Чему нас научил 2020 год? | Мода и Красота | Time Out
Мода и Красота

Чему нас научил 2020 год?

  20 января 2021
6 мин
Чему нас научил 2020 год?
Убраны елки, желания загаданы, все возможные и невозможные новогодние праздничные поводы исчерпаны, а съеденное, выпитое и «грешное» для некоторых даже смыто ледяной водой из проруби. И мы, обновленные и полные надежд, наконец-то начали 2021 год. О выводах, которые можно вынести из прожитых нами 12 месяцев, а также о том, с чем мы вошли в год новый — Елена Снежко, консультант по личному маркетингу, эксперт по выстраиванию персонального бренда, продюсер.

С каждым годом в ленте в соцсетях люди все больше разделяются на два непримиримых лагеря — те, кто за итоги года, и те, кто по разным причинам категорически против них. Неважно, кто прав на самом деле: правда — весьма субъективная субстанция. Но то, что наша жизнь — череда изменений, которые мы провоцируем своими решениями и действиями — это объективно и факт. Все имеет причинно-следственную связь. Даже наши решения и действия, продиктованные внутренними убеждениями или внешними обстоятельствами. Именно поэтому очень интересно ретроспективно проследить и осознать, как именно мы прошли путь из точки А и очутились в точке B. По итогам 2020 года. И что это за точка такая?

Все изменения, если они имеют понятный и осознанный результат, мотивируют нас двигаться дальше. Наши выученные уроки и достижения дают нам возможность вычеркнуть часть пунктов из списка желаний и дел и написать новый или пересобрать нашу доску желаний.

Год 2020 был интересным, потому что предложил нам совершенной новый сценарий, в котором не работают привычные паттерны решений и действий. Уютная рутина подверглась полному разрушению. Наверное, нам до этого так много говорили о выходе из зоны комфорта, что мысль — бац! — и реализовалась. Хотели — получайте, ешьте и ни в чем себе не отказывайте. Шучу, конечно. Но доля правды в этом есть.

2020-й — время перемен. Для кого-то проклятие, для кого-то шанс стать и жить лучше. И не только в духовном плане.

Локдаун вверг в стрессовое состояние многих моих знакомых; рушились и объединялись семьи; люди плакали из-за того, что не могут сидеть дома или лишились источника дохода, искали способы раздобыть себе заветный пропуск и заводили собак. В общем, полный выход из зоны комфорта.

На астрономических скоростях развивались электронная коммерция и рынок труда для курьеров, онлайн-развлечения и образование — последнее, кстати, по предложению стало таким перенасыщенным, что потеряло всякие стандарты качества.

Когда шок прошел, а за ним все стадии принятия неизбежного — отрицание, гнев, торг и депрессия, мы посмотрели все фильмы и сериалы, содержащие в названии слово «эпидемия» или его синонимы. И начали приобретать новые привычки и принимать новые решения. Искать выходы, искать новую зону комфорта.

У нас появился новый дресс-код — нарядное домашнее для встреч; каждый второй оборудовал дома рабочее место, а особо удачливые в метраже — целый кабинет; мы приняли и освоили новый формат вечеринок — по зуму, при которых для сильно замороченных участников процесса доставлялась одинаковая еда и напитки.

Шоппинг приобрел особое значение — выбор на сайтах нужного и не очень нужного стал своеобразной медитацией: предвкушение доставки, «дни курьеров», гневные посты с обличением недобросовестных продавцов, а сторис с анпэкингом набирали наибольшее количество просмотров и комментариев.

Вообще, конечно, нам всем дико не хватало контента для соцсетей. Ностальгические картинки со времен таких сладостных в своей свободе и разнообразии путешествий стали нормой. А еще мы все скучали по тактильности и возможности знакомиться с людьми в реале — просто где-то на мероприятиях или за столиком в кафе.

Наемные сотрудники стали работать еще больше, потому что некуда и некогда пойти к кулеру или в курилку, а еще нет нужды тратить время на сборы и дорогу.

И этот «нон-стоп» нужно было разбавить саморазвитием или хотя бы придать времени смысл иного толка. Обучиться новой профессии, «сходить» на терапию к психологу или поработать с коучем, физические нагрузки дома — как бы мы выжили без онлайн-сервисов?

Настоящим открытием в этом смысле стал новый формат продажи и покупки искусства через группу в фейсбуке «Шар и Крест». В ней можно было купить и продать работы до 20 тысяч рублей без посредников.

В общем, 2020-й открыл нам новый мир, из которого сначала очень хотелось вырваться и вернуться в тот, прошлый, привычный и уютный. И хотя что-то вернулось и мы нашли компромиссы между старым и новым в некоторых областях, мы точно приобрели новый опыт и освоили новые модели принятия решений.

Если оставить в стороне очевидное, к примеру, то, что для работы офис не нужен, так как большинство из нас может трудиться откуда угодно (любопытно, что этот факт спровоцировал новое поколение «сочинских дауншифтеров»), то у меня есть убеждение, что 2020-й преподал нам три серьезных урока.

Во-первых, этот год дал нам новый этикет. Этикет заботы о себе и об окружающих. Слишком многие знакомые были в тяжелом состоянии, и смерть совсем не держит социальную дистанцию. Беречь и беречься — это стало гигиенической нормой. Такой вот невеселый каламбур. Здоровье — теперь наиболее актуальное и значимое пожелание при поздравлении на любой праздник. Мы просим не приходить на работу и на вечеринки, если человек себя плохо чувствует. Понятие подвига изменилось. Границы риска теперь тоже иные. Как бы это странно ни звучало, но многим это дало осознание личных границ или возможность их устанавливать. Причем во всех смыслах.

Во-вторых, спутанные планы, карты и поиск новой зоны комфорта научил многих жить в моменте и остро ценить этот момент. Это как с медитацией. Все говорят, что это хорошо и круто, многие пытаются, но… очень немногие на самом деле умеют это делать. Так и большинство: люди умеют жить прошлым или будущим, а вот в текущем моменте — странно как-то, непривычно… Ценить мгновения и быть благодарным — важный урок. Он учит жить, а не просто переживать и вспоминать. Он дает почувствовать качество времени в реальности, а не в классных мотивирующих текстах и слоганах.

Ну, и третий урок — про разрешение. Почти весь год я работала с успешными, классными и очень талантливыми людьми. Мы создавали личные маркетинговые стратегии с разными целями, но все они в целом про то, чтобы добиться признания и капитализировать его (конечно, звучали эти цели по-другому). И вот план готов и согласован, но — вот парадокс! — не все готовы по нему работать. Что же останавливает? Синдром самозванца? «Стеклянный» потолок? Какой бы ни была причина, сформулированная в актуальной психологической терминологии, многим из нас требуется разрешение! Разрешение, чтобы быть успешным, счастливым и спокойным. Так вот, 2020 год выписал многим «вольную» от сомнений в том, что ты чего-то недостоин, что-то не успеваешь, не в полную силу стараешься или просто не так хорош, как надо бы. На фоне текущей драмы нужно действовать, а не рефлексировать.

Живем дальше.