Британский хамелеон: 6 лучших ролей Гари Олдмана
Сид Вишес, «Сид и Нэнси», 1986
На заре своей карьеры Гари Олдман работал в театре и подавал большие надежды. В первой половине 80-х многие театральные критики и эксперты хвалили актера и даже вручали ему престижные британские награды. Именно в театре его впервые заметили режиссеры и продюсеры, предложив сниматься в фильмах «Воспоминания» (1982) и «Тем временем» (1983). Казалось, прорывная работа, после которой об Олдмане заговорят все, была уже где-то рядом.
Она действительно не заставила себя долго ждать. В 1986 году на большие экраны вышел байопик «Сид и Нэнси», повествующий о жизни и смерти скандально известного басиста группы Sex Pistols Сида Вишеса — настоящей иконы панк-рока. Сумасшедшие 70-е, любовь, счастье, боль, разочарование, свобода — вот что такое «Сид и Нэнси». Олдман полностью погрузился в образ: сильно похудел, изучил манеры и особенности речи музыканта, самостоятельно исполнил некоторые песни в фильме. Во время подготовки к съемкам актера даже ненадолго госпитализировали из-за истощения.
Однако игра стоила свеч. Олдман понравился абсолютно всем — его отметил бывший вокалист Sex Pistols Джон Лайдон, назвав «чертовски хорошим актером», и популярный американский кинокритик Роджер Эберт, не пожалевший фразы, казавшейся на тот момент крупным авансом:
«Олдман — лучший молодой британский актер современности».
А еще игрой Гари восхитились голливудские продюсеры, поэтому путь в фабрику грез был не просто открыт — по нему была проложена красная ковровая дорожка.
Граф Дракула, «Дракула», 1992
Дебют в американском кино состоялся не сразу, а лишь спустя несколько лет. Едва переехав в Штаты, Олдман получил роль врага народа, Ли Харви Освальда, в фильме оскароносного режиссера Оливера Стоуна «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991). Воплотить образ неоднозначной исторической фигуры у Гари получилось блистательно — тогда-то в нем и стали видеть актера, способного виртуозно сыграть любого злодея или одиозного персонажа. В этом, пожалуй, и заключалась основная причина, по которой Фрэнсис Форд Коппола пригласил Олдмана на главную роль в экранизации готического романа Брэма Стокера «Дракула».
Тут у англичанина было целое поле для экспериментов, даже несмотря на относительно близкое следование роману. По сути, ему представилась возможность сыграть сразу двух героев: молодого и красивого Влада Цепеша и его же, только преобразившегося в чудовищного вампира. В том числе и благодаря усилиям Олдмана, «Дракула» оказался не только успешным коммерческим фильмом, но и претендентом на престижные премии — лента удостоилась трех статуэток Американской киноакадемии в 1993 году.
Талантом Гари восхищались и авторитетные кинокритики. В частности, Винсент Кэнби из газеты The New York Times хвалил Олдмана, отмечая пугающе точные трансформации его героя. Недаром роль вампира принесла британцу и первую значимую индивидуальную награду — премию «Сатурн» от Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов. И это было только начало.
Норман Стэнсфилд, «Леон» (1994)
Уже спустя два года Олдман вновь сыграл неоднозначного героя — антагониста Нормана Стэнсфилда в любимом многими зрителями фильме Люка Бессона «Леон». На этот раз ему предстояло воплотить на экране образ коррумпированного полицейского-наркомана из отдела по борьбе с наркотиками, готового пойти на самые зверские преступления.
«Леона» любят, конечно, за экранный дуэт Жана Рено и Натали Портман, но взрывной психопат-полицейский в исполнении Олдмана — это отдельная песня. Казалось, у Стэнсфилда нет никаких границ: он постоянно употребляет наркотики, буйствует, убивает, никого не щадя, и пользуется своим служебным положением — все это делает из него омерзительного человека. Тем не менее англичанин в этом амплуа чувствует себя как рыба в воде. Просто посмотрите на этот эмоциональный взрыв Стэнсфилда.
Некоторые критики ругали Олдмана за то, что он переигрывает, но едва ли в общем восторженном потоке можно было найти много таких комментариев. Для большинства зрителей Гари в роли Стэна — безусловный успех Люка Бессона.
Об этом говорит и тот факт, что Олдман успешно сыграл злодея и в другом культовом фильме режиссера — фантастическом боевике «Пятый элемент» (1997).
