Атомный взрыв, контрабандисты и маменькин сынок Миронов. 7 фактов о «Бриллиантовой руке» | Кино | Time Out

Атомный взрыв, контрабандисты и маменькин сынок Миронов. 7 фактов о «Бриллиантовой руке»

Дмитрий Евстратов   28 апреля 2023
9 мин
Атомный взрыв, контрабандисты и маменькин сынок Миронов. 7 фактов о «Бриллиантовой руке»
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»
28 апреля 1969 года советский зритель впервые увидел эксцентрическую комедию «Бриллиантовая рука». За прошедшие 54 года картина Леонида Гайдая, занявшая одно из лидирующих мест в истории советского проката, стала народной, разлетелась на цитаты и до сих пор остается любимым фильмом россиян для просмотра во время праздников. Time Out вспоминает 7 фактов о «Бриллиантовой руке».

Идея фильма родилась из короткой журнальной заметки

После «Кавказской пленницы» Леонид Гайдай решил отойти от жанра эксцентрической комедии и снимать экранизации литературной классики – булгаковский «Бег» и «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.

Оба проекта были свернуты руководством Госкино СССР, поэтому режиссер вернулся к знакомому жанру, но уже без привычной троицы Труса, Балбеса и Бывалого. От персонажей он хотел отказаться еще в «Кавказской пленнице» – от комических героев, вдохновленных образами немого кино, устали и режиссер, и верхушка Госкино, и сами актеры.

К сотрудничеству с Гайдаем вернулись его верные соратники по эксцентрической комедии, сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской. Именно им и пришла идея «Бриллиантовой руки». Если «Кавказскую пленницу» они соорудили из небольшой газетной статьи, то сюжет нового фильма подсказала заметка в журнале «За рубежом», читателем которого был Яков Костюковский. В тексте рассказывалось о европейских мошенниках, использовавших для перевозки драгоценностей гипсовые повязки. Они накладывались на места выдуманного перелома. Контрабандистская схема «перелом-гипс-граница» была точь-в-точь воссоздана и в фильме.


Любимые герои «Бриллиантовой руки» могли бы быть совсем другими

Изначальный замысел картины, как часто водилось в советской кинематографии, был кардинально не похож на итоговое экранное воплощение. В фильме, например, мы не увидели трех героев с ироническими прозвищами, которые были созданы Костюковским и Слободским в первом черновике сценария: Графа – мужчину с располагающей внешностью, Механика – тяжелоатлета, дисквалифицированного за систематическое пьянство, и Малыша – компаньона контрабандистов. Из коротких описаний становится понятно, что Механик и Граф чем-то напоминают Лелика и Гешу Козодоева. Действительно, герои просто утратили свои прозвища и лишились компаньона, Малыша.

Какие фамилии только не носил персонаж Юрия Никулина! Сценаристы сразу же остановились на имени и отчестве Семен Семеныч, но фамилия менялась от версии к версии. Сначала он носил гордую фамилию Павлик, затем героя назвали Тимошкиным и лишь на третий раз пришли к окончательной фамилии – Горбунков.

Блондинка Анна Сергеевна, сыгранная Светланой Светличной, не имела имени, звалась Незнакомкой и описывалась сценаристами, как «красавица с гордым, проницательным взглядом маркизы Помпадур, с полуоткрытым зовущим ртом Элизабет Тейлор и с соблазнительно-волнующими формами».


У Андрея Миронова на съемках был конфликт с Нонной Мордюковой

Актеры на ключевые роли были найдены довольно быстро. Юрий Никулин в кастинге не участвовал, ведь роль Семена Семеныча была написана специально для него. А вот борьба между другими кандидатами развернулась нешуточная. Гайдай уверенно останавливался на Миронове, Мордюковой, Светличной, но художественный совет его нещадно критиковал: «Миронов кривляется», «Мордюкова возводит фельетонность в абсолют», а «Светличной не нужно играть обольстительниц». Тем не менее Гайдай на своих решениях настоял и собрал дружную съемочную команду.

По крайней мере, так было, пока на площадке не встретились Андрей Миронов и Нонна Мордюкова. Известно, что актриса обладала непростым характером и не стеснялась называть своего коллегу «маменькиным сынком»:

«Это что еще за хлыщ? Сын Мироновой? Ну, тогда все понятно! Говорят, она его под толстым каблуком держит. Вижу: так и есть! Оранжерейное растение!».

В ответ на это Мордюкова получала от Миронова порцию критики за любую оплошность или актерскую неточность на съемочной площадке. Доходило даже до того, что Гайдаю приходилось разводить съемки сцен с их участием по времени, чтобы они как можно реже видели друг друга. В этом споре режиссер, кажется, был на стороне Миронова, не зря же он придумал слово «мордюк» для вымышленного языка контрабандистов.


В фильме снялись жена и сын Юрия Никулина, а также другие непрофессиональные актеры

Привлекались к съемкам и непрофессиональные актеры. Мрачного и тучного мужчину, которого Семен Семеныч встретил в переходе, сыграл журналист Леонид Плешаков. Эту роль ему предложил Никулин.

Непрофессиональные актеры появлялись и в других эпизодах – сына Горбункова сыграл Дмитрий Николаев, чью собаку активно привлекали к съемкам кино; роль ветреной иностранки исполнила диспетчер автобазы в Министерстве приборостроения Виктория Островская, подходившая под искомый типаж.

