Король импрессионизма: что мы знаем о Клоде Моне
Главное – впечатление
Собственно, Моне и стал косвенным автором названия французского течения, перевернувшего живописный мир. На одном из Салонов Отверженных он показал работу «Впечатление. Восходящее солнце», за которую зацепился критик Луи Леруа, опубликовав обзор «Выставка впечатленцев».
К творчеству художников нового поколения относились с иронией: с каких пор бессодержательный эскиз с изображением женщины в саду или фасада собора стали считать полноценной картиной?
Между тем вся философия импрессионизма строилась на этой безмятежности и «бессодержательности». Художники своим творчеством утверждали, что в работах не обязательно должен быть философский, нравоучительный, религиозный или другой сюжет, можно просто «поймать» любой кадр из жизни, будь то отражение солнца в воде или завтрак горожан в кафе.
Новые тенденции касались не только живописных сюжетов, но техники. Оказывается, можно писать этюдно, и это будет полноценной работой, хотя раньше нужно было обязательно переписывать эскиз на «чистовик» в студии, чтобы все было выверенно и четко. Теперь же не обязательно рисовать в мастерской – удобнее сразу с материалами выходить на улицу и там работать. Не обязательно даже краски смешивать – можно просто цвета рядом на холсте накладывать, а глаз человека сам их «смешает» при восприятии. При этом важно работать быстро, чтобы изображение получилось «честным»: даже за час пленэра солнце изменит свое положение, что повлияет на освещение окружающих предметов, и художник начинает не отображать действительность, а додумывать ее.
Еще один важный момент импрессионизма – сознательный уход от четкого контура. Тем интереснее, что свою карьеру Моне начинал как карикатурист, то есть в жанре, где роль линии играет доминирующее значение. Его шаржи были известны на весь французский Гавр, где прошло детство художника. В какой-то момент Моне познакомился с мастером Эженом Буденом, который очаровал его работой на пленэре. По воспоминаниям Моне, именно с их совместной работы на свежем воздухе он решил, что станет художником.
Классическое академическое образование давалось ему непросто. Будучи еще школьником, он тяготился долгими уроками и предпочитал сбегать на прогулки. Ситуация повторилась в университете: с факультета искусств он ушел в студию живописи швейцарского художника Шарля Глейра, где нашел самое важное – друзей и соратников в лице Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Фредерика Базиля.
Супруга и модель в одном лице
Работы Моне – это любование каждодневными жизненными моментами, порыву ветра на цветочном поле, дождю на бульваре, брызгам во время купания. Для этого он старается сделать изображение таким, каким видит его человеческий глаз – чуть смазанным и кадрированным.
Герои Моне могут быть повернуты к зрителю спиной или обрезаны, как в случае с работой «Женщины в саду». Платье девушки в левой части сознательно «не поместилось» в кадр, поскольку это не важно, как и не важны достоверные портреты дам, ведь речь идет не о психологической составляющей героев, а о приятном времяпровождении в парке. Более того, для всех трех персонажей моделью послужила одна и та же девушка – супруга Моне Камилла Донсье.
Она будет фигурировать во многих его работах: по ее портретам можно проследить развитие стиля художника от более академического изображения до постепенного растворения форм. Одна из первых работ с Камиллой – ее персона во весь рост в зеленом платье и полушубке. Именно эта работа принесла Моне известность. Здесь еще четко видно, что девушка специально позирует художнику, зритель различает границы перехода одного цвета в другой, отмечает важную роль контура. Полушубок написан плотным однотонным почти черным цветом – впоследствии импрессионисты будут стараться избегать столь темных фрагментов в картинах.
В работе «Женщина с зонтиком, повернутая влево» импрессионизм представлен в его наиболее узнаваемой форме: калейдоскоп частых искрящихся мазков превращается в позитивный образ-впечатление с девушкой, которую порыв ветра теплым днем застал в гуще цветов.
Работа наполнена светом и цветом, она переливается, почти движется перед глазами, как голографическая картинка. Зритель не видит лица девушки или отдельных элементов, но в целом все образы еще узнаваемы, в отличие от последнего изображения Камиллы на смертном одре.
