DreamWorks против Disney: как Ослик стал Воином Дракона. А потом опять осликом
Восемь «Оскаров» для Белоснежки
Рождение полнометражной анимации неразрывно связано с именем Уолта Диснея и его лентой «Белоснежка и семь гномов». Формально полнометражные мультфильмы существовали и ранее. Например, в Аргентине первая такая картина увидела свет еще в 1917 году. Правда, о режиссерском детище Квирино Кристиани мало кто слышал, а вот про Уолта Диснея знают абсолютно все.
Оно и не удивительно — «Белоснежка и семь гномов» впервые сочетала в себе три главных характеристики мультфильмов того времени: цветной, звуковой, полнометражный. Более того, ленте не только удалось произвести зрительский фурор, но и завоевать «Оскар» (точнее, целых восемь — один большой и семь маленьких) за «новаторство и выдающиеся достижения в области анимации» задолго до того, как Американская киноакадемия вообще стала вручать золотые статуэтки мультфильмам.
Шли годы, влияние студии Disney только увеличивалось. Компания переживала разные времена, но по-настоящему крупных конкурентов в области семейной мультипликации у нее так и не появлялось. После смерти Уолта Диснея и нескольких откровенно неудачных десятилетий в руководящем составе компании произошли изменения — генеральным директором стал Майкл Эйснер (его имя еще появится в этой истории), который привел в Disney будущего основателя DreamWorks — Джеффри Катценберга.
Увольнение, породившее студию
Приход Катценберга в компанию стал глотком свежего воздуха и поворотным решением руководства. Основная задача менеджера в то время заключалась в возрождении франшизы «Стар Трек», с чем он успешно справился. Получив больше полномочий, Катценберг развернул масштабную деятельность, результатом которой стало золотое десятилетие студии. Именно тогда были выпущены «Русалочка», «Красавица и Чудовище», «Аладдин», «Король Лев». Кроме этого, Катценберг стоял у истоков чрезвычайно успешного сотрудничества Pixar и Disney, результату которого до сих пор радуются взрослые и дети по всему миру.
Такая плодотворная работа Катценберга могла бы и дальше приносить студии Disney успех, но судьба распорядилась иначе. В 1994 году при крушении вертолета погиб заместитель Эйснера Фрэнк Уэллс — и освободившуюся должность в топ-менеджменте должен был занять Катценберг.
Но, несмотря на все его колоссальные успехи, Эйснер принял другое решение. Амбициозный Катценберг этого совсем не понял и выдвинул ультиматум, после чего был уволен из компании. Многочисленные суды принесли продюсеру крупные суммы, которые ему задолжала студия. Эти средства и стали залогом будущего успеха Катценберга.
Спустя год после увольнения, вместе со Стивеном Спилбергом и музыкальным продюсером Дэвидом Геффеном, Катценберг основал компанию DreamWorks SKG (SKG — первые буквы фамилий основателей). Кроме этого, более 500 млн долларов в компанию вложил и один из основателей Microsoft Пол Аллен.
Целью студии было создание обширного перечня аудиовизуального контента — от продюсирования и проката фильмов до создания видеоигр и телепрограмм. Наиболее интересная судьба ждала именно анимационное подразделение DreamWorks.
10 персонажей мультфильмов, срисованных с актеров
Зачастую создатели мультфильмов берут за основу внешности своих персонажей реальных людей, вдохновляясь самыми разными деятелями искусства. Time Out вспоминает мультипликационных героев, срисованных с известных актеров.
Пара лет по пустыне
Первые шаги в анимации молодая студия решила делать сразу в трех направлениях. Первое — традиционная рисованная мультипликация. Для этого каждый из основателей привел в компанию талантливых художников. Спилберг принял тяжелое решение, расформировав анимационное подразделение собственной компании Amblin Entertainment и пригласив трудившихся там художников на новое место работы в DreamWorks. Катценберг, в свою очередь, увел некоторых лучших специалистов по анимации из Disney, предложив достойные условия и широкое поле для творчества и экспериментов.
Первым проектом, созданным с помощью традиционной анимации, стал «Принц Египта» (1998) — масштабная история о еврейском пророке Моисее, которая затрагивает несколько периодов его жизни: от рождения до главной миссии — освобождения народа от египетского рабства. Для Спилберга и Катценберга, имеющих еврейские корни, мультфильм стал одним из важнейших проектов в карьере. Проект понравился и зрителям — поскольку рассказывал библейскую историю понятным и увлекательным языком. «Принц Египта» окупился в прокате и позволил руководителям студии предполагать, что рисованные картины, в которых есть не только шутки для малышей, но и определенная философия и драматичность, будут успешными.
