«Человек с расстройством аутического спектра — такой же, как и мы, только видит мир по-своему»: интервью с актерами сериала «Она такая классная» Денисом Прытковым и Евгением Егоровым
Денис, Женя, привет! Начнем с общего. Расскажите пару слов о проекте — почему зрителям стоит посмотреть сериал «Она такая классная»?
Денис Прытков: У меня всегда принципиальная позиция по таким вопросам. Часто спрашивают: «Почему зритель должен посмотреть проект?» Зритель никому ничего не должен, не обязан вообще ничего смотреть. Знаешь, бывают люди стыдятся, когда что-то не посмотрели, не прочли. Каждый день выпускается тысячи песен, сотни фильмов и сериалов — за всем на свете не уследишь. Да, мне хотелось бы, чтобы сериал посмотрели, посмеялись, поплакали, нашли что-то свое, но без принуждения.
Евгений Егоров: Август — непростое время для того, чтобы собраться и начать смотреть кино. Я, к примеру, сейчас вообще ничего не смотрю, прохожу второго «Хитмена». Но наш сериал действительно получился интересным: поднята проблема людей с расстройством аутистического спектра и их принятия в обществе, жанр роуд-муви, четыре красивых героя, Павел Майков, Татьяна Догилева, Евгений Егоров, в конце концов. Все захотят посмотреть на такую компанию!
Женя упомянул, что в сериале поднимаются проблемы людей с аутизмом, которые часто предпочитают обходить стороной, причем не только у нас, но и в зарубежном кино. «Она такая классная» это делает, причем в драмедийном ключе. Стало ли это одной из причин, по которой вас привлек проект?
Е.Е.: Да, это точно одна из множества причин. Хотелось, чтобы зрители поняли: человек с аутизмом — такой же, как и мы, только видит мир по-своему. К тому же тема поднята и с точки зрения других людей — школьников-буллеров, непонимающих и агрессивно настроенных взрослых. Мы даем четкий сигнал — так делать нельзя.
Д.П.: Не думаю, что это была первоочередная причина, по которой я решил сниматься. Мы недавно обсуждали, что это табуированная тема, и мне кажется это очень странным. У меня был разный опыт общения в инклюзивных центрах, поэтому не считаю, что тема должна умалчиваться. Будет здорово, если наш сериал кому-то поможет переосмыслить отношения с такими людьми. Например, мой герой, Артем, сталкивается с проблемами в диалоге с Леней, он все время пытается найти подход, но каждый раз ему не удается. Его не покидает ощущение, что нужно подходить к общению как-то иначе. В действительности это не так: как только ты отключаешь внутренние табу, предвзятое отношение, тогда и возникает диалог.
Кажется, самая сложная актерская работа в сериале выпала Льву Зулькарнаеву, который какое-то время работал вместе с волонтерами фонда «Антон тут рядом». Был ли подобный опыт подготовки к съемкам у вас? Общались ли вы с кем-то, чтобы понять, как устроен аутизм, как нужно общаться?
Е.Е.: Перед нами не стояло такой задачи. В этом и заключается смысл — наши герои впервые сталкиваются с человеком с аутизмом, мы наоборот не должны были к этому готовиться. Вместо этого мы в кадре живем и учимся вести себя.
Д.П.: То, что делал на площадке Лева, никак не пересекалось с нами вне кадра. Нам не нужно было к чему-то привыкать и как-то специально готовиться. Если перед актером стоит задача перевоплотиться в конкретного героя с особенностями в речи, в движениях, в профессии, например, врача, тогда ты под нее готовишься, а наши герои ведут обычную, ничем не примечательную пацанскую жизнь, нам было чуть-чуть проще.
К слову, о пацанской жизни. Ваши герои — Артем и Рома — инфантилы, и, по всей видимости, им предстоит пройти путь взросления. Какими вы видите ваших персонажей?
