«Богатыри — не вы!»: 5 ожидаемых проектов фестиваля «Новый сезон» | Кино | Time Out

«Богатыри — не вы!»: 5 ожидаемых проектов фестиваля «Новый сезон»

Юлия Шампорова   18 сентября 2024
8 мин
«Богатыри — не вы!»: 5 ожидаемых проектов фестиваля «Новый сезон»
Фото: kinopoisk.ru
На курорте «Роза Хутор» завершился третий фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон». Кинокритик Юлия Шампорова побывала в Сочи и выбрала проекты, наиболее точно и ярко представляющие современное российское общество.

О «Новом сезоне»

Фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон», который уже третий год проходит на курорте «Роза Хутор», подвел итоги. Отличительная особенность смотра — отсутствие программного директора и жюри. Семь российских онлайн-платформ — Okko, «Кинопоиск», Kion, Premier, Start, Wink, «Иви» — сами выбирают, какие новинки будущего сезона презентовать профессиональному сообществу. А победителей определяет зрительское голосование. 

Кадр из фильма «Дети перемен». Фото: kinopoisk.ru

В этом году зрители назвали самым ожидаемым сериалом проект Okko «Аутсорс» Душана Глигорова — драму режиссера «Хрустального» о том, как накануне принятия Россией моратория на смертную казнь в 1996 году тюремный надзиратель в исполнении Ивана Янковского предлагает отдавать исполнение приговора на аутсорс родственникам жертв. Однако оказывается, что справедливость и деньги едва ли совместимы.

Востребованность и победа такого проекта, где на экране в полной мере представлены пытки и насилие, а в основе сюжета лежит концепция о казни, осуществляемой за деньги, кажется, не требует комментариев.

Помимо «Аутсорса», в программе «Нового сезона» нашлось место и другим проектам, поднимающим непростые для современной России проблемы: противостояние общества коррумпированным чиновникам, социальная незащищенность нуждающихся, культивируемая подростковая жестокость и губительные взаимоотношения «по понятиям», ставшие отголоском 90-х, — этому и не только были посвящены лучшие сериалы фестиваля.


«Первый номер», реж. Клим Козинский (Kion)

Сериал режиссера Клима Козинского был, пожалуй, наиболее тепло встречен фестивальной аудиторией. Термин «минаевщина» как характеристика историй о нелегких проблемах богатых, кажется, плотно входит в употребление в российской киноиндустрии. На «Новом сезоне» в этом году было представлено сразу два проекта по сценариям Сергея и Дмитрия Минаевых: «Первый номер» и «Чужие деньги». 

Фото: kinopoisk.ru

Возможно, популярность таких проектов обусловлена тем, что зритель смотрит на далеких от него представителей элиты не для того, чтобы помечтать, а чтобы увидеть бой жабы с гадюкой.

Во многом автобиографичный «Первый номер» рассказывает о сорокалетнем гламурном писателе-бабнике Константине Иноземцеве, которому после ухода из России зарубежного глянца в 2022 году предлагают возглавить печатный журнал для мужчин Idol, переименованный в «Джентльмен».

Иноземцев (Евгений Цыганов, получивший за эту роль приз «Герой “Нового сезона”» как лучший актер) не понимает, как руководить журналом и не слишком рвется на эту должность, но миллион в месяц и доля в компании, владеющей журналом, творят чудеса. С приходом в редакцию нового главреда, половина сотрудников увольняется сразу, а вторая — готовит заговор по свержению несносного выскочки. Иноземцев обращается за помощью к бывшей возлюбленной, а ныне успешной бизнесвумен (Надежда Михалкова), чтобы та обучила его азам журналистики.

В итоге главред меняет название журнала — из «Джентльмена» издание превращается в «Лампу» — намекая тем самым, что собирается сеять разумное, доброе, вечное, раздает сотрудникам руководящие должности и в корне меняет лощеный мир глянца.

Вероятно, сериал понравился аудитории «Нового сезона», поскольку четко структурированный сценарий в сочетании с убедительной актерской игрой открыто показывают изнанку современных медиа. Даже несмотря на то, что в деталях «Первому номеру» явно не хватает правды и актуальности — печатные издания практически вымерли, а электронные СМИ порой проигрываю в конкуриренции с телеграм-каналами. 

Сериал выйдет на Kion 1 декабря.


«Фарма», реж. Мария Кравченко (Premier)

«Фарма» — история, в которой простые люди вступают в бой с бездушными чиновниками. Это черное и очень смешное криминальное драмеди с необычным для жанра сюжетом. Проект рассказывает о 18-летнем Антоне (Марк Эйдельштейн), страдающем миодистрофией, редким генетическим заболеванием, которое вызывает прогрессирующее ослабление мышц и скорую смерть, а также его старшем брате, хулигане Михе (Никита Павленко), пытающемся найти лекарство для больного парня. 

Фото: kinopoisk.ru

Разговор с чиновницей, которая могла бы помочь достать дорогие лекарства, но вместо этого издевается и оскорбляет пришедших к ней просителей, заканчивается потасовкой, в которой ее бьют лицом об стол. Вероятно, именно из-за этой сцены сериал не вышел в срок на платформе Premier и был перенесен на неопределенный срок. Неслучайно, представляя шоу на фестивале «Новый сезон», один из членов группы, облаченный в розовую балаклаву, передал привет Роскомнадзору и показал средний палец. Чиновники действительно представлены в проекте не слишком комплиментарно: они распоряжаются государственными деньгами, как своими, и совершенно не обращают внимания на нужды простых людей.