Расчет не оправдался. «Дорога на Эльдорадо» (2000) провалилась в прокате, не сумев отбить даже производственный бюджет, и была крайне холодно встречена профессиональной прессой. «Спирит: Душа прерий» (2002) ждал более теплый прием, но крупного успеха он тоже не снискал — как и «Синдбад: Легенда семи морей».
Основная причина была в смене эпохи: зрители все чаще ходили в кино на мультфильмы, созданные с помощью компьютерной анимации. Боссы DreamWorks, приняв новые реалии, отказались от традиционных методов.
Пластилиновый переполох и битва муравьев
Второе направление, в котором студия стала работать практически с самых первых своих лет — покадровая (стоп-моушн) анимация с использованием пластилиновой техники мультипликации. Формально DreamWorks работала над этим направлением не самостоятельно, а в партнерстве с культовой студией Aardman Animations. В 1997 году между компаниями началось сотрудничество, в рамках которого предполагалось создание «пробного» совместного проекта — мультфильма «Побег из курятника» (2000), пародирующего американский фильм «Великий побег». В ходе работы над лентой руководители DreamWorks увидели в своем партнере колоссальный потенциал и предложили британской студии продлить контракт еще на четыре фильма. Этот шаг оказался верным — «Побег из курятника» оказался чрезвычайно успешным. Он до сих пор держит первое место в списке самых кассовых кукольных мультфильмов в истории.
Впрочем, пластилиновая мультипликация была лишь дополнительным направлением в деятельности DreamWorks. Бум компьютерной анимации, который был устроен пиксаровской «Историей игрушек» в 1995 году, открыл для индустрии портал в новый мир. Неудивительно, что только-только созданная студия сконцентрировалась в конце концов на трехмерной графике. «Муравей Антц», вышедший в 1998 году, не только обладал крупным бюджетом, но и напрямую конкурировал с диснеевской мультипликационной картиной «Приключения Флика». Конфронтация между студиями происходила на всех уровнях: на художественном (оба мультфильма рассказывали истории молодых муравьев, защищающих свои сообщества) и на коммерческом (ленты вышли в прокат с разницей в месяц и конкурировали непосредственно в кинотеатрах).
Несмотря на то, что кассовые сборы «Приключений Флика» в два раза превысили сумму, собранную «Муравьем Антцем», боссы DreamWorks расценили это как большой успех — Disney впервые столкнулся с подобной конкуренцией. Но настоящим щелчком по носу многолетнему лидеру на рынке анимационных фильмов стал «Шрек».
Шрек: энергия ненависти
Делали его долго и мучительно. С 1996 года продюсеры раздумывали над тем, какой должна быть экранизация детской книги Уильяма Стейга «Шрек!», перебирая массу различных вариантов. В конце концов накалившиеся до предела отношения между конкурирующими студиями буквально подбросили Адамсону и Катценбергу уникальную идею — высмеять все диснеевское: классических персонажей, сюжеты, локации и даже генерального директора компании Майкла Эйснера. Лорд Фаркуад был фактически с него срисован и наделен комплексами, которые видел в бывшем боссе Катценберг. Это буквально квинтэссенция ненависти к Disney.
«Шрек» вышел на большие экраны в 2001 году и взорвал кинопрокат. Революционный и постмодернистский, мультфильм беспощадно прошелся по поп-культуре и заработал в прокате почти полмиллиарда долларов. Он даже сумел завоевать первый в истории «Оскар» за лучший полнометражный анимационный фильм (награду начали вручать только в 2002 году), отобрав лавры победителя у «Корпорации монстров» и подсказав руководителям DreamWorks новое направление развития. Зритель хотел веселья, а не морали, компьютерной анимации, а не классической рисовки. Дело оставалось за малым — подтвердить свои амбиции новыми проектами.
Укреплять позиции студия начала с сиквела «Шрека», который оказался намного успешнее оригинала, собрав в прокате почти миллиард, что для мультфильма первой половины нулевых было огромной удачей. Прибыльная франшиза освободила руки продюсерам и позволила экспериментировать дальше. Однако далеко не каждая проба пера приносила ожидаемые плоды. Так, к примеру, «Подводная братва» (2004) и «Лесная братва» (2006) хоть и не стали кассовыми провалами, но получили сдержанные отзывы критики — юмор, превалирующий в обеих картинах, напрочь затмевал драматическую составляющую.
