10 фактов об «Экипаже». Фильм-катастрофа с элементами сказки, который мог и не состояться
Изначально у «Экипажа» было другое название
К концу семидесятых Александр Митта был уже опытным режиссером: он снял несколько очень успешных картин — «Друг мой, Колька», «Гори, гори, моя звезда» и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Но ему всегда хотелось снять какое-то эпичное зрелище — что-то вроде тех фильмов, которые выпускал Голливуд и которые в СССР не показывались.
«Я всегда мечтал снять зрелищное кино со множеством спецэффектов. Хотелось настоящий “инженерный проект” соорудить: я же в прошлом архитектор».
Идея начала обретать форму, когда Митта узнал об экранизации романа Артура Хейли «Аэропорт», ставшая на Западе мега-хитом и до отечественных кинотеатров не доехавшая. Режиссер решил снимать фильм-катастрофу (хотя этого жанра в СССР как бы не существовало) и сделать героями советских летчиков. С этой задумкой он пришел к сценаристам Юлию Дунскому и Валерию Фриду, а те привлекли к работе в качестве консультанта известного авиаинженера Бориса Уриновского. И вскоре появился сценарий, который назывался «Запас прочности».
Однако, когда фильм уже был в работе, название пришлось поменять: прокатчики в один голос заговорили, что на «Запас прочности» никто не пойдет. Тогда Митта объявил в группе негласный конкурс: пообещал денежное вознаграждение тому, кто придумает что-то эффектное. Интересных вариантов не появилось, и в итоге Александр Наумович предложил собственное название — «Экипаж».
Работу над «Экипажем» могли закрыть еще до начала съемочного процесса
Режиссеры того времени привыкли иметь дело с цензурой, однако в данном случае основным препятствием — как ни странно! — стало Министерство гражданской авиации. Там узнали, что Митта снимает «крамолу» с участием советского самолета — и схватились за голову.
«Крушение нашего самолета?! Да это же невозможно! — кричали в Министерстве. — Наши “птички” самые надежные в мире! Они никогда не ломаются! Это клевета! Да и безопаснее “Аэрофлота” ничего быть не может!».
Под эти возмущенные вопли пришлось подстраиваться. Чтобы работу над фильмом не остановили, сценаристы придумали природную катастрофу в вымышленном африканском городе Бидри и сделали так, что самолет выходил из строя не сам по себе, а из-за «обстоятельств непреодолимой силы».
Также чиновников от авиации пришлось убеждать в том, что фильм будет прославлять героизм советских летчиков, а не клеветать на них. К счастью, такая тактика сработала — и заместитель министра гражданской авиации Сергей Павлов — даже стал одним из консультантов картины.
Самолеты для съемок было достать очень непросто
Митта понимал, что больших денег на фильм ему вряд ли дадут, поэтому надеялся по максимуму удешевить производство при помощи поддержки «Аэрофлота». В итоге он подал заявку на весьма скромную сумму для проектов такого масштаба — всего 1,5 миллиона рублей. Но ему выделили на 250 тысяч меньше. Пришлось «ужиматься».
К счастью, Сергей Павлов дал «добро» на бесплатные съемки в аэропортах: это было серьезным подспорьем. Кроме того, он пообещал съемочной группе найти подходящие самолеты — и тоже без денег. Однако тут вышла заминка. Работающие авиалайнеры никто дать не мог, а списанных Ту-154 нигде не было. Но в конце концов Митте повезло: в новосибирском Толмачево загорелся из-за чьей-то халатности хваленый Туполев (которые, как мы помним, никогда не ломались) — он сильно выгорел, но хвостовая часть практически не пострадала. В Москву его везли по железной дороге недели три.
Однако кабину пилотов тоже нужно было как-то снимать. И тут нашелся другой Ту-154 — из Бориспольского ОАО. Он был отстранен от пассажирских авиаперевозок, потому что в 1976-м во время рейса у него разлилась ртуть. И все же для съемок он вполне годился, поэтому киношники несказанно обрадовались такому «подарку».
