Shaw Must Go On: как Джордж Бернард Шоу отметил юбилей в Москве | Город | Time Out

Shaw Must Go On: как Джордж Бернард Шоу отметил юбилей в Москве

Александр Потапов   27 июля 2023
6 мин
Shaw Must Go On: как Джордж Бернард Шоу отметил юбилей в Москве
Бернард Шоу. Фото: Legion-media.ru
26 июля 1856 года родился ирландский писатель Джордж Бернард Шоу – автор пьесы «Пигмалион», легшей в основу мюзикла «Моя прекрасная леди». В 1931 году, на свой 75-й день рождения, Шоу поехал в Москву, где провел девять дней. Time Out вспоминает, как нобелевский лауреат гостил в советской столице.

«Метрополь»

«Метрополь». Фото: Wikipedia. Автор: T3ru

Шоу приехал в Москву не один: его сопровождали лорд Уолдорф Астор с женой Нэнси Астор – одной из первых женщин, избранных в британский парламент, ярой антикоммунисткой и антисемиткой – и Филип Керр, 11-й маркиз Лотиан, ставший во время Второй мировой войны британским послом в США. И чета Астор, и маркиз Лотиан в то время симпатизировали Гитлеру и видели в СССР угрозу, в отличие от Шоу. Делегацию с почетом приняли на вокзале и повезли в «Метрополь», где Шоу пожелал принять ванну.

После революции в гостиницах «Метрополь» и «Националь» жили высокопоставленные большевики, работали наркоматы и выступал Ленин. До революции «Метрополь», чаще называемый «Челышами» по фамилии владельца купца Челышева, был большим торгово-развлекательным комплексом. Кроме гостиничных номеров, в нем располагались бани, магазины, рестораны. А в начале XX века, после генеральной перестройки «Челышей» в стиле модерн, в здании появились своя телеграфная станция и кинотеатр. В номерах попроще останавливались гастролирующие актеры, в фешенебельных комнатах – приехавшие на коронацию Николая II аристократы. В «Метрополе» бывали Лев Толстой, Сергей Дягилев, Владимир Гиляровский, Александр Куприн и множество других знаменитостей.

В начале 1930-х здание отдали «Интуристу», и «Метрополь» снова стал гостиницей, в которую не стыдно поселить иностранцев, хотя в коммуналках на самых верхних этажах продолжали жить советские служащие. Кроме Шоу, здесь останавливались Марлен Дитрих и Мао Цзэдун.

«Метрополь» во времена СССР. Фото: Legion-media.ru

Мавзолей

Мавзолей. Фото: Legion-media.ru

Сразу из гостиницы Шоу со спутниками отправился в Мавзолей. Писатель долго рассматривал лежащее под стеклом тело Ленина, после чего нарек покойного вождя «чистейшим интеллектуалом». Леди Астор, показывая на руки Ленина, назвала его никогда не работавшим аристократом и уточнила, что аристократ и интеллектуал – это одно и то же. Аристократами она считала и всех встречавшихся ей влиятельных большевиков. Позднее Шоу сравнивал Ленина и Наполеона: как по местам погребения – московскому мавзолею и парижской гробнице в соборе Дома инвалидов – так и по масштабам влияния на историю.

Шоу с компанией повезло увидеть гранитный мавзолей, строительство которого было окончено в 1930 году. Алексей Щусев построил как первый, так и второй временный деревянный мавзолей, ему же поручили возвести третий – каменный. Здание, построенное за 16 месяцев вместо предполагаемых иностранными специалистами пяти лет, превосходило прежнюю усыпальницу по ширине и высоте.

К моменту завершения отделочных работ преобразилась и Красная площадь. Памятник Минину и Пожарскому перенесли с центра площади к Собору Василия Блаженного, двойные Иверские ворота (ныне Воскресенские) разобрали для свободного прохода демонстраций, а новый мавзолей стал самой высокой точкой главной площади страны.