Сириус Блэк, серия фильмов о Гарри Поттере
После работы с Люком Бессоном актер взял небольшую паузу — съемок в полнометражных фильмах до 2004 года у него было не слишком много, но даже они запомнились зрителям. К примеру, роль волшебника О.Ж. Гранта (в оригинале O.W.Grant — One Wish Grant — одно желание гарантировано) в ленте «Трасса 60» (2001). Он появляется под разными именами и самостоятельно выбирает, чье желание исполнить. Впрочем, вторая волна популярности к британцу пришла вовсе не тогда, а три года спустя вместе с выходом на большие экраны третьей части франшизы о Гарри Поттере — «Гарри Поттер и Узник Азкабана».
В фанатской среде фильм Альфонсо Куарона резонно считается лучшим во всей серии. Причин этому множество, и среди них точно стоит обратить внимание на невероятный актерский перформанс Гари Олдмана. Причем роль крестного отца Гарри Поттера, Сириуса Блэка, идеально олицетворяет всю карьеру британца.
Зритель, не знакомый с первоисточником, может подумать: «Опасный преступник, единственный в истории сумевший сбежать из тюрьмы Азкабан, с демоническим видом смотрит на героев со страниц газеты “Ежедневный пророк”. К тому же и играет его Гари Олдман, а он знает, как воплотить на экране настоящее зло. Это точно один из главных злодеев фильма».
Однако неведомым образом по ходу повествования жестокий убийца превращается чуть ли не в самого доброго персонажа франшизы, коим он останется до концовки пятой части, «Ордена Феникса». Олдман действительно стал бриллиантом «Гарри Поттера», хоть и появился лишь в некоторых фильмах.
Исполнитель главной роли Дэниэл Рэдклифф признавался, что за короткое время, которое актеры провели вместе на съемочной площадке, Олдман стал одновременно его другом, кумиром и ориентиром в профессии.
Джордж Смайли, «Шпион, выйди вон», 2011
Параллельно со съемками в фильмах вселенной Джоан Роулинг Олдман принял приглашение Кристофера Нолана и исполнил роль комиссара полиции Джеймса Гордона в трилогии о Бэтмене.
Вообще этот период карьеры актера складывался отлично — всевозможные образы, именитые режиссеры, популярные фильмы. Тем не менее у англичанина все еще оставался незакрытый гештальт — сложно в это поверить, но за более чем 20-летнюю на тот момент кинокарьеру он ни разу не был номинирован на премию «Оскар».
Только в 2012 году несправедливость была устранена. Именно тогда Гари Олдман получил свою первую номинацию за роль в фильме «Шпион, выйди вон». Причем узнал он об этом прямо на берлинской пресс-конференции, посвященной фильму. Тогда это стало большой неожиданностью, ведь актер не был участником премиального сезона. Он удивился:
«Я в шоке. Я никак не мог этого ожидать. Я никогда не был номинирован, поэтому был просто за гранью ожидания номинации. Волнующая новость».
Впрочем, удивляться номинации не стоит — режиссер Томас Альфредсон высоко оценивал талант актера и признавался: «У него великое лицо, скромная энергия и интеллигентность, которая как раз нужна». Олдман работал вдохновенно. Его герой, немолодой британский разведчик Джордж Смайли, вернулся на службу после ухода на пенсию, чтобы выявить двойного агента, работающего и на Великобританию, и на СССР. С помощью небольших деталей актер создал образ, прямо противоположный Джеймсу Бонду, но при этом такой же сильный и по-своему привлекательный.
Уинстон Черчилль, «Темные времена» (2017)
Правда, закрепить успех после «Шпиона…» у Олдмана никак не получалось. В середине десятилетия он снимался в фильмах-провалах. И зрители, и критики очень сдержанно встречали новые работы актера этого периода: «Паранойя» (2013), «Номер 44» (2014), «Преступник» (2015) и «Космос между нами» (2016) казались фильмами категории B. Так было до тех пор, пока к Гари не пришла роль всей жизни.
Уинстон Черчилль — особенный человек в истории Великобритании. Сыграть легендарного премьер-министра — честь для любого англичанина, поэтому отказаться от такой роли Олдман не мог ни под каким предлогом. Однако как выделить своего персонажа в бесконечном количестве современных интерпретаций Черчилля?
В этом актеру отчасти помогли сценарий и отличная режиссура Джо Райта, но, будем честны, «Темные времена» запомнятся зрителям исключительно благодаря таланту Гари и гриму, мастерски созданному японцем Кацухиро Цудзи. Черчилль Олдмана — яркий, неординарный, иногда даже комедийный, наполненный крохотными деталями вроде комичной походки, жестов и пробивающейся сквозь толстые слои грима мимики.
Как только «Темные времена» вышли в прокат, стало понятно, что Олдман станет главным фаворитом на грядущих премиях. Так и случилось — россыпь наград и долгожданный «Оскар».
А еще — похвала от профессиональной прессы:
«Многие согласятся, что Олдман — один из лучших актеров нашего поколения. Его роль в фильме запомнится зрителям на многие десятилетия».