Больше, чем караоке: прошлое и настоящее кавер-культуры
Откуда пошла традиция «перепевать» чужое
За последний век музыкальная индустрия претерпела множество изменений, особенно в том, как распространяются новые композиции. Столетие назад у людей не было ни стриминговых сервисов, ни магнитофонов — что уж там, даже с пластинками было туго. Поэтому самым прибыльным вариантом коммерциализации музыки была продажа нот: композитор создавал новые мелодии, а издательства печатали к ним ноты. Люди могли исполнять их где угодно, лишь бы позволяли условия. Именно так музыка становилась популярной: чем больше нот продано, тем известнее становилась песня.
Немногим позже, с развитием технологий, люди все чаще покупали пластинки — но исполнение любимых композиций не только дома, но и на светских вечерах, собраниях и прочих мероприятиях уже плотно вошло в социальную жизнь того времени. Примерно тогда же и появились первые кавер-группы — в общественных заведениях редко играли оригинальную музыку, людей больше привлекали уже известные и полюбившиеся мелодии. Надо сказать, в этом смысле даже в XXI веке мало что изменилось.
Со временем важную роль в жизни как слушателей, так и музыкантов заняло радио. Оно носило скорее локальный характер, поэтому слава воспринималась несколько иначе, чем сейчас — например, могло существовать сразу несколько версий известных песен, которые крутили по радио в разных регионах одной страны.
Более того, чтобы попасть в ротацию, группы часто записывали «адаптации» треков в разных жанрах: станция, специализирующаяся на джазе, не стала бы ставить кантри, и наоборот.
Однако уже к середине века невозможно было представить мир без каверов на классику 1920-1950-х годов, исполненных Билли Холидей, Эллой Фитцджеральд и, конечно, Фрэнком Синатрой. Роль оригинальной музыки тоже росла с каждым годом, но без знания общеизвестных песен было практически невозможно пробиться куда-либо. Поэтому многие группы начинали как кавер-проекты, прежде чем их замечали и у них появлялась возможность выпускать собственное творчество.
Каверы были культурным явлением, которое постепенно меняло свой смысл. Например, ближе к концу прошлого века запись собственной версии чужого трека воспринималась скорее как способ отдать дань исполнителю, оказавшему большое влияние на музыкантов, или же попытка радикально изменить знакомую всем песню, что нередко помогало привлечь новых слушателей.
Как участники кавер-групп разбираются с авторским правом
Артисты очень редко подают в суд на исполнителей каверов. Так как права на музыку распределяются особым образом (одно право защищает музыку и текст, другое — саму звукозапись, так называемую «мастер-запись»), сделать и опубликовать кавер не составляет особых проблем. Впрочем, в интернете можно найти множество статей о том, как получить права на исполнение песни — особенно когда дело касается YouTube — но их получение не представляется чрезвычайно сложной задачей. Тем более что музыканты, публикующие каверы, редко ищут выгоды — они скорее хотят поделиться своим творчеством и взглядом на композицию.
Однако есть любопытные случаи, когда каверы исполняли звезды ничуть не меньшей величины. К примеру, песня Боба Дилана All Along the Watchtower была перепета Джимми Хендриксом: права на оригинальный трек принадлежат Дилану, зато авторские права на конкретную звукозапись — Хендриксу, хотя изначально это была не его песня. В 2016 году одна из версий композиции стала саундтреком к «Молодому папе», и это было не первое появление All Along the Watchtower за кадром: она использовалась еще и в «Хранителях».
Бывает и такое, что музыканты исполняют чужие кавер-версии песен, которые звучат интереснее оригинала. В такой ситуации оказалась Полина Гагарина, спев кавер-версию «Кукушки» группы Кино. На самом деле новую аранжировку придумала певица Ольга Кормухина, но после того как Гагарина использовала эту «адаптацию», Ольга подала иск на звезду.
Что интересно, ее не интересовала материальная часть вопроса: для Кормухиной было принципиально услышать признание в том, что версия принадлежала ей.
Как музыканты реагируют на существование каверов
Число каверов в сети растет — особенно на YouTube — и ролики с реакцией исполнителей на такие видео становятся все более популярными. Как в русскоязычном сегменте интернета, так и за рубежом есть множество каналов, приглашающих звезд в эфир, чтобы показать, как фанаты перепевают их песни. Ограничений нет: выбор кавера остается за авторами программы, так что исполнителей могут как порадовать чем-то интересным и качественным, так и разочаровать, включив нечто с «пиксельным» изображением или расстроенными инструментами. Однако чаще всего артисты только поощряют запись каверов на свою музыку — ведь многие дарят песням вторую жизнь, создавая новые аранжировки.