Е.Е.: Мне кажется, мой Рома — самый травмированный из всех героев. И самый злой. Таким его сделала жизнь, ему не хватало внимания отца и матери, он озлоблен. Его поведение — способ защиты от окружающего мира. Он не умеет искренне выражать свои чувства, делает что-то вредное. Надеюсь, к финалу путешествия зрители поймут, почему он такой.
Д.П.: Артем — старший в компании. Но при этом внутренне он не повзрослел. Все его друзья-ровесники уже во взрослых делах: свадьбы, дети, ипотеки. Артем же на одном уровне инфантильности с компаньонами по путешествию. Наверное, поэтому он с ними и общается. Мой герой должен был уже перейти этот рубеж, но вместо этого он тянет время, поэтому и берет на себя ответственность ухаживать за Леней — он хочет доказать окружающим, что повзрослел, думает, все получится просто. А потом Артем сталкивается с реальными проблемами, которые превращаются в большой ком. Тогда-то он и осознает, что инфантилен, и начинает меняться, пересматривая принципы и жизненные цели.
Сериал получился очень бодрым, он снят в жанре роуд-муви, который, простите за каламбур, немного заезжен. Как вы относитесь к этому?
Д.П.: Мне тяжело сказать, что жанры вообще могут быть заезженными. Действительно, есть драмеди, не только мы его сняли, это правда. Вопрос не в жанре, вопрос в раскрытии проблематики, поиске оригинальности. К примеру, стандартный сценарный ход — герою нужно найти деньги, таких завязок очень много. Оригинальность же заключается в том, как он ищет эти деньги. Есть много прекрасных роуд-муви: «Дорога», «Невероятная жизнь Уолтера Митти», «Человек дождя», «Как Витька Чеснок…»… Они же не похожи между собой, так что вряд ли сам жанр можно назвать заезженным.
По сюжету ваши герои путешествуют по России. Где проходили съемки и какие места запомнились больше всего?
Е.Е.: Снимали в Санкт-Петербурге, в некоторых локациях Ленинградской области и в павильонах.
То есть в реальности от Екатеринбурга до Петербурга вы на съемках не ездили?
Е.Е.: Да, все сцены путешествия по России были сняты под Петербургом. Я этот город люблю не слишком сильно, но это потому что постоянно попадаю в дождливый сезон. И вот я впервые приехал на съемки и… светило солнце! Было невероятно красиво! Петербург подразумевает романтику, которая переплетается с сюжетом сериала. Наши герои едут в Питер, как мы, москвичи, ездим в Северную столицу с любимым человеком или друзьями, чтобы хорошо провести время. Где как не в Петербурге снимать такое роуд-муви?
Д.П.: Я рад, что съемки проходили в моем родном городе, поэтому после каждой смены я возвращался домой. Это большая редкость, потому что почти все сериалы и фильмы снимаются в Москве. Даже наш проект пришел из Москвы, и хорошо, что удалось найти классные локации для шоу в Питере.
А вы любите путешествовать на машине? Если да, то какое путешествие запомнилось больше всего?
Е.Е.: У меня куча разных историй о путешествиях. Когда я был студентом театрального училища, мы с друзьями, безработные, без денег, каждое лето ездили в Крым. Одно из моих любимых мест там — дача Чехова в Ялте. Очень живописно. Мы катались на автобусах, автостопом, ночевали в палатках. Просто прелесть!
Д.П.: У меня по-прежнему нет своей машины, она появилась у жены. Поэтому я ею пользуюсь время от времени. Раньше я очень редко путешествовал. Единственное, вспоминается поездка в Сочи с родителями в большой компании. Мы ехали туда два дня, но это было так давно, что я не помню деталей. Помню только, что было здорово! А еще я люблю ездить из Петербурга в Москву и обратно на машине. Мы просто садимся с женой в автомобиль и едем по трассе М-11. В этом есть своя магия — на протяжении 6-7 часов мы разговариваем, шутим, слушаем подкасты. Думаю, это тоже вполне путешествие.