Крестный отец боди-хоррора. 5 лучших фильмов Дэвида Кроненберга
«Мертвая зона», 1983
К 1983 году фильмография Дэвида Кроненберга насчитывала восемь полнометражных фильмов, получивших одобрение критиков и несколько наград за режиссуру. Большинство из них были сняты в поджанре боди-хоррора и закрепили за канадцем славу маэстро телесного ужаса.
«Мертвая зона» стала первой картиной Кроненберга, не основанной на оригинальном сценарии, и показалась поклонникам его творчества чересчур выхолощенной и голливудской. Однако в этом случае режиссер и не стремился поднимать волнующие его темы внутренней и внешней трансформации человека. Он поставил перед собой задачу снять хорошую адаптацию бестселлера Стивена Кинга.
Еще до начала производства сценарий переписывался тремя разными авторами, в том числе самим писателем – однако его версия была безжалостно отклонена продюсерами как слишком запутанная. Кроненбергу вариант Кинга тоже не понравился.
«Это был не просто плохой сценарий. Если бы я взялся это снимать, поклонники Кинга разорвали бы меня на части. По сути, сюжет упростился до уродливого кровавого слэшера, в котором убийца из Касл-Рока к середине фильма становится главным героем. Написав его, автор потерял смысл своей собственной книги», – заявил режиссер.
В итоге Кроненберг четыре раза отправлял историю на доработку, вычеркнул значительное количество сюжетных моментов (которые, по его мнению, слишком перегружали материал), прежде чем добился необходимого эффекта. Ненужные детали были опущены, но исходная атмосфера романа осталась нетронутой.
Похоже, именно тщательный подход к написанию сценария оказался краеугольным камнем успеха. Со времен выхода на экраны «Мертвая зона» продолжает оставаться лучшей из многочисленных киноадаптаций произведений Стивена Кинга.
«Муха», 1986
Успех ранних фильмов Кроненберга, включая адаптацию «Мертвой зоны», принес ему заслуженную репутацию мастера биохоррора. В то же время из Голливуда режиссеру поступало множество крайне неподходящих предложений, вроде «Полицейского из Беверли-Хиллз» или слишком ординарного для канадца «Лучшего стрелка». Когда Кроненбергу предложили снять «Муху», он уже долгое время занимался подготовкой к съемкам фантастического боевика «Вспомнить все».
Режиссер написал несколько черновиков сценария, посетил Рим и Тунис для разведки локаций и практически начал подбирать актеров, когда оказалось, что они с продюсером Дино Де Лаурентисом не способны договориться по поводу окончательной концепции фильма. Так в самом расцвете карьеры Кроненберг вдруг оказался в Лос-Анджелесе без работы и денег.
«Я был в чужой стране, в очень тяжелом финансовом положении и просто надеялся, что мне повезет, что найдется фильм, работа над которым сделала бы меня по-настоящему счастливым», – вспоминал он в книге «Кроненберг о Кроненберге».
Именно в этот момент продюсеры Мел Брукс и Стюарт Корнфелд вновь обратились к Кроненбергу с идеей взяться за «Муху». Позднее режиссер признавался, что в первой версии сценария персонажи были ужасны, диалоги банальны, а концовка – отвратительной. Однако он сразу же увидел, как все это будет идеально сочетаться с его телесно-ориентированным, вдумчивым стилем кинопроизводства.
Брукс и Корнфелд оказались дальновиднее и предоставили канадцу намного больше свободы. Кроненберг переписал сценарий, собрал команду и приступил к кастингу. Джефф Голдблюм довольно быстро был утвержден на роль главного героя, эксцентричного ученого Сета Брандла, который в результате случайности начинает превращаться в насекомое. А вот с актрисой на роль его подружки Вероники пришлось повозиться. Дело в том, что тогда Джина Дэвис и Джефф Голдблюм встречались, а Кроненберг был против романа ведущих актеров. Он отсмотрел множество актрис, включая выстрелившую после «Терминатора» Линду Гамильтон: она отказалась от роли, прочитав сцену, в которой ее героине предстоит родить гигантскую личинку во сне. В итоге Веронику все-таки сыграла Джина Дэвис – и сделала это блестяще.
«Муху» часто называют самым мейнстримовым фильмом Кроненберга, в основном потому, что он заработал 60 миллионов долларов при бюджете в 9 миллионов и получил премию «Оскар» за лучший грим.
Но на самом деле «Муха» не менее сложна и бескомпромиссна, чем любая другая его картина. Просто в ней режиссер сумел найти способ представить свои любимые темы так, что зрители случайно нашли их приемлемыми.