В «Экипаже» могли бы сниматься Алексей Петренко, Николай Караченцов и Олег Даль
По задумке Митты командира экипажа Тимченко должен был сыграть Алексей Петренко, но тот отказался практически сразу. Ему показалось, что роль совершенно не для него: ему ближе «деревенская изба, а не эта железная коробка». В итоге его место занял Георгий Жженов.
А вот Николай Караченцов согласился охотно: ему предложили роль второго пилота Ненарокова. Пробы получились отличными, и он был утвержден. Но потом выяснилось, что он сниматься не сможет — у него был слишком плотный график. Актер был много занят в театре, снимался на телевидении и выступал с концертами, поэтому на «Экипаж» мог выделить не более пары дней в неделю. А так как подстраиваться под его расписание возможности не было, Николая Петровича пришлось заменить.
С Олегом Далем получилось еще обиднее. Он уже начал сниматься (хотя было негласное распоряжение его не снимать), но не выдержал психологического напряжения — и слег в больницу. Да и с ролью у него не складывалось. Вот что он говорил.
«Роль не идет, режиссер недоволен, текст не держу, ночами не сплю — психую. В общем, сниматься не могу… Режиссер классный, сценарий классный, но у меня впервые в жизни ничего не выходит. Не могу, поверьте».
К удивлению многих, на его место Александр Митта позвал совсем неизвестного актера — Леонида Филатова. Причем взял без проб. Вот как рассказывал об этом сам режиссер.
«Леонида Филатова я знал давно. Перед “Экипажем” он снялся всего в одном фильме (“Иванцов, Петров, Сидоров”), и там его сняли неудачно. Но я все равно позвал его на пробы, сказав, что буду пробовать его и Даля. Он отказался: сказал, что нет смысла приезжать, ведь я все равно возьму Даля. Но тот заболел, и я снова набрал Филатову: приходи, роль свободна. Но он сперва сам позвонил Далю, выяснил, что за этим нет никаких интриг — и только потом согласился».
Александра Яковлева попала в «Экипаж» случайно
На роль красавицы-бортпроводницы Тамары было несколько претенденток, в том числе Татьяна Догилева. Но в фильм попала дебютантка Александра Яковлева, тогда еще студентка театрального факультета Александра Иванес. Дело было вот так.
Митта шел по коридору «Мосфильма» и столкнулся с незнакомой, очень симпатичной девчонкой, которая ревела навзрыд. Режиссер спросил, что случилось. «Дураки они! Не взяли меня на роль! А ведь я лучше той, которую утвердили!», — ответила рыдающая красавица. Александр Наумович секунду подумал и повел девушку к своей съемочной группе. «Мне кажется, есть смысл устроить ей пробы», — сказал он оператору Валерию Шуваеву. И тот согласился: «Она абсолютно живая, надо брать».
С Александрой Яковлевой на съемках было нелегко
На момент съемок Яковлева была студенткой ЛГИТМиКа. Там, узнав, что она утверждена в фильм Митты, сильно удивились выбору режиссера.
Они прямым текстом посоветовали ему ее не снимать: у девушки была репутация неисправимой прогульщицы, которая не приходит даже на репетиции. Но Митта их не послушал, да и искать новую героиню не было времени.
Тем временем Яковлева действительно начала проявлять характер. Вот, к примеру, только один случай: она вышла на эпизод не в том платье, которое просил режиссер. Пришлось останавливать работу и звать на разборки художницу по костюмам. Та в ответ начинает оправдываться: «Мне Саша сказала, что вы попросили заменить платье». Яковлева, пойманная с поличным, даже не собирается оправдываться: «Я в этом платье больше себе нравлюсь, мне в нем удобнее».
Филатов отказался сниматься обнаженным
Но были в работе с Яковлевой и свои плюсы: к примеру, она легко согласилась сниматься в эротических сценах, разделась без всяких проблем и совершенно не стеснялась камер. А вот Филатов оказался настоящим скромником.