Какие бывают каверы
За почти столетие культура кавер-версий развивалась, менялась и приобретала все больше новых черт. Впрочем, некоторые традиции остались неизменными и по сей день. Например, кавер-группы, как и сто лет назад, выступают в разных общественных местах: праздники в ресторанах и кафе уже нельзя представить без исполнения известных песен неизвестными, но вполне талантливыми музыкантами. Можно встретить целые симфонические оркестры, которые дают целые концерты, играя известные хиты в новой аранжировке. И это пользуется популярностью!
Впрочем, не кавер-группами едиными. На сегодняшний день известно большое количество трибьют-проектов: это коллективы, которые специализируются на исполнении музыки конкретного исполнителя или группы. Кроме того, часто они соблюдают стилистику оригинала: например, в шестидесятых, на пике битломании, по всему миру появлялись десятки проектов «по мотивам» The Beatles. Артисты одевались так же, как легендарная четверка, и играли целые концерты с их песнями. Закономерен вопрос, зачем вообще нужны трибьют-группы и кому они интересны — но ведь некоторым не повезло увидеть любимую группу вживую, потому что кто-то из исполнителей умер или прекратил карьеру. А подобные проекты — профессиональные, конечно — дают возможность прочувствовать атмосферу концерта известных музыкантов.
Кроме того, можно найти множество каверов, исполненных на другом языке — одним из самых очевидных примеров, пожалуй, будет песня La Vie En Rose, исполненная в оригинале Эдит Пиаф и перепетая Луи Армстронгом на английском языке. Кстати, «женские» каверы на песни, спетые мужчинами — и наоборот — тоже не редкость.
Исполнительницам нередко бывает интересно представить свой взгляд на композицию. В таких ситуациях в песнях даже меняют местоимения, чтобы лучше передать новый посыл.
Как развивается культура каверов на YouTube
В наши дни записать музыку становится все проще, так что неудивительно, что все больше молодых музыкантов хочет поделиться своим творчеством — и интернет оказывается самым подходящим местом, чтобы это сделать. На сайты вроде YouTube ежедневно загружают тысячи каверов на известные песни. Не стоит забывать и про TikTok, который, став заменой Vine, стремительно взорвал рынок за последний год.
В сети можно обнаружить и версии на других языках (в том числе на жестовых!), a cappella, под акустическую гитару, пародии — в общем, все, на что хватает креативности.
Есть целые каналы, заработавшие популярность на создании необычных каверов, среди них — PostmodernJukebox, где музыканты записывают полноценные каверы в жанре джаз на известные поп- и рок-композиции. Все участники всегда подходяще одеты (платья, сюртуки, галстуки-бабочки), а сама студия выглядит, как заведение двадцатых годов прошлого века.
Известные артисты тоже нередко исполняют каверы, которые потом публикуются в сети. К примеру, на канале BBC Radio 1 есть целая рубрика под названием Live Lounge, в рамках которой знаменитые музыканты приходят в студию радио для записи адаптаций известных песен в живом формате.
10 лучших каверов в истории по версии Time Out
- The White Stripes — Jolene (2000) | оригинал — Dolly Parton (1973)
- Panic! at the Disco — Bohemian Rhapsody (2016) | оригинал — Queen (1975)
- Take That — Could It Be Magic (1992) | оригинал — Donna Summer (1976)
- Muse — Feeling Good (2001) | оригинал — The Roar of the Greasepaint (1965)
- Weezer — Africa (2018) | оригинал — Toto (1982)
- Stevie Wonder — We Can Work It Out (1970) | оригинал — The Beatles (1965)
- Limp Bizkit — Behind Blue Eyes (2003) | оригинал — The Who (1975)
- HIM — Wicked Game (1997) | оригинал — Chris Isaak (1989)
- Gary Jules — Mad World (2001) | оригинал — Tears For Fears (1982)
- Linkin Park — Rolling In the Deep (2011) | оригинал — Adele (2011)
10 каверов, которые невероятно превзошли оригинал по известности
- Elvis Presley — Blue Suede Shoes (1956) | оригинал — Carl Perkins (1955)
- Joan Jett & The Blackhearts — I Love Rock ‘n’ Roll (1981) | оригинал — The Arrows (1976)
- Johnny Cash — Hurt (2002) | оригинал — Nine Inch Nails (1995)
- Whitney Houston — I Will Always Love You (1992) | оригинал — Dolly Parton (1974)
- Jeff Buckley — Hallelujah (1994) | оригинал — Leonard Cohen (1984)
- Soft Cell — Tainted Love (1981) | оригинал — Gloria Jones (1965)
- Мумий Тролль — Малыш (2000) | оригинал — Кино (1989)
- The Beatles — Twist and Shout (1963) | оригинал — The Top Notes (1961)
- Nirvana — The Man Who Sold the World (1994) | оригинал — David Bowie (1970)
- Zdob și Zdub — Видели ночь (2000) | оригинал — Кино (1986)
В оформлении статьи были использованы фотографии с сайта Depositphotos, из архива Time Out и кадры из фильмов.