Если в «Шреке» такой фокус еще удивлял, то в более поздних работах зрители мечтали видеть занимательные, но воодушевляющие истории
110 лучших сказочных фильмов для детей и взрослых
Time Out предлагает вспомнить, какие фильмы на протяжении 100 лет кинематографа переносили нас во вселенную волшебства: сказки из периода немного кино, советские, европейские и современные голливудские ленты, снятые как по мотивам книг, комиксов и народных произведений, так и по оригинальным сценариям.
Побег из зоопарка
Мультфильмом, который соответствовал большинству запросов аудитории, стал «Мадагаскар» (2005). Анимационная лента о четырех закадычных друзьях-животных, обитающих в нью-йоркском запарке, моментально сумела завоевать зрительскую любовь, поскольку сочетала в себе взрослые проблемы самоидентификации и остроумный сценарий. Позже герои «Мадагаскара» будут вытаскивать студию из многочисленных финансовых ям: сиквел, например, выйдет в 2008 году аккурат во время мирового финансового кризиса.
Во время создания «Мадагаскара» анимационное подразделение DreamWorks, уже тогда имевшее огромную фанатскую базу и признаки уникальной бизнес-модели, было выделено в самостоятельную компанию — DreamWorks Animation SKG. Ее возглавил Джеффри Катценберг, а Спилберг и Геффен остались в качестве инвесторов и консультантов.
Правда, самостоятельность длилась недолго — уже через полтора года студия была продана концерну Viacom.
В 2006 году из-за творческих разногласий прекратилось сотрудничество с Aardman Animations — правда, Катценберг едва ли об этом пожалел. Пластилиновые мультфильмы были в основном имиджевыми проектами, и если лента «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» (2005) заработала студии и деньги, и «Оскар» за лучший анимационный фильм, то у «Смывайся!» (2006) дела обстояли намного хуже. Раздутый производственный бюджет этой картины принес компании одни убытки.
Крадущаяся панда, затаившийся дракон
Отказ от работы с пластилиновой мультипликацией позволил студии сконцентрироваться на единственном оставшемся направлении — трехмерной анимации. В 2007 году студия объявила о том, что все будущие мультфильмы, начиная с «Монстров против пришельцев» (2009) будут выходить в формате 3D.
Time Out помнит все! Интервью с Катценбергом 2009 года
Но перед этим компания выпустила еще один знаковый мультфильм, впоследствии переросший в успешную франшизу — «Кунг-Фу панда» (2008). Идея ленты возникла еще в 2004 году, когда студия решила обратиться к китайской истории и культуре. Мультфильм должен был стать пародией на культовые восточные боевики и порадовать публику хорошими гэгами. Однако после не слишком удачной «Подводной братвы» продюсеры решили пересмотреть свои планы и изменить концепцию будущей картины.
Для них было важно не только вдоволь посмеяться над боевыми искусствами, но и создать сильную историю, которая имела бы тесную связь с китайской культурой. Долгая подготовка к созданию ленты, изучение китайской архитектуры, живописи и скульптуры не прошли даром — «Кунг-Фу панда» вышел в прокат летом 2008 года, за месяц до начала Олимпиады в Пекине, и смог привлечь в кинотеатры большое количество зрителей по всему миру. Особенно тепло мультфильм был принят в Китае, что очень необычно для анимационных фильмов об этой стране, сделанных в США (к примеру, «Мулан» десятью годами ранее китайцам не понравился). Невероятный успех проекта открыл дорогу к главному драматическому хиту DreamWorks 2010-х.
Серию книг «Как приручить дракона» британской писательницы Крессиды Коуэлл руководители компании заметили еще в 2004 году. Долгие шесть лет потребовались студии, чтобы создать удивительно глубокую картину о трогательной дружбе опасного дракона Беззубика и мечтательного подростка Иккинга. За годы, прошедшие с момента запуска проекта, сюжет и персонажи мультфильма несколько раз менялись и дорабатывались, а анимация за это время шагнула вперед. «Как приручить дракона» стал прорывным фильмом для Dreamworks.
После художественного успеха «Кунг-Фу панды» студия вновь обратила внимание на определяющую важность драматической составляющей. Немного поумерив количество юмора в сценарии, режиссеры Дин ДеБлуа и Крис Сандерс сделали из мультфильма идеально сбалансированный проект. Интересно, что в «Как приручить дракона» нет злодея — это еще одна важная особенность ленты, выделяющая ее среди множества других работ.