Мавзолей в 1935 году. Фото: Wikipedia

Кремль

Красная площадь. Фото: Legion-media.ru

В Кремле Джордж Бернард Шоу сфотографировался с Царь-колоколом и залез на Царь-пушку. Он наблюдал с Кремлевской стены за работами по демонтажу Храма Христа Спасителя и назвал увиденное варварством – спустя три месяца Храм Христа Спасителя снесут полностью.

В Екатерининском зале Сенатского дворца писатель, проверяя акустику, издал протяжный крик, который очевидцы сравнивали с криками сплавщиков леса по рекам. Леди Астор выступила с весьма поверхностной критикой коммунизма на английском языке, намереваясь шокировать присутствующих, но слушатели либо не поняли сказанного, либо вежливо промолчали.

Ближе к концу своего пребывания в России Шоу встретился в Сенатском дворце со Сталиным, уделившим писателю два с половиной часа вместо положенных иностранным посетителям двадцати минут. Сталин, по словам Шоу, сразу уточнил, что не будет обсуждать положение дел в СССР, и начал разговор о Кромвеле, Чемберлене и Черчилле. Шоу, в отличие от Сталина, не считал Черчилля влиятельным политиком и предложил генсеку пригласить будущего премьер-министра в СССР, чтобы убедиться в его несостоятельности. Леди Астор спорила со Сталиным по вопросу воспитания детей, и вождь, хорошо понимавший английскую речь, во время разговора делал пометки в записной книжке. По возвращении из СССР Шоу назовет Сталина «джентльменом» и «гигантом среди пигмеев» в европейской политике, за что будет многократно раскритикован.

Кремль в 1930-х годах. Фото: Legion-media.ru

Парк культуры и отдыха

Парк Горького. Фото: Wikipedia. Автор: A.Savin

Вечером первого дня в Москве британская делегация пожелала посетить городские парки. Гости столицы побывали в Петровском парке и Парке культуры и отдыха. В ПКиО, спустя год названном в честь Горького, внимание писателя привлекли молодые люди, игравшие в волейбол.

Эта игра, пришедшая в СССР в начале 1920-х, стала одной из любимейших народных забав и так захватила советских граждан, что даже в Германии в 1930-е годы волейбол будут называть «русской игрой». Многие отдыхающие узнавали всемирно известного писателя: один из волейболистов подошел к Шоу поздороваться и в его присутствии прочитал собравшимся посетителям парка краткую лекцию о творчестве нобелевского лауреата. Леди Астор тем временем нашла девочку, разговаривавшую по-английски, и пыталась вывести ее на откровения о негативных сторонах советского режима. Девочка смущенно ответила, что ей все нравится, и убежала играть с детьми.

Парк в 1939 году. Фото: Wikipedia. Автор: Елеазар Лангман

Болшевская трудовая коммуна

Здание коммуны, где сейчас располагается Технологический университет. Фото: Wikipedia. Автор: VovanAZ

На второй день своего пребывания в СССР Шоу захотел посетить советские тюрьмы. Писателя отвезли в Болшевскую колонию для беспризорников – трудовую коммуну под надзором ОГПУ.

Там Шоу произнес перед юными коммунарами обескураживающую речь, в которой рассказал, что сам воровал в детстве и ни разу не попался. Он назвал своих слушателей плохими воришками и отметил, что заграничные воры, пока еще разгуливающие на свободе, тоже будут пойманы.

Трудовые коммуны, организованные на основе воспитательных колоний для малолетних преступников, стали неожиданным решением проблемы роста беспризорности после Гражданской войны и педагогическим успехом молодого советского государства. В коммунах, созданных под наблюдением Феликса Дзержинского, подростки сообща вели хозяйство, учились и работали на производстве. На весь мир прославились коммуны выдающегося педагога Антона Макаренко, к числу знаменитых советских коммун относилась и Болшевская коммуна, основанная по приказу Генриха Ягоды, тогда еще второго заместителя Дзержинского. На территории коммуны работали обувная и деревообрабатывающая фабрики, строились конструктивистские жилые корпуса, сейчас превратившиеся в охраняемые архитектурные памятники. После ареста Ягоды в 1937 году коммуну расформировали, а многих коммунаров репрессировали.

Первые дома Болшевской трудовой коммуны. Фото: Wikipedia