6 спектаклей по произведениям Достоевского, которые можно посмотреть онлайн
«Записки из подполья». The Sherry Theater (2020)
«О чем может говорить порядочный человек с наибольшим удовольствием? Ответ: о себе».
Моноспектакль Ларри Седара, поставленный в театре «Шерри», по-настоящему впечатляет. Среди зрительских отзывов встречаются заверения, что эта адаптация «Записок из подполья» помогает больше, чем десять лет терапии.
Что не так уж далеко от истины. Ларри Седару блестяще удалось уловить внутренний мир петербургского чиновника, придавленного тяжестью собственных мыслей. Этот персонаж — ненадежный рассказчик, одновременно и строгий к себе, и лояльный.
Чрезмерно острая реакция на жизнь порождает изоляцию. Герои Достоевского склонны впадать в эмоциональную лихорадку чуть ли не от неудачного порыва ветра. Они могут выйти из равновесия буквально из-за чего угодно, но в этом и есть их бесконечное очарование. Они выглядят уязвимыми, а потому живыми. Набоков называл «Записки из подполья» квинтэссенцией достоевщины.
Главный и единственный герой (вернее, конечно, антигерой) «Записок из подполья» задает себе праздный вопрос: что лучше — дешевое счастье или возвышенные страдания? На самом деле он малодушно неспособен справляться с жизнью, но в своей голове выстроил механизм защиты. По мнению персонажа, в той или иной степени каждый оторван от реальности. Ему хотя бы хватило твердости идти в своем эскапизме до конца.
«Кроткая». МХАТ (1987)
«Говорят, что стоящие на высоте как бы тянутся сами книзу, в бездну».
Видеоверсия раритетного спектакля Льва Додина «Кроткая» собиралась по кусочкам. Часть видеофрагментов была взята из телепередачи, а другая — из любительских архивов. Ремастеринг провели в 2020 году, и вуаля — можно посмотреть полную версию постановки с Олегом Борисовым и Татьяной Шестаковой.
Сюжет «Кроткой» раскрывает историю отношений деспотичного мужа-ростовщика и полностью зависящей от него жены, которая думает о смерти как форме бунта. Героиня считает, что, убив мужа, освободится сама и сделает свободными многих людей, которые тоже попали от него в зависимость. Позже «кроткая» решает, что честнее будет уйти из жизни самой.
«Иван и Черт». Театр «Мастерская» (2015)
«Ни одной минуты не принимаю тебя за реальную правду. Ты — ложь, ты — болезнь моя, ты — призрак. Ты – воплощение меня самого, только одной, впрочем, моей стороны… моих мыслей и чувств, только самых гадких и глупых».
Достоевский без достоевщины. «Бога нет!», — кричит рассказчик (Андрей Дидик) в самом начале постановки. Эта эксцентричность нужна не для того, чтобы любители традиционных адаптаций расширили свои горизонты. Она скорее балансирует сложность сюжета.
Спектакль Андрея Горбатого с небольшим, но лихим оркестром переосмысляет часть романа «Братья Карамазовы», посвященную разговору Ивана с чертом. В постановке поднимаются темы гордыни, веры и потери души. Роль Ивана исполнил Дмитрий Житков, а Черта — Антон Момот.
«Идиот». Театр на Васильевском (2013)
«Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье!».
Миф по Достоевскому — новая сценическая интерпретация истории князя Мышкина, созданная Владимиром Тумановым. Это современная легенда, насыщенная неожиданными деталями, яркими образами, сложными человеческими отношениями и бурными эмоциями.
Режиссер трактует понятие «миф» с философской точки зрения, считая его чувственным образом и представлением, своеобразным мироощущением, а не миропониманием. Князь Мышкин не вписывается в окружающую его действительность — и это превращает персонажа в миф.
«Преступление и наказание». Teatro in Portico (2019)
«Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть».
Итальянскую версию «Преступления и наказания» поставил Антонелло Гуалано, а роль Родиона Раскольникова исполнил Даниэле Ди Мартино. Спектакль исследует тему вседозволенности. В конечном итоге становится понятно, что преступление не может стать фундаментом величия, а заблуждение в этом вопросе неизменно приведет к наказанию.
«Нелепая поэмка». Московский Театр Юного Зрителя (2006)
«И что ты молча и проникновенно глядишь на меня кроткими глазами своими? Рассердись, я не хочу любви твоей, потому что сам не люблю тебя».
Видение Камы Гинкаса легенды о Великом Инквизиторе, отрывка из романа «Братья Карамазовы». Достоевский считал вставную притчу «кульминационной точкой» своего последнего романа.
Декорации для спектакля создавались таким образом, чтобы визуально обозначить разные миры действующих лиц. Сцену поделили на две части. На одной из них сделали трактир, а другую заполнили деревянными крестами. Специально для постановки артисты исполнили древнерусские духовные и фольклорные песни.