Картина создавалась ведущими аниматорами с использованием новейших технологий — большинство пейзажей писались с натуры, со светотеневым рисунком работал оператор Роджер Дикинс, поэтому реалистичность стала конкурентным преимуществом ленты.
Шедевр, который всех погубил
Казалось бы, запуск франшиз такого уровня автоматически открывал перед DreamWorks необъятные возможности для реализации лучших идей в новом десятилетии. Поначалу так и было — оригинальные мультфильмы студии хоть и не выстреливали так, как раньше, но все равно окупались в прокате. «Мегамозг» (2010) и «Семейка Крудс» (2013) в разной степени придерживались новой мультипликационной модели компании — отчаянно развлекали зрителя, не забывая о воспитательных функциях. Однако лучшим оригинальным мультфильмом начала 2010-х для студии стали «Хранители снов» (2012).
В нем создатели попытались отыскать новый внутренний вектор развития мультипликации. В сравнении с предыдущими работами, юмора стало совсем мало, зато картину наделили недетскими моральными дилеммами, создав по-настоящему мрачный мир во главе со злодеем, Кромешником, который пытается похитить самое ценное — детские мечты. Для того чтобы противостоять необычному злу, фольклорные персонажи (Санта-Клаус, Пасхальный кролик, Песочный человек и Зубная фея) объединяются в команду и пытаются защитить детские надежды.
Это был настоящий шедевр анимации, получивший отличную критику. Но чрезвычайно мрачная атмосфера оттолкнула многих зрителей, и лента собрала в прокате значительно меньше ожидаемого.
С каждым новым проектом бюджеты, выделяемые студией на их разработку, увеличивались, а в самой компании наступил кризис идей. Да, отголоски давно запущенных франшиз все еще давали результат, но фактически и «Шрек», и «Мадагаскар» уже исчерпали себя — их создателям становилось все труднее рассказывать новые истории, происходящие со старыми персонажами. «Шрек навсегда» (2010), «Кот в сапогах» (2011), «Мадагаскар 3» (2012) и «Пингвины Мадагаскара» (2014) в художественном смысле уже не могли поддерживать высоко поднятую студией планку качества и добивались прокатного успеха скорее по инерции. Получше дела обстояли с франшизами «Кунг-Фу панда» и «Как приручить дракона»: их создателям удавалось находить удачные сюжетные решения и пути развития ключевых персонажей в продолжениях.
Проигранная дуэль
Поставленная руководством студии задача выпускать по несколько мультфильмов в год сказалась, прежде всего, на оригинальных проектах. Сильнейшими ударами по компании стали кассовые неудачи вышедших с интервалом в шесть месяцев лент «Турбо» (2013) и «Приключений мистера Пибоди и Шермана» (2014), которые все дальше отдалялись от выбранной студией стратегии. Тогда казалось, что эти мультфильмы стали лишь небольшим экспериментом — упрощение сюжетов и персонажей расценивалось как сиюминутное заигрывание с новой, более молодой аудиторией. Потом стало ясно, что будущие работы DreamWorks будут следовать тем же ориентирам. В 2016 году после нескольких финансовых провалов некогда главный соперник Disney был продан крупнейшей киностудии Universal Pictures.
У руля DreamWorks должен был встать Крис Меледандри — создатель «Гадкого Я». Джеффри Катценберг покинул свое детище и стал заниматься другими проектами, не связанными с анимацией. Такое решение негативно сказалось на качестве выпускаемых мультфильмов. Ленты, вышедшие после поглощения, стали еще более простыми и заточенными под самую молодую аудиторию. Вместе с этим было потеряно и конкурентное преимущество, долгие годы помогавшее студии удерживать значительную долю рынка — уникальный баланс юмора и сюжетной глубины, позволявший интересно рассказывать по-настоящему важные и серьезные истории. «Дом» (2015), «Тролли» (2016), «Капитан Подштанник» (2017) и «Босс-молокосос» (2017) явились яркими примерами новой политики студии и точно не добавили ей очков.
Современный DreamWorks попросту не готов конкурировать с Disney. Студия, построенная на ненависти к анимационному монополисту, долгие годы придерживалась уникального пути. Он заключался в создании универсальных мультфильмов, воспитывающих молодую аудиторию и радующих взрослую. Сегодня эту дорогу будто бы замело — с окончанием франшизы «Как приручить дракона» у DreamWorks не осталось ни одного смелого драматического проекта. Впереди студию ожидают тяжелые времена, и вряд ли в ближайшие годы она сможет вернуться на привычный уровень. Дуэль с Disney проиграна — во всяком случае, так кажется сейчас.