Типа крутой режиссер. Все игровые фильмы Эдгара Райта от худшего к лучшему | Кино | Time Out

Типа крутой режиссер. Все игровые фильмы Эдгара Райта от худшего к лучшему

Дмитрий Евстратов   18 апреля 2023
11 мин
Типа крутой режиссер. Все игровые фильмы Эдгара Райта от худшего к лучшему
Эдгар Райт. Фото: Legion-media.ru
18 апреля режиссеру Эдгару Райту исполняется 49 лет. В своих фильмах британский постановщик смеется над жанровыми клише, едва ли не активнее и ярче всех в современном кино пользуется преимуществами монтажа и рушит все мыслимые и немыслимые каноны. Time Out поздравляет Эдгара Райта с Днем рождения и вспоминает все его полнометражные игровые фильмы в формате «от худшего к лучшему».

5 место – «Пригоршня пальцев» (1995)

Кадр из фильма «Пригоршня пальцев»

Режиссерский дебют Райта состоялся еще в школе. Вместе с друзьями он снимал короткометражные ленты, абсурдно пародирующие популярные жанры и фильмы.

К 21 году, только-только окончив арт-колледж, он дошел до своего первого полного метра – комедии «Пригоршня пальцев». Объектом полупрофессиональной насмешки, как ясно из названия, стал спагетти-вестерн Серджио Леоне «За пригоршню долларов».

Действие фильма происходит в родном для Райта графстве Сомерсет. Молчаливый безымянный герой – эдакий Клинт Иствуд в интерпретации друга детства режиссера Грэма Лоу – вместе со своим спутником-оруженосцем по прозвищу Открытая рана разыскивает злодея по кличке Косой, укравшего у них лошадь.

«Пригоршня пальцев» родилась из школьной короткометражки практически без бюджета: 15 тысяч долларов – это разве деньги для полного метра? Дешевый реквизит, накладные усы главных героев, визуальный юмор (половина шуток вызывает гомерический смех, а другая – испанский стыд), музыкальные и монтажные оммажи Эннио Морриконе и Серджио Леоне – все в этой наглой, старательной и комичной пародии с потрохами выдавало Райта как будущего главного жанрового деконструктора в британском кино. Хотя смотреть «Пригоршню пальцев» иногда все-таки мучительно. Дебют явно не из тех фильмов, которые стоит бросаться смотреть даже поклонникам режиссера, – это скорее акт о намерениях, тизер будущих творческих достижений Райта.

Картина вышла на видеокассетах и на одном из спутниковых телеканалов, но все равно была замечена комиками Мэттом Лукасом и Дэвидом Уолльямсом. Те пригласили Райта для работы над своими проектами, благодаря которым режиссер познакомился с дуэтом Саймона Пегга и Ника Фроста, оказавшим впоследствии огромное влияние на творчество постановщика.


4 место – «Прошлой ночью в Сохо» (2021)

Кадр из фильма «Прошлой ночью в Сохо». Фото: Legion-media.ru

Молодая Элоиза переезжает в Лондон из села, чтобы поступить в колледж моды. Мечтательная девушка тут же сталкивается с городской реальностью – шумное и циничное столичное общество отказывается от нее.

Элоиза вынуждена переехать в старенькую комнатку к пожилой хозяйке. В первую же ночь она видит реалистичный сон, в котором переносится в бурные 1960-е и становится блондинкой Сэнди (Аня Тейлор-Джой), мечтающей о карьере певицы в одном из клубов квартала Сохо. Впечатленная сном Элоиза решает превратиться в уверенную в себе Сэнди и в реальной жизни, полностью меняя свой облик. Но будущие сны докажут ей, что это была большая ошибка.

Психологический хоррор «Прошлой ночью в Сохо» на данный момент является последним фильмом Райта и сильно отличается от других его работ. По крайней мере, от «трилогии Корнетто» и «Скотта Пилигрима» – смех уступает место сложносочиненному жанровому вихрю, подражающему то британским хоррорам 1960-х, то Роману Полански, то итальянским джалло. Технически «Прошлой ночью в Сохо» – все еще синефильская открытка от большого автора без иронии и дешевых декораций дебютных фильмов, зато с привычным виртуозным монтажом и блестящей работой со светом и камерой.

Райт сознательно уходит от себя старого, постмодернистского режиссера-инфантила, к себе новому – влюбленному в романтику 1960-х и сочетающему ее с веяниями новой этики. Такой творческий поиск не то чтобы расстраивает, а озадачивает – неужели Райт, пусть и частями, понемногу, но теряет свою ребяческую самобытность, проделывая тот же путь, что и герои всех его фильмов?


