Универсальный человек: почему Леонардо да Винчи до сих пор актуален | Арт | Time Out

Универсальный человек: почему Леонардо да Винчи до сих пор актуален

Жанна Старицына   14 апреля 2023
9 мин
Универсальный человек: почему Леонардо да Винчи до сих пор актуален
Фото: Legion-media.ru
Леонардо да Винчи – человек-легенда, который выделяется даже среди других титанов эпохи Возрождения. Гений во всех сферах, от инженерии до музыки, он стал примером для подражания многих художников и образцом «универсального человека». Time Out рассказывает, почему мастер до сих пор актуален.

Загадочный гений

О Леонардо да Винчи написано более 70 биографий, но при этом он остается одним из самых загадочных людей своего времени. Его имя многие ассоциируют с образом мистического старца, который знал обо всем на свете – о науке, музыке, живописи, инженерных расчетах и летательных аппаратах.

О внешнем виде да Винчи судят по «Туринскому автопортрету», названному так по своему местоположению – Королевской библиотеке в Турине – хотя даже он до сих пор вызывает вопросы у искусствоведов. Манера рисунка, в частности, особенности штриховки, действительно похожа на стиль Леонардо – но изображение вполне могло быть простым эскизом головы библейского персонажа для какой-то картины.

Считается, что атрибуцией рисунка занимались в XIX веке – тогда портрет соотнесли с образом Леонардо, опираясь на картину Рафаэля «Афинская школа». Центральный персонаж в ней – Платон – якобы списан с лица да Винчи. Но некоторые современные итальянские искусствоведы, специализирующиеся на творчестве Леонардо, высказывают сомнения в этой версии.

Рафаэль Санти. Афинская школа. 1510—1511

Вряд ли художник сам стремился к созданию легенд: его слишком занимала наука и искусство. Бесконечные идеи, зарисовки, чертежи, эксперименты – важно было придумать и понять, как устроен тот или иной процесс. Времени объяснять другим людям свою концепцию не было, что до сих пор вызывает боль у большинства искусствоведов: многие работы да Винчи не окончены, не объяснены, словно брошены на полпути. Отсюда – многочисленные домыслы и мифы о том, кто изображен на портрете Джоконды, и масса конспирологических теорий о «Тайной вечере».

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495—1498

Леонардо постоянно вел дневники, пусть и написанные свои фирменным «зеркальным» почерком левой рукой справа налево. Большинство исследователей сходятся во мнении, что да Винчи действительно было удобнее и проще писать в таком стиле, нежели он хотел зашифровать свои послания.

Пожалуй, единственная область его жизни, о которой достоверно неизвестно совсем ничего – личные отношения. По некоторым данным у да Винчи никогда не было любовных связей, по другим сведениям, его могли связывать романтические отношения с «Дамой с горностаем» Чечилией Галлерани.

Свое огромное творческое наследие Леонардо передал ученику Франческо Мельци – речь идет о более чем 50 тысяч разных документов, не считая картин. После смерти Мельци о сохранности произведений не особенно заботились, тем более что бумага – не самый долговечный материал. В частности, по этой причине «Туринский автопортрет» почти нигде не выставляется и выглядит таким желтым – из-за накопленных от влажности солей железа и повышенной хрупкости.


Универсальный человек

В первую очередь Леонардо воспринимают в качестве художника, хотя он один из наиболее ярких примеров «универсального человека» эпохи Ренессанса. Тогда многие придерживались идеи о безграничных возможностях человека, которую емко выразил теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: «Человек может сделать все что угодно, если захочет».

Он отмечал, что природа вложила в человека небесный и божественный элемент, то есть способность к обучению, талант и разум. С помощью труда и усердия человек может добиться любых высот, а главная его способность – созидание в любой сфере.

Талант Леонардо не ограничивался исключительно творческими специальностями, хотя в первую очередь его ассоциируют именно с живописными работами. Мастер родился в семье нотариуса и крестьянки, а в 14 лет попал в мастерскую Андреа Вероккьо.

Согласно распространенной легенде, в одной из ранних работ да Винчи настолько превзошел своего учителя, что Вероккьо решил бросить занятия живописью. Речь идет о работе «Крещение»: Леонардо изобразил фигуру ангела в левой части картины. Его кожа – сияющая и нежная – написана значительно мягче лиц других персонажей, а драпировка одежды более выразительна.

Уже в первых самостоятельных работах Леонардо шел наперекор устоявшимся традициям, пробовал новые формы художественного выражения. В «Мадонне Бенуа», которая хранится в Эрмитаже, да Винчи не побоялся изобразить Богоматерь естественной девушкой, которая полностью увлечена игрой со своим малышом.

