Что такое хорошо и что такое плохо: как смотреть и обсуждать мультфильмы с детьми | Дети | Time Out

Что такое хорошо и что такое плохо: как смотреть и обсуждать мультфильмы с детьми

  8 апреля 2024
4 мин
Что такое хорошо и что такое плохо: как смотреть и обсуждать мультфильмы с детьми
Фото: Unsplash, Pxeles, архивы пресс-служб
8 апреля в России отмечается День анимации. Сейчас мультфильмы стали отличным инструментом воспитания. Детский контент может не только занять ребенка на какое-то время, но и помочь с ранних лет начать формировать культуру насмотренности. О том, как подойти к просмотру мультфильмов, отвечает Анна Шелегина — автор мультсериала «Цветняшки», эксперт по детскому развитию и кандидат педагогических наук.

На что обращать внимание при выборе мультфильмов

Анна Шелегина — автор мультсериала «Цветняшки»

Родителям важно не полагаться слепо на алгоритмы YouTube или программы детских телеканалов, а самим участвовать в выборе того, что показывать ребенку. В первую очередь стоит обратить внимание на возрастные ограничения и заранее посмотреть мультфильм самостоятельно, чтобы понять, нравятся ли вам герои и их поступки, транслируемые идеи. Если проект прошел проверку по этим критериям, прислушайтесь, хорошая ли у контента озвучка, нет ли речевых ошибок. Внимательно отнеситесь к поведению персонажей: дети до трех лет не способны самостоятельно отличить хорошее от плохого и развиваются, подражая тем, кто их окружает и кого они видят на экране.


Чем мультфильмы могут быть полезны

Через видеоконтент до детей можно донести самые разные вещи: от необходимости чистить зубы и заниматься спортом до важности сохранения живой природы и правил безопасности в чрезвычайных ситуациях. Обычно каждая серия хорошего современного мультсериала заканчивается понятным выводом, своего рода басенной моралью. Задача авторов — заложить идеи и принципы, которые будут полезны детям, задача родителя — помочь донести их до своего ребенка. 

Мультфильмы могут стать помощником в развитии мышления и речи. Все чаще в проекты включают разнообразные песенки и чистоговорки, которые способствуют запоминанию слов внутри тематических блоков. Например, в одной из последних серий мультсериала «Цветняшки» детей знакомят с транспортом, используя песни с тематической лексикой: названиями транспортных средств и их предназначением. Так ребенку будет легче запомнить увиденное. 

Помимо этого, каждая серия заканчивается колыбельной, и это отличная возможность уложить детей спать. Также колыбельные позволяют переключить внимание ребенка на другое занятие, показывая завершенность процесса.


Смотрите мультфильмы вместе с детьми

Обсуждение увиденного помогает сблизиться с ребенком, услышать его мысли и мнение. Делясь впечатлениями после просмотра, вы можете понять, какие темы волнуют вашего малыша, на что он обращает внимание, что ему интересно. Родителям важно обсуждать мультики «на равных», не навязывать свое мнение, а пытаться услышать, о чем именно говорит ребенок и внимательно слушать его, проявляя заинтересованность.


Задавайте открытые вопросы

В обсуждении родителям важно задавать открытые вопросы, чтобы услышать ребенка и понять ход его мыслей. Разберем, как это можно сделать грамотно на примере эпизода «Кто-то потерялся» мультсериала «Цветняшки».

Серия рассказывает о том, как ребенку следует себя вести, если на прогулке он вдруг потерялся. После просмотра вы можете спросить: «Как бы ты поступил в такой ситуации?», «Как ты думаешь, что надо делать?», «Можно ли идти за помощью к первому попавшемуся прохожему?», «Как бы ты искал человека, который помог бы тебе?», «Как бы ты представился и что бы рассказал о себе?», «Помнишь ли ты адрес, по которому ты живешь?».

Через такие вопросы можно понять, насколько ребенок понял основные посылы серии. Слушая ответы, в случае необходимости делайте аккуратные поправки. Все это помогает ребенку запомнить, как нужно вести себя в критической ситуации.


Используйте мультфильмы как повод поговорить о важных вещах 

Мультфильмы — тот самый ресурс, через который можно познакомить ребенка с понятиями дружбы, честности, справедливости, любви. Малышу будет легче разобраться в этих темах на примере поведения его любимых персонажей.

Например, взглянем на мультфильм «Винни-Пух», в котором заложены важные для детей уроки. Миссия проекта — показать детям ценность дружбы, доброты и взаимопомощи. Винни-Пух, несмотря на свою наивность и неуклюжесть, всегда готов помочь своим друзьям и идти им навстречу.

Этот мультфильм может научить детей тому, что дружба — это важно, что взаимопомощь и поддержка — это основа крепких отношений. Он также подводит к мысли, что не нужно быть идеальным или чем-то полезным для окружающих, чтобы быть любимым. Но важно быть добрым, открытым и готовым поддержать своих друзей в любой ситуации.


Не запрещайте смотреть то, что не нравится лично вам

Часто родители по разным причинам запрещают те или иные мультфильмы. Такой подход — повод вызвать любопытство там, где оно не нужно. Помните, что, если вы ограничили доступ к контенту дома, это совсем не означает, что ребенок не сможет посмотреть его в гостях, в детском саду или в холле поликлиники. Поэтому лучше выбрать тактику не радикального запрета, а обсуждения негативных сторон мультфильма, объяснив отпрыску, почему он кажется вам неподходящим для просмотра.