Донсье умерла в 32 года, родив Моне двоих сыновей. Ее жизнь в браке нельзя назвать беспечной и легкой: родители художника были против их связи, манипулировали финансовой поддержкой, в результате чего Моне долгое время скрывал супругу, а накануне первых родов и вовсе бросил ее в городе одну без средств к существованию. Камилла переносила подобное отношение безропотно, также, как и постоянные материальные взлеты и падения и увлечение Моне женой своего друга Алисой Ошеде, ставшей впоследствии второй супругой художника. Их роман происходил практически на глазах у Камиллы. В момент ее смерти Моне, как прекрасный колорист, не смог удержаться, чтобы не написать ее портрет – полностью сотканный из голубых и серых оттенков, даже несмотря на драматичность момента, он поражает обилием света и богатством палитры.
Работа сериями
В Музее Оранжери висит только часть кувшинок: в общей сложности в эту серию входит около 250 картин. Писал Моне, разумеется, с натуры – в своей невероятно живописной усадьбе Живерни, где он жил последние годы, мастер собственноручно разбил сад с прудом. К делу он подошел ответственно, лично переписывался с питомниками, подбирал цветы, покупал специальные книги по садоводству, увлекался экзотикой, в частности, выращивал древовидные пионы из Японии. В водоеме Моне высадил нимфеи разных сортов, а по бокам расположил плакучие ивы, бамбук, ирисы и розы, не забыв перекинуть с одного берега на другой аккуратные мостики.
Сперва он создавал красоту в реальности, а затем переносил ее на холст. В результате было создано огромное количество вариаций кувшинок с разным освещением, размером, колоритом, хотя большинство из них написано в сине-голубых тонах – не только из-за цвета воды, но и по причине заболевания.
К концу жизни Моне страдал от катаракты, которая, по некоторым исследованиям, изменила его цветовое восприятие в сторону синего спектра.
Столь красивую усадьбу Моне смог позволить себе не сразу: первое время он бедствовал настолько, что вынужден был иногда просить своего друга Ренуара купить еды, а в порыве спасения от кредиторов как-то раз изрезал несколько своих работ. В одном из писем другу он написал: «Вчера я был в таком смятении, что чуть было не свалял дурака и не бросился в реку…», что дало повод некоторым исследователям считать, будто Моне действительно чуть не покончил жизнь самоубийством от безденежья.
Более вероятно, что это была шутка или шантаж, поскольку работы художника покупали, просто он слишком расточительно распоряжался средствами. Его финансовые дела значительно улучшились после знакомства с арт-дилером Полем Дюран-Рюэлем, который стал заниматься продажей его картин. Сейчас на аукционах за одну из работ серии готовы отдать более 50 миллионов долларов.
Моне написал много серий: помимо кувшинок, у него есть цикл со стогами сена, Лондоном, Венецией, тополями, вокзалом Сен-Лазар. Повторения одного и того же сюжета позволяли каждый раз по-новому оценить игру света, уловить минимальные изменения в каждодневных обычных действиях, увидеть красоту в будничных моментах. Одна из первых серий – с вокзалом Сен-Лазар – была разгромлена критиками, которые утверждали, что работы смехотворны, в них нет намека на творчество, и даже дети рисуют лучше.
Другую знаменитую серию – с Руанским собором – Моне написал, будучи уже известным художником. Работал над ней он долго и мучительно, постоянно сомневаясь в собственном успехе, однако впоследствии остался удовлетворен своими творениями, решив распродать их по одному за большую сумму в 15 тысяч франков каждый.
Это решение вызвало недовольство у его современников, которые утверждали, что смотреть цикл нужно одномоментно, переходя от одной картины к другой, чтобы понять и оценить всю красоту и изменчивость окружающего мира. Почти все работы написаны с одной точки, меняется только освещение – от розового и голубого до золотисто-желтого, а также характер мазка. В результате в каждой работе один и тот же собор выглядит по-новому.
Два работы из серии приобрел наш коллекционер Сергей Щукин – сегодня их можно увидеть в экспозиции Пушкинского музея. Он был лично знаком с Дюраном-Рюэлем, регулярно ездил в Париж и держал счет в зарубежном банке для удобства покупок. Всего Щукин приобрел около 11 работ Моне, а затем переключился на постимпрессионистов.