Поскольку лекарство нужно достать срочно, а легальных средств для этого нет, одна из подруг Михи находит в интернете информацию о международном движении «фарма-анархистов». Они публикуют в интернете рецепты, которые люди по всему миру могут использовать для приготовления медикаментов в домашних условиях. Именно этим и занимаются Миха и компания в подпольной лаборатории. 

Одно из достоинств проекта — актерские работы. Помимо исполнителей главных ролей, в кадре блистает Сергей Гилев, который, играя местного полоумного воротилу, вызывал гомерический хохот в зале. 

«Фарма» выйдет на Premier 19 сентября.


«Дети перемен», реж. Сергей Тарамаев, Любовь Львова (Start, Wink)

Кажется, создатели проекта решили снять прямое продолжение «Слова пацана. Кровь на асфальте». В центре сюжета «Детей перемен» — три брата, которые в 1995 году поглощены дворовыми бандами и криминальными разборками. Более того, за сериал отвечали те же стриминги и компании: Start, Wink, «НМГ студия» и НТВ. А в некоторых ролях задействованы актеры из «Слова пацана». Здесь буквально по шаблону, меняя 80-е на 90-е, и свойственные эпохе стиль, одежду, музыку, создатели пытаются встать на уже проторенную Жорой Крыжовниковым дорожку. 

Фото: kinopoisk.ru

Семья из трех сыновей и матери, водительницы троллейбуса Флоры (Виктория Исакова), разваливается так же быстро, как в то же время Советский союз. Флора родила сыновей от трех разных мужей, и это отражается в их характерах и интересах. Юра (Макар Хлебников) — художник, часто обсуждающий творчество со своим отцом, неудачником Генрихом (Сергей Гилев). Петр (Слава Копейкин) попадает в банду к криминальному авторитету, которого комично играет Тимофей Трибунцев, и выполняет его преступные приказы. А третий, Руслан (Хетаг Хинчагов), вместо учебы продолжает карьеру отца, торгуя сумками на рынке. С утра до вечера занятая на работе мать не подозревает, чем в свободное время занимаются ее сыновья — вместо Флоры их взращивает улица. 

Сюжетные линии трех братьев разветвляются и наполняются эстетикой жестокого времени с криминальными разборками и извращенно интерпретируемым духом свободы. Будет ли в этом году востребован сериал о бандитизме 90-х так же сильно, как в прошлом, узнаем этой осенью. 


«Урок», режиссер Сергей Филатов (Okko)

«Урок» Сергея Филатова прежде всего интересен творческим тандемом двух экранных братьев в исполнении Даниила Воробьева и Юры Борисова. Оба сломлены жизнью, но переживают свои травмы по-разному. Антон (Борисов) — бывший популярный рэпер и хулиган, балующимся алкоголем и запрещенными веществами.

Фото: kinopoisk.ru

После автомобильной катастрофы, в которой погибла его девушка Лиза, предательства продюсеров и лечения в психиатрическом диспансере, откуда ему удалось сбежать, Антон просит помощи у близких. Однако оказывается, что матери больше нет, а брат не готов делиться наследством или помогать родственнику просто так. Он предлагает Антону устроиться преподавателем в школу, для того чтобы работа с подростками отвлекла его от зависимостей и депрессии. 

Антон — архетипический блудный сын, в тяжелый момент возвращающийся домой в поисках поддержки. Из-за столкновения школьного мира с фигурой, совсем не приспособленной для этой среды, происходит множество драматических коллизий. В то же время Константин (Воробьев) — застегнутый на все пуговицы чопорный учитель, далекий от образа жизни брата. Два разных мира неожиданно соприкасаются, и становится понятно, что между ними не такое уж и большое расстояние, как может показаться на первый взгляд. 

«Урок» выйдет в онлайн-кинотеатре Okko. Дата релиза пока неизвестна.


«Жвачка», реж. Александр Цой (Premier)

Проект Александра Цоя рассказывает о жестоких подростках, которые издеваются над выпускницей детского дома Галей. Девушка знакомится с популярным блогером с ником Ганс Шмюзе в Сети, и между молодыми людьми завязывается кратковременный роман.

Фото: kinopoisk.ru

Галя, которая на тот момент находится в абьюзивных отношениях с местным бандитом, видит в Гансе свое спасение. А тот передает коммуникацию с девушкой своим друзьям, которые вслух зачитывают друг другу любовную переписку. О связи Гали и Ганса узнает ее друг-гопник и вызывает его на «стрелку». Девушка пытается спасти онлайн-друга, хотя тот даже не приходит на встречу, а знакомые в шутку сообщают ей, что его убили. Галя, впрочем, идет до конца и пытается вычислить «убийцу». 

Бывает, что сериалы заточены на истории: сюжетные повороты, удерживающие зрителей у экранов, и режиссура отходит на второй план. В «Жвачке», напротив, ярче всего проявляется именно работа постановщика — в работе с образами, метафорами и формой. Так, аквариум с желто-синими рыбами, на фоне которого происходит знакомство Гали и Ганса, недвусмысленно перекликающийся с цветом глаз, волос и одежды персонажей, — метафора жизни людей в мессенджерах, жизни в социальном аквариуме, на которую они добровольно обрекают себя. 

«Жвачка» выйдет в онлайн-кинотеатре Premier в этом году.