Сыграли в «Бриллиантовой руке» и близкие Юрия Никулина. Его супруга Татьяна перевоплотилась в экскурсовода туристической группы, а сын Максим стал мальчиком с рыболовным сачком. По воспоминаниям Никулина, сцена с участием его сына оказалась одной из самых сложных в фильме:

«Воспользовавшись тем, что наш десятилетний сын проводил летние каникулы с нами, Гайдай занял и его в эпизоде. Максим снялся в роли мальчика с ведерком и удочкой, которого Геша встречает на острове. Максим с энтузиазмом согласился сниматься, но, когда его по двадцать раз заставляли репетировать одно и то же, а потом начались дубли, в которых Андрей Миронов бил его ногой и сбрасывал в воду, он стал роптать. Время от времени он подходил ко мне и тихо спрашивал: “Папа, скоро они закончат?”.

У оператора Максим все время “вываливался” из кадра, а Гайдай предъявлял к нему претензии как к актеру. Например, когда Миронов только замахивался ногой для удара, Максим уже начинал падать в воду. Получалось неестественно. Чувствовалось, что Максим ждет удара. После того как испортили семь дублей, Гайдай громко сказал: “Все! В следующем дубле Миронов не будет бить Максима, а просто пройдет мимо”. А Миронову шепнул: “Бей, как раньше. И посильней”. Успокоенный Максим, не ожидая удара, нагнулся с удочкой и внезапно для себя получил приличный пинок. Он упал в воду и, почти плача, закричал: “Что же вы, дядя Андрей?”. Эпизод был снят».



На съемках Гайдай поощрял импровизации

Эксцентрическая комедия – жанр, в котором велика важность импровизации: зачастую шутка или случайно произнесенная на съемочной площадке фраза может оказаться куда более смешной, чем та, что прописана в сценарии. На съемках большинства своих комедий Гайдай поощрял импровизации, а в «Бриллиантовой руке» и вовсе предоставил актерам поле для создания собственных трактовок образов и ситуаций.

Каждый съемочный день начинался с «эмоциональной разминки», в ходе которой актеры демонстрировали «домашнюю работу» над своими образами и отправлялись в вольное импровизационное плавание. Благодаря этому, например, в картине появился эпизод на автомойке, где герой Юрия Никулина беспорядочно нажимает на моечные рычаги и кнопки.

Находилось место и случайным импровизациям. Коронное «Идиот, тьфу!» от Анатолия Папанова возникло после нескольких подряд неудачных дублей в холодной воде. Анатолий Дмитриевич так выругался на члена съемочной команды, который остановил съемку по техническим причинам. Слова и интонация Папанова оказались настолько органичными, что Гайдай оставил эпизод в фильме.


В первоначальном варианте сценария было всего две песни

Изначально Гайдай задумывал включить в свой фильм всего две песни. Один звездный час он предоставил Юрию Никулину, который должен был спеть в ресторане, а другой – Светлане Светличной, ее песня звучала в эпизоде в отеле.

Музыку к обеим написал постоянный композитор Гайдая Александр Зацепин, причем мотив «Песни про зайцев» пришел к нему во время бритья. Стихи для нее написал Леонид Дербенев, однако родились они не сразу – сначала композиция называлась «Песней простого советского человека» и начиналась со слов: «Пусть я пороха и не выдумал, пусть Америки не открыл вовек». Такой текст Зацепина не устроил, и уже через несколько дней Дербенев предложил ему другой вариант – «Песню про зайцев».

Для записи песни «Помоги мне» создатели пригласили Аиду Ведищеву, певшую для предыдущего фильма Гайдая, «Кавказской пленницы». А вот «Остров невезения» появился в картине внепланово. Это была инициатива Леонида Дербенева, который принес Зацепину небольшой стихотворный набросок, превратившийся в задорную песню. Понравилась она и Андрею Миронову – специально для съемок он создал собственный танец и добавил в песню актерские детали вроде запоминающегося джазового «Ба-ба-ба-ба!». Художественный совет критиковал Гайдая за включение этой песни в фильм, но режиссер, понимая, что она не слишком-то нужна ленте, все равно оставил ее в финальной версии и впоследствии назвал «ярким концертным номером».


«Бриллиантовая рука» практически не пострадала от цензуры

Фильмы Леонида часто становились объектами критики художественного совета и органов цензуры. Он нередко включал в свои фильмы спорные для советского чиновника эпизоды, но каким-то немыслимым образом отстаивал их.

Единственной претензией от первого художественного совета стала излишняя растянутость отдельных сцен: открытие-закрытие замков в квартире шефа, беготня Миронова по заграничному тупику, даже песня «Остров невезения» некоторым казалась лишней. Но все же худсовет картину одобрил, и она попала в руки дирекции «Мосфильма» и руководства Госкино СССР.

Председатель комитета по кинематографии Алексей Романов сходу пожаловался на атомный взрыв в концовке. Гайдай пояснил, что кадры необходимы для показа «всей сложности нашего времени». Романов парировал:

«Какая сложность времени? Обыкновенная комедия. Вообще там у вас и про дикарей, про черных снаружи и добрых внутри, и про пьянство, и какой-то секс, и голых женщин… Что, вы там с ума посходили на “Мосфильме”?».

Эта фраза помогает раскрыть хитрый план Гайдая. Настолько откровенных сцен, какие есть в «Бриллиантовой руке», советский зритель ранее почти не видел – их попросту отсекали органы цензуры. Но при обсуждении «Бриллиантовой руки» все их внимание было сосредоточено на финальном взрыве – нельзя же позволить показывать такое на больших экранах! Позднее режиссер Савва Кулиш, участвовавший в приемке картины говорил:

«Я думаю, это была единственная картина Гайдая, почти не пострадавшая от цензорского надзора. Гениальность Леонида Иовича состояла в том, что он специально вклеил в финал сцену атомного взрыва, которой поверг начальство в такой ужас и изумление, что они забыли обо всем остальном».


В оформлении статьи были использованы кадры из фильма «Бриллиантовая рука»