«Связанные насмерть», 1988
В 1975 году братья-близнецы Стюарт и Сирил Маркус были найдены мертвыми в своей квартире в Нью-Йорке. Некогда процветающие врачи-гинекологи страдали от наркотической зависимости и умерли, вероятно, от тяжелого абстинентного синдрома. Именно эта реальная история послужила основой для «Связанных насмерть». Кроненберг долгое время был увлечен феноменом однояйцевых близнецов, а огромный успех «Мухи» лишь подстегнул его желание раскрыть эту тему на экране.
Режиссеру было сложно убедить спонсоров в ценности проекта. Студию не устраивала мрачная концовка, пристрастие героев к веществам и даже профессия персонажей. Но Кроненберг был непреклонен: ради создания фильма он основал собственную продюсерскую компанию. В итоге ему удалось выпустить картину в прокат с одним-единственным изменением. Изначальное название «Близнецы» было исправлено на «Связанные насмерть», чтобы избежать путаницы с комедией Айвена Райтмана с Дэнни ДеВито и Арнольдом Шварценеггером, которая должна была выйти в том же году.
Эллиот и Беверли Мэнтл – однояйцевые близнецы, сумевшие построить на детском увлечении репродуктивной биологией невероятно успешную медицинскую карьеру.
Долгие годы они гармонично живут и работают вместе, застенчивый Беверли весь погружен в науку, а более циничный и общительный Эллиот вовсю соблазняет пациенток, которых, пресытившись, «передает» брату. Привычное течение жизни рушится, когда в клинику обращается актриса Клэр Ниво, в которую влюбляется Беверли.
«Связанные насмерть» поднимает те же самые вопросы, которые Кроненберг исследовал в «Мухе» – ревность, любовные треугольники, одержимость, смерть. Но в то же время это простая история о зависимости двух людей друг от друга и о том, что чувства делают нас болезненно уязвимыми и, в конечном итоге, разрушают.
«Паук», 2002
В 2002 году поклонники Кроненберга были удивлены, не увидев в его новом фильме сумасшедших энтомологов, мутировавших насекомых и гипнотических спецэффектов.
В «Пауке» режиссер решил вернуться к жанру психологического триллера – чтобы рассказать историю шизофреника Денниса Клега, выпущенного из лондонской психиатрической лечебницы, которого начинают преследовать травматические воспоминания детства.
Прошлое и настоящее причудливо переплетаются в сознании героя: зрителю остается только беспомощно наблюдать за разворачивающимися событиями через разум психологически измученного человека. В «Пауке» Кроненберг отказывается от всех спецэффектов и трюков, вовлекая зрителя в трагический мир шизофреника одной лишь актерской игрой.
Кроненберга часто восхваляют за философские аспекты его фильмов, но «Паук» подсвечивает еще один безусловный талант режиссера – великолепную работу с актерами. Ему удается вытягивать лучшее из своих исполнителей, даже таких великих, как Рэйф Файнс.
«Я очень открыт со своими актерами, я ничего не скрываю и не кричу. Моя главная задача на съемочной площадке – создать защищенную среду, в которой люди сами захотят создать свою лучшую работу. Многим режиссерам нравится пытать актеров, чтобы они создавали великие вещи. Но профессиональные актеры сами знают, как себя правильно мучить. Моя работа не в том, чтобы научить актера играть».
«Оправданная жестокость», 2005
Заработав репутацию признанного мастера боди-хоррора, Кроненберг все чаще начинает выходить из зоны комфорта и экспериментировать с жанрами. В 2005 году он снял один из самых кассовых и концептуально доступных своих фильмов – криминальный триллер «Оправданная жестокость» с Вигго Мортенсеном в главной роли. Этот захватывающий боевик, основанный на одноименном романе Джона Вагнера, впервые был показан на Каннском фестивале и претендовал на «Золотую пальмовую ветвь».
Главный герой картины Том Столл – скромный владелец закусочной, любящий муж и отец, размеренная жизнь которого переворачивается с ног на голову после того, как двое бандитов пытаются его ограбить. Одолевший преступников Том становится героем в глазах местных жителей и прессы, однако нежелательная популярность привлекает к нему внимание тех, от кого он скрывался больше 20 лет.
Фильм начинается как тривиальная драма, действие которой разворачивается в маленьком американском городке – но постепенно тональность и атмосфера картины меняется, приобретая циничный оттенок нуарности. Кроненберг намеренно отказался от замедленной съемки экшн-сцен, чтобы показанная в фильме жестокость казалась максимально реалистичной и далекой от привычной кинематографичной картинки. Насилие изображается как неотъемлемая часть человеческой природы.
Все фильмы Кроненберга, в той или иной мере, задают всего два вопроса: кто мы и какова наша истинная природа? Вот и герой Вигго Мортенсена на протяжении полутора часов рассказывает, на что способен человек ради выживания.