Молчание ягнят на улицах Филадельфии. 5 лучших фильмов Джонатана Демме
«Дикая штучка», 1986
В начале своего творческого пути в 1970-х Демме писал сценарии, продюсировал эксплуатационное кино и снимал фильмы для телевидения – например, «Коломбо: Яд от дегустатора». В 1980-х режиссер обуздал документалистику и комедию, время от времени смешивая ее с другими жанрами. Так и появилась «Дикая штучка» – кино необузданное и жутко увлекательное.
Чарльз Дриггс вот-вот сделает новый карьерный шаг. Теперь он станет вице-президентом одной из фирм на Уолл-стрит. Его жизнь проходит трафаретно и довольно скучно – работа, дом и так по кругу. Аттракционом для него становится неоплаченный счет в ресторане. Свидетельницей этого мелкого правонарушения становится привлекательная брюнетка Лулу – отвязная и свободная девушка, которая буквально «крадет» правильного мальчика из лап обыденности и отвозит его в яркую жизнь.
В «Дикой штучке» Демме напоминает себя из времен, когда он работал над эксплуатационным кино. С виду самое стандартное роуд-муви в его руках превращается в причудливый жанровый капустник: напряженный триллер ослабляет хватку в любовных эпизодах, а по-испански стыдная мелодрама нанизывается на классический комедийный сюжет. Однозначно определить жанр «Дикой штучки» невозможно – это, с одной стороны, погубило ее в прокате, а, с другой, жирно выделило среди других комедий десятилетия.
«Молчание ягнят», 1990
С «Дикой штучкой» и другими фильмами своего первого голливудского этапа карьеры у Демме не задалось. Зрители и пресса относились к ним прохладно, в прокате ленты успеха не имели, хотя и представляли собой необычные жанровые миксы. Сложно было представить, что спустя несколько лет режиссер триумфально вернется после небольшой передышки, полностью переработает собственный стиль и снимет один из главных триллеров в истории кино – «Молчание ягнят».
Одноименный роман американского писателя Томаса Харриса вышел в 1988 году, а уже в 1990 году был внесен в список «100 лучших детективных романов всех времен» и тогда же экранизирован. Причем в производство ленту о расследовании молодым агентом Клариссой Старлинг серии зверских убийств на Среднем Западе США запустили сразу же после публикации романа – настолько он оказался успешным во всех отношениях.
Демме пришел в проект не сразу. Поначалу продюсеры предлагали главную роль и кресло постановщика Джину Хэкмену, но режиссерского дебюта известного актера так и не случилось – «Молчание ягнят» отошло к Джонатану Демме, а две ключевые роли достались Энтони Хопкинсу и Джоди Фостер.
Чем в итоге стала картина для мирового кино, всем и так известно. Это и важнейший феминистский триллер, дотошно изучающий природу убийств, и фильм, изменивший в массовом кино представление о тандеме «охотник-жертва» и подаривший миру немало культовых сцен и образов. Ганнибал Лектер Энтони Хопкинса – одно из лучших воплощений маньяков в кино. Актер создал собирательный образ умнейшего каннибала, досконально изучив дела известных серийных убийц XX века.
Под каким углом на «Молчание ягнят» ни взгляни, всюду найдется что-то великое, питающее современную культуру. В конце концов, триллер Демме стал одним из трех в истории фильмов-лауреатов «большой пятерки» с «Оскаром» в пяти главных категориях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», лучшие мужская и женская роли. Два других – «Это случилось однажды ночью» (1934) и «Пролетая над гнездом кукушки» (1975).
«Филадельфия», 1993
В следующем после «Молчания ягнят» фильме Демме вновь продемонстрировал несравненное мастерство работы с актерами. Если в культовом триллере свои лучшие роли сыграли Энтони Хопкинс и Джоди Фостер, то в драме «Филадельфия», вышедшей три года спустя, своего актерского пика достигает Том Хэнкс.
Он исполняет роль амбициозного молодого адвоката Эндрю Беккета, который выигрывает для юридической фирмы самые сложные дела и раз за разом получает новые, все более важные кейсы. Но однажды Эндрю узнает, что болен СПИДом. Он не сообщает об этом руководителям, а те, догадываясь о тяжелом заболевании сотрудника по внешним признакам, увольняют его. Причем ссылаются на выдуманную причину – некомпетентность. Беккет решает защитить свои интересы в суде, однако никто из адвокатов не желает работать со смертельно больным. Такое же решение сначала принимает и чернокожий адвокат Джо Миллер (Дензел Вашингтон). Со временем Джо, не изменяющий своим взглядам, все-таки проникается уважением к неотчаявшемуся Беккету и помогает ему достичь справедливости.