3 место – «Малыш на драйве» (2017)

Кадр из фильма «Малыш на драйве»

Не секрет, что Эдгар Райт – меломан. Он обожает музыку, ежегодно собирает огромные списки лучших композиций, снимает документальные ленты о музыкантах («Братья Спаркс», 2021) и даже делает музыку отдельным главным героем своих фильмов. Ярче всего это проявляется в бешеном упражнении в технике монтажа под названием «Малыш на драйве».

Будучи ребенком, парень по прозвищу Малыш попал в страшную автомобильную аварию, потеряв родителей. С тех пор он испытывает серьезные проблемы со слухом – чтобы заглушить шум, он носит наушники и слушает стильную музыку. Она приносит в жизнь Малыша драйв. Именно поэтому он обожает быструю езду и работает водителем, который помогает бандитам скрываться с места преступления. На одном из дел он знакомится с красивой официанткой и влюбляется в нее. А любовь, как известно, делам помеха. Особенно, если эти дела преступные.

«Малыш на драйве» – первый фильм в карьере Райта, в котором он решился отойти от абсурда и иронии над жанровым кино. Режиссер к нему фактически примкнул, сняв сюжетно простенький боевик, полностью подчиненный одной-единственной концепции, как нолановский «Довод». Музыка в картине становится вторым главным героем, не менее важным, чем сам Малыш. Каждый побег от полицейских, каждый поход в кофейню — любое действие Малыша сопровождается конкретной мелодией, темп которой идеально совпадает с темпом происходящего на экране.

Ленту можно включать в лекции по монтажу и саунд-дизайну, ведь в ней Райт превосходит сам себя. Из довольно прозаичных перестрелок, погонь и предательств он собирает динамичный экшен-мюзикл – явно не самый обычный жанр в кино.



2 место – «Скотт Пилигрим против всех» (2010)

Кадр из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Не все картины режиссера легко попадают в категорию культовых, но «Скотт Пилигрим против всех», кажется, застолбил за собой первую строчку в райтовском списке. В этой романтической экшен-комедии постановщик предвосхищает бум фильмов по комиксам, стилизует это кино так, как не делал никто раньше, и улавливает поп-культурный код целого поколения, выросшего на инди-роке, видеоиграх и всем, что помогает осуществить мечту миллениалам-эскапистам.

Скотту Пилигриму – 22 года. Он играет на бас-гитаре в рок-группе Sex Bob-Omb и встречается со школьницей Найвз Чау. Эти отношения почти заходят в тупик, когда Скотт знакомится с девушкой-курьером Рамоной Флауэрс. Для того чтобы встречаться с ней, сначала необходимо победить каждого из семерых ее бывших, а там сплошь и рядом злые ребята: самовлюбленный актер, веган, скейтбордист и другие – в общем, все ролевые модели миллениалов. Только справившись с ними, Скотт может рассчитывать на взаимность Рамоны.

Выйди «Скотт Пилигрим против всех» на экраны сегодня, а не тринадцать лет назад, он, вероятно, был бы таким же метаироничным феноменом, как «Все везде и сразу». Райт не просто помещает на экран историю, рассказанную в одноименном комиксе Брайана Ли О’Мэлли, он фактически снимает фильм-комикс, в котором сюжет первоисточника соединяется с его формой.

На первый план вновь выходит искусство монтажа: всплывающие надписи на экране, разделение экрана на комиксовые панели, оригинальные склейки, по щелчку пальца меняющие время и место действия, атмосферу и настроение героев. Но за этой формой скрыта все та же привычная для фильмов Райта история взросления – превращение кидалта во взрослого человека, отвечающего за свои поступки.


1 место – Трилогия «Кровь и мороженое» («Корнетто»): «Зомби по имени Шон» (2004), «Типа крутые легавые» (2007), «Армагеддец» (2013)

Ранжировать фильмы из трилогии «Корнетто» – задача не из легких. Да и нужно ли это, когда Эдгар Райт одинаково успешно прячет комедию отношений внутри ленты о зомби-апокалипсисе, полицейского боевика и научно-фантастической сказки о друзьях-собутыльниках?

«Зомби по имени Шон»

Кадр из фильма «Зомби по имени Шон»

Все началось в 2004 году с хоррор-пародии «Зомби по имени Шон». Для полноценного кинотеатрального дебюта (если вынести за скобки «Пригоршню пальцев», так и не попавшую в прокат) Райт обратился к своим друзьям по сериалу «Долбанутые» Саймону Пеггу и Нику Фросту. Первый помог написать сценарий и снялся в главной роли, а второй дополнил центральный дуэт.