«Леня ужасно страдал. Сначала он не хотел сниматься даже в футболке. Но я начал орать матом, и Филатову пришлось обнажить торс. А вот джинсы он так и не снял: лежал в них под одеялом. А вот Саша не боялась показывать свое прекрасное тело на экране, скакала по павильону, как козочка. Осветитель, засмотревшись на нее, свалился с грохотом откуда-то с высоты — к счастью, не сильно ушибся».
Почти всю эротику из «Экипажа» пришлось вырезать
После съемки эротической сцены пленку отправили в проявку в лабораторию. Александр Митта вспоминает:
«Она получилась совсем не пошлая, наоборот — наивная, веселая. Позднее я собирался смонтировать сцену, вырезав из нее самые рискованные моменты. Но сотрудницы лаборатории, пожилые тети, были в шоке — и кинулись к начальству. Они даже не поняли, что это кадры из фильма: орали, что Митта устраивает в павильонах оргии и снимает на пленку.
Вызвали меня в дирекцию. Комиссия села смотреть пленочку. Время от времени раздавался возглас: “Какой ужас! Это надо немедленно смыть!”. Я с боем уговорил директора “Мосфильма” Николая Сизова не уничтожать сцену, а все-таки позволить мне ее смонтировать. Он уступил: “Дадим режиссеру возможность уложить материал в наши этические нормы”. Я убрал все рискованное. И снова все кричат: “Какой разврат! Какой позор!”. Сократил еще: вырезал процентов 80. Но министр кинематографии Филипп Ермаш опять в ярости: “Мне же это членам политбюро показывать, а у них жены — дамы пожилые”. В итоге от сцены осталась только попа Саши Яковлевой, снятая сквозь аквариум. Хоть это не зарубили».
Была в фильме и еще одна эротическая сцена: с участием летчика Ненарокова и его невесты. Но этот эпизод Митта вырезал самостоятельно без всяких «советов» сверху: побоялся, что фильм попросту закроют.
Александр Митта до сих пор жалеет, что не сумел отстоять финал
По задумке режиссера, у «Экипажа» был другой финал, который он и отснял. В нем героя Георгия Жженова списывали на землю — и он в больнице видел сон: он бежит в пижаме к самолету, а там его ждут фронтовые друзья — совсем молодые. «Ты теперь тоже всегда будешь молодым», — говорят они ему, после чего он садится за штурвал, взлетает и растворяется в небе. А в следующем кадре дочь Тимченко говорит, что отец умер.
«Я смонтировал финал, посмотрел — мурашки побежали по коже. Но Сизов не принял такое решение: “Финал надо вырезать”. Я отказался. И тогда он ткнул пальцем куда-то вверх: “Они не примут! Андрей Смирнов только что снял фильм, главный герой которого умирает. Брежнев посмотрел и раскричался: “Зачем вы снимаете, как старики умирают? На кого намекаете?”.
В итоге на меня начали давить — мол, лишаешь людей премий, фильм положат на полку… И я сдался, все переснял. Так что в новом варианте о смерти Тимченко не говорится. Но первый вариант был сильнее, эмоциональнее, и сейчас я жалею, что тогда не настоял на своем. Ну, полежала бы картина несколько лет на полке, а потом ее все равно бы показали! В дни премьеры мне было горько, я даже радоваться не мог, когда мне говорили про успех “Экипажа”».
Александр Митта считает, что в «Экипаже» есть элементы сказки
Назвать «Экипаж» типичным фильмом-катастрофой нельзя. Он как бы состоит из двух частей: первая — это жизнь летчиков, вторая — как раз крушение самолета. Вот как определяет жанр фильма сам Митта.
«Фильм “Экипаж” окрестили фильмом-катастрофой, а на самом деле это соединение четырех жанров — бытового фильма, мелодрамы, лирической комедии и сказки, попавшей в жанр катастрофы. Да-да, именно сказки, ведь в реальности все было бы несколько по-другому. Как бы то ни было, я очень люблю этот фильм — да и зрители любят».