Лента основана на реальной истории адвоката Джеффри Бауэрса, произошедшей в 1987 году. Тогда он подал в суд на юридическую фирму Baker & McKenzie за свое незаконное увольнение.
Слушания проходили на протяжении двух лет, Бауэрс скончался в самом их разгаре, а вердикт был вынесен лишь в декабре 1993 года, когда фильм уже вышел на большие экраны.
«Филадельфия» – не просто судебная драма с потрясающими ролями Хэнкса и Вашингтона, это еще и невероятно трогательное кино о поиске справедливости, важности проявления эмпатии и стойком принятии тяжелых ударов судьбы. Картина Демме стала пусть и не слишком своевременной, но важнейшей поддержкой СПИД-сообществ со стороны арт-мейнстрима. Помогла и Американская киноакадемия – «Филадельфия» была награждена двумя «Оскарами»: Том Хэнкс победил в категории «Лучшая мужская роль», а Брюс Спрингстин и его великая композиция Streets of Philadelphia – в «Лучшей песне».
«Маньчжурский кандидат», 2004
В 1962 году экранизация романа Ричарда Кондона «Маньчжурский кандидат» стала настоящим откровением, главным триллером «параноидальной» эпохи Голливуда. Многие социальные явления так или иначе находили отражение в фильмах. Не стал исключением и стремительный научно-технический прогресс, который явился в кино в виде страха перед всемогущим капиталистическим государством-монстром. «Матрица», «Враг государства», «Особое мнение» и другие фантастические фильмы поднимали эту проблему. То же самое сделал и Джонатан Демме в ремейке «Маньчжурского кандидата».
Рэймонд Шоу (Лив Шрайбер) – сын влиятельного сенатора (Мэрил Стрип), текущий кандидат в вице-президенты США во время операции «Буря в пустыне» совершил подвиг и спас своих сослуживцев, попавших в засаду. Спустя несколько лет командир его отряда Бен Марко (Дензел Вашингтон) видит один и тот же сон, в котором над солдатами ставят опыты и заставляют убивать людей. Бен пытается отыскать ключ к видению, но для этого ему придется выйти на неравную схватку с влиятельными людьми.
Новый «Маньчжурский кандидат», конечно, совсем не дотягивает до высот оригинала, однако Джонатану Демме удалось трансформировать историю и удачно внедрить ее в современный контекст с помощью уместных жанровых решений (фильм смотрится очень бодро) и уже привычных для режиссера сильных актерских партий.
«Рэйчел выходит замуж», 2008
Ким (Энн Хэтэуэй) – бывшая пациентка реабилитационной клиники. Очередной курс окончен, и теперь она отправляется на свадьбу к своей сестре Рэйчел с твердым намерением раз и навсегда изменить свою жизнь.
Но восстановление отношений с семьей – дело непростое. Не все с радостью принимают возвращение Ким, которая может «испортить» подготовку к свадьбе и вскрыть давно нарывающие семейные раны.
Картина входила в основной конкурс Венецианского кинофестиваля 2008 года, хотя по всем параметрам это «санденсовское» кино – маленькая американская история, почти не выходящая за рамки большого дома, в котором вот-вот случится знаменательное событие. Более того, «Рэйчел выходит замуж» обладает и «санденсовским» жизнеутверждающим настроением. Несмотря на то, что некоторые гештальты так и не будут закрыты, у Ким и уж тем более у зрителя останется надежда – в любой беде помогает разговор и поддержка.
Демме ловко чередует оптики и пользуется документальной съемкой. Камера «включает» зрителя в процесс, а сцены выстраиваются таким образом, что штрихи к семейному портрету рисуются не одной Ким, а каждым из членов семьи: заботливым отцом, отдалившейся матерью, импульсивной Рэйчел и ее надежным женихом.
Вновь у Демме блистают актеры. В первую очередь – Энн Хэтэуэй, для которой эта роль оказалась самой сложной в карьере на момент выхода картины. За нее актриса получила свою первую номинацию на «Оскар».