Пегг играет 29-летнего инфантила Шона, который днем работает продавцом-консультантом, а вечером зависает в видеоиграх со своим закадычным другом Эдом. Шон также встречается с девушкой по имени Лиз, требующей его наконец-то повзрослеть. В этом цейтноте Шон совсем не замечает, что на улице начинается настоящий зомби-апокалипсис. Полчища живых мертвецов окружают их с Эдом дом, и им, хочешь не хочешь, придется отлипнуть от экрана, чтобы спасти себя и своих близких.

«Зомби по имени Шон» – лихое смешение легкой романтической комедии с зомби-хоррором, в котором герою предстоит взрослеть, одновременно принимая ребенка в себе. Именно в первой части трилогии «Корнетто» – фильмов, объединенных разными вкусами знаменитого мороженого, они появляются в маленьких сценах во всех трех картинах – Райту удается заявить о себе как о режиссере-пародисте во всеуслышание. Здесь мы впервые в творчестве постановщика сталкиваемся с бодрым монтажом, ярким смешением буффонады немого кино и эксцентрической комедии.

«Типа крутые легавые»

Кадр из фильма «Типа крутые легавые»

То же самое, только в другой обертке (конечно, мороженого «Корнетто»), режиссер проделывает и во втором фильме трилогии, комедии «Типа крутые легавые». С зомби-апокалипсисом дуэт Пегга и Фроста кое-как справился, а справятся ли они с тайным обществом, контролирующим жизнь провинциального английского городка Сэнфорд? В этот раз герой Пегга уже никакой не инфантил (от подростка у него только юношеский максимализм), а, напротив, заслуженный полицейский, который «слишком хорош» для работы в большом городе. Его направляют в глухое село, где на первый взгляд ничего не происходит. Там он знакомится со своим напарником Дэнни, мечтающим о бурной и взрывной жизни полисмена-героя, и вместе они расследуют череду странных убийств.

Райт и Пегг взялись за «Типа крутых легавых» основательно: отсмотрели кучу полицейских бадди-муви, пообщались с несколькими десятками стражей порядка и, в конце концов, сняли потрясающую пародию, которой позавидовали бы режиссеры многих полицейских детективов и боевиков. Гэгов тут так много, что некоторым из них сложно оставаться незаметными. Какие-то Райт выводит на первый план, как чеховское ружье с отсылкой на боевик «На гребне волны», а какие-то остаются скрытыми от беглого взгляда.

Смеха и жанровой наглости в «Типа крутых легавых» еще больше, чем в предыдущей части трилогии, и эта метаирония поражает так же сильно, как картины Уэса Андерсона. Вероятно, поэтому Райту, как и Андерсону, удалось привлечь на небольшие роли больших актеров: Билла Найи, Кейт Бланшетт и Тимоти Далтона.

«Армагеддец»

Кадр из фильма «Армагеддец»

В завершающей части трилогии, научно-фантастической комедии «Армагеддец» к Пеггу и Фросту добавилась троица экранных друзей в исполнении Мартина Фримана, Пэдди Консидайна и Эдди Марсана. Впятером они образуют группу школьных друзей, решивших повторить подвиг «Золотая миля». В молодости забег по двенадцати пабам за одну ночь им не удался, второй шанс представился спустя много лет – сорокалетний инфантил Гарри (Пегг) собирает друзей в маленьком английском городке, чтобы повторить флешмоб и добраться до финального паба под названием «Конец света». Впрочем, до «Конца света» они доберутся чуть раньше, когда узнают, что город захватили инопланетяне-роботы.

Проблематика и нарратив «Армагеддца» ближе к «Зомби по имени Шон», но градус безумия в третьей части поднимается еще выше. Причем начинается все довольно спокойно: кидалт собирает друзей, они ругаются, потихоньку закрывают гештальт. Вроде бы отличная трагикомедия в духе «Еще по одной». Но затем случается резкий разворот – Райт открывает портал в жанровое кино и разгоняет свой фильм до максимальных скоростей. Драки в баре, еще не ставшие мейнстримом вместе с Kingsman’ом, реками льющаяся голубая кровь, предательства, чудесные спасения – абсурда хватит на несколько фильмов вперед.

Однако режиссеру это не слишком интересно. Вкусы «Корнетто» закончились, да и с пародиями он решил расстаться – в этом жанре он уже преуспел, пора развиваться в других направлениях. Тем более задачи дотянуться до «Монти Пайтона» у него никогда не стояло, а из Пегга и Фроста и так получился образцовый комедийный кинодуэт.