей актерской работой на фестивале признали перформанс Себастиана Стэна: в фильме «Другой человек» он сыграл актера с деформацией лица, подвергшегося экспериментальной процедуре. Однако с новым лицом строить карьеру стало еще сложнее: теперь артисту перестали предлагать даже нишевые роли. Премьера «Другого человека» состоялась на кинофестивале «Сандэнс» в январе. Подробнее о картине мы писали в отдельном материале.
«Такие мелочи», реж. Тим Милантс
Награда: «Серебряный медведь» за лучшую роль второго плана, Эмили Уотсон
Пожалуй, самой громкой конкурсной премьерой смотра и заодно фильмом открытия оказалась ирландская драма «Такие мелочи» — не в последнюю очередь благодаря звездному касту: помимо Киарана Хайндса, Мишель Фэйрли и Эмили Уотсон, получившей награду за лучшую роль второго плана, в картине снялся и Киллиан Мерфи, который через две недели, вероятно, получит свой первый «Оскар».
«Такие мелочи» — экранизация книги Клэр Киган о Приютах Магдалины, сети воспитательно-исправительных монастырей для так называемых «падших женщин». Главным героем, впрочем, выбран простой работяга-водитель (Киллиан Мерфи), который развозит уголь беднякам и однажды, выполняя один из заказов, видит, как отец и мать отдают свою дочь в приют. В другой день та бросается к нему за помощью — так и начинаются их необычные отношения, полные добра и тепла, на фоне чудовищной эксплуатации потерявшихся женщин.
«Умирание», реж. Маттиас Гласнер
Награда: «Серебряный медведь» за лучший сценарий
В драме немецкого режиссера Маттиаса Гласнера Ларс Айдингер играет дирижера, жизнь которого превращается в хаос. У него есть любимая женщина с ребенком, молодая любовница, пьющая сестра, безумный друг-композитор и родители, требующие постоянного ухода. На угасающих отца и мать ему отчаянно не хватает времени, хотя они нуждаются в нем больше всего.
Критики сравнивают нарративы «Умирания» Гласнера с работами Рубена Эстлунда. За черным юмором в картине прячется глобальное исследование семьи XXI века, человеческих слабостей и пороков, ярче всего проявляющихся тогда, когда жизнь и смерть приближаются друг к другу на расстояние вытянутой руки.
«Архитектон», реж. Виктор Косаковский
Награда: нет
Фильмы российского документалиста Виктора Косаковского в последние годы особенно полюбились фестивальной публике. Премьера картины «Акварель» о разных агрегатных состояниях воды состоялась в Венеции в 2018-м, а «Гунду», черно-белую ленту о буднях свиноматки, коров и курицы на ферме, показали в Берлине в 2020 году. Следующий фильм Косаковского, «Архитектон», и вовсе попал в основной конкурс Берлинале.
В новой картине режиссер изучает руины цивилизации — от развалин античного храма в Ливане до жилых домов, уничтоженных в Турции землетрясением 2023 года, — и вслед за исследованием природы воды берется за изучение природы камня. Музыку к фильму написал композитор «Нелюбви» и грядущей версии «Эммануэль» Евгений Гальперин.