Вместо привычной для Раннего Возрождения сдержанности и строгости, она смеется, широко открыв рот – редкий случай для подобного сюжета. Второй важный момент в работе – активное использование светотеневой моделировки. У предшественников Леонардо освещение пространства было равномерным, из-за чего нередко изображение было похоже на плоскую аппликацию. Да Винчи высветляет лица фигур, но затемняет одежду и фон, в результате чего свет получается рассеянным. Он формирует объемы, за счет чего общая сцена выглядит более натуралистичной и живой. В дополнение к этому Леонардо уменьшает роль контура и линии в пользу мягкой цветовой растушевки – это так называемый эффект «сфумато», который затем будет использовать множество художников.

На момент написания «Мадонны Бенуа» Леонардо было около 26 лет. В последующих работах он будет и дальше исследовать возможности красочных техник, но живопись – лишь одна из сфер его интересов. Да Винчи прекрасно играл на лире и создавал сам музыкальные инструменты, проектировал динамичный конный памятник Франческо Сфорца на вздыбленной лошади, был архитектором и военным инженером при Чезаре Борджиа. Более тысячи заметок и рисунков Леонардо было посвящено анатомии.

Как правило, художники ограничивали свои знания анатомии строением мышц человека для более достоверного изображения, однако да Винчи интересовали все системы – пищеварительная, зрительная, сердечная и другие. Он сам делал вскрытия тел людей и животных, чтобы точнее передать детали строения органов и костей.

Андреа Вероккьо. Мадонна с младенцем. 1466-1470
Рисунки Леонардо да Винчи

В некоторых источниках сообщается, что в общей сложности он участвовал во вскрытии более 30 трупов, тщательно фиксируя все увиденное. Один только Виндзорский кодекс насчитывает около 600 листов, большинство из которых посвящены анатомии.

Многие его предположения в области медицины подтвердились в дальнейшем – например, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника, что крестец состоит из пяти позвонков, а не из трех, что сердце состоит из четырех отделов. Однако вряд ли современники могли с успехом использовать эти знания: наследник всех работ Леонардо Мельци не придал этим рисункам должного внимания.

Другой манускрипт да Винчи – Атлантический кодекс – наполнен чертежами из области аэродинамики, математики, ботаники, фортификации и других наук. В нем много информации об оружии – в частности, о колесцовом замке для пистолета, который, в отличие от большинства других изобретений Леонардо, получил массовое распространение.

Теперь стрелкам не нужно было вручную с помощью открытого огня зажигать фитиль для выстрела – это делалось автоматически с высечением искры. Известно также, что Леонардо увлекала возможность полета человека: он пытался создать устройство, аналогичное тому, как работает птичье крыло. Словом, вряд ли найдется область науки или искусства, к которой да Винчи бы не проявил интереса и в которой не сделал бы значимых открытий.

Рисунки Леонардо да Винчи
Фрагмент рукописи Леонардо да Винчи


Современные мультипотенциалы

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. 1492

Вполне возможно, что в наше время Леонардо бы назвали «мультипотенциалом» – человеком с большим количеством интересов, который увлекается сразу всем и при подходящих условиях может стать успешным в разных областях знаний. Однако психологи отмечают, что в современном мире такие «универсальные люди» вместо поощрения часто сталкиваются с негативом в свой адрес.

Об этом, например, говорила в 2017 году канадский психолог Эмили Вапник, которая популяризовала понятие «мультипотенциала» после того, как его впервые применил американский специалист Рональд Фредриксон в 1972 году. Общество считает, что такие взрослые и дети «разбрасываются», у них нет цели, они несерьезны, не думают о будущем.

В современном социуме пока еще сильны представления об «основополагающей» профессии или области, в которой человек будет совершенствоваться на протяжении всей жизни – иногда даже говорят о его судьбе или предназначении.

Специалистов «широкого профиля», как правило, считают поверхностными людьми, которые не хотят серьезно углубляться ни в одно дело.

Поверить в то, что человек, подобно Леонардо, может одинаково прекрасно разбираться в строении эмбриона, устройстве огнестрельного оружия, изобретать летательный аппарат и при этом писать опережающие свое время картины, могут немногие. В наше время это можно было бы сравнить с тем, что человек успешно работает IT-специалистом, по вечерам проводит консультации по психологии, в выходные подрабатывает преподавателем танцев, а во время отпуска активно осваивает трейдинг.

Мультипотенциалы, как правило, быстро адаптируются ко всему новому, схватывают информацию «на лету», они многозадачны, активны и не боятся с возрастом воспринимать новые знания. Людям, которые узнали в себе черты Леонардо и которые замотивированы на постоянное приобретение свежей информации и навыков, Вапник посоветовала не ограничивать себя и не подстраиваться под устоявшуюся социальную модель с «одним делом на всю жизнь». Важнее прислушиваться к себе, выбирать профессию со смежными областями, где человек мог бы показывать весь свой потенциал, и не бояться периодически менять работу – даже если профессиональные сферы будут отличаться друг от друга.