10 фактов об «Экипаже». Фильм-катастрофа с элементами сказки, который мог и не состояться | Кино | Time Out

10 фактов об «Экипаже». Фильм-катастрофа с элементами сказки, который мог и не состояться

Вера Аленушкина   12 мая 2023
11 мин
10 фактов об «Экипаже». Фильм-катастрофа с элементами сказки, который мог и не состояться
Кадр из фильма «Экипаж» . Фото: Legion-media.ru
12 мая 1980 года в советских кинотеатрах было шумно: на экраны вышел «Экипаж» Александра Митты. Ничего похожего в СССР не снимали, о существовании жанра фильма-катастрофы зрители узнали впервые. Съемки, однако, оказались делом нелегким. Time Out собрал интересные факты о них — и готов поделиться подробностями.

Изначально у «Экипажа» было другое название

Кадр из фильма «Экипаж». Фото: Legion-media.ru

К концу семидесятых Александр Митта был уже опытным режиссером: он снял несколько очень успешных картин — «Друг мой, Колька», «Гори, гори, моя звезда» и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Но ему всегда хотелось снять какое-то эпичное зрелище — что-то вроде тех фильмов, которые выпускал Голливуд и которые в СССР не показывались.

«Я всегда мечтал снять зрелищное кино со множеством спецэффектов. Хотелось настоящий “инженерный проект” соорудить: я же в прошлом архитектор».

Идея начала обретать форму, когда Митта узнал об экранизации романа Артура Хейли «Аэропорт», ставшая на Западе мега-хитом и до отечественных кинотеатров не доехавшая. Режиссер решил снимать фильм-катастрофу (хотя этого жанра в СССР как бы не существовало) и сделать героями советских летчиков. С этой задумкой он пришел к сценаристам Юлию Дунскому и Валерию Фриду, а те привлекли к работе в качестве консультанта известного авиаинженера Бориса Уриновского. И вскоре появился сценарий, который назывался «Запас прочности».

Однако, когда фильм уже был в работе, название пришлось поменять: прокатчики в один голос заговорили, что на «Запас прочности» никто не пойдет. Тогда Митта объявил в группе негласный конкурс: пообещал денежное вознаграждение тому, кто придумает что-то эффектное. Интересных вариантов не появилось, и в итоге Александр Наумович предложил собственное название — «Экипаж».


Работу над «Экипажем» могли закрыть еще до начала съемочного процесса

Кадр из фильма «Экипаж». Фото: Legion-media.ru

Режиссеры того времени привыкли иметь дело с цензурой, однако в данном случае основным препятствием — как ни странно! — стало Министерство гражданской авиации. Там узнали, что Митта снимает «крамолу» с участием советского самолета — и схватились за голову.

«Крушение нашего самолета?! Да это же невозможно! — кричали в Министерстве. — Наши “птички” самые надежные в мире! Они никогда не ломаются! Это клевета! Да и безопаснее “Аэрофлота” ничего быть не может!».

Под эти возмущенные вопли пришлось подстраиваться. Чтобы работу над фильмом не остановили, сценаристы придумали природную катастрофу в вымышленном африканском городе Бидри и сделали так, что самолет выходил из строя не сам по себе, а из-за «обстоятельств непреодолимой силы».

Также чиновников от авиации пришлось убеждать в том, что фильм будет прославлять героизм советских летчиков, а не клеветать на них. К счастью, такая тактика сработала — и  заместитель министра гражданской авиации Сергей Павлов — даже стал одним из консультантов картины.


Самолеты для съемок было достать очень непросто

Самолет Ту-154Б борт СССР-85179, «снявшийся« в некоторых сценах фильма. Фото: Wikipedia. Автор: Michel Gilliand

Митта понимал, что больших денег на фильм ему вряд ли дадут, поэтому надеялся по максимуму удешевить производство при помощи поддержки «Аэрофлота». В итоге он подал заявку на весьма скромную сумму для проектов такого масштаба — всего 1,5 миллиона рублей. Но ему выделили на 250 тысяч меньше. Пришлось «ужиматься».

К счастью, Сергей Павлов дал «добро» на бесплатные съемки в аэропортах: это было серьезным подспорьем. Кроме того, он пообещал съемочной группе найти подходящие самолеты — и тоже без денег. Однако тут вышла заминка. Работающие авиалайнеры никто дать не мог, а списанных Ту-154 нигде не было. Но в конце концов Митте повезло: в новосибирском Толмачево загорелся из-за чьей-то халатности хваленый Туполев (которые, как мы помним, никогда не ломались) — он сильно выгорел, но хвостовая часть практически не пострадала. В Москву его везли по железной дороге недели три.

Однако кабину пилотов тоже нужно было как-то снимать. И тут нашелся другой Ту-154 — из Бориспольского ОАО. Он был отстранен от пассажирских авиаперевозок, потому что в 1976-м во время рейса у него разлилась ртуть. И все же для съемок он вполне годился, поэтому киношники несказанно обрадовались такому «подарку».


В «Экипаже» могли бы сниматься Алексей Петренко, Николай Караченцов и Олег Даль

Кадр из фильма «Экипаж»

По задумке Митты командира экипажа Тимченко должен был сыграть Алексей Петренко, но тот отказался практически сразу. Ему показалось, что роль совершенно не для него: ему ближе «деревенская изба, а не эта железная коробка». В итоге его место занял Георгий Жженов.

А вот Николай Караченцов согласился охотно: ему предложили роль второго пилота Ненарокова. Пробы получились отличными, и он был утвержден. Но потом выяснилось, что он сниматься не сможет — у него был слишком плотный график. Актер был много занят в театре, снимался на телевидении и выступал с концертами, поэтому на «Экипаж» мог выделить не более пары дней в неделю. А так как подстраиваться под его расписание возможности не было, Николая Петровича пришлось заменить.

С Олегом Далем получилось еще обиднее. Он уже начал сниматься (хотя было негласное распоряжение его не снимать), но не выдержал психологического напряжения — и слег в больницу. Да и с ролью у него не складывалось. Вот что он говорил.

«Роль не идет, режиссер недоволен, текст не держу, ночами не сплю — психую. В общем, сниматься не могу… Режиссер классный, сценарий классный, но у меня впервые в жизни ничего не выходит. Не могу, поверьте».

К удивлению многих, на его место Александр Митта позвал совсем неизвестного актера — Леонида Филатова. Причем взял без проб. Вот как рассказывал об этом сам режиссер.

«Леонида Филатова я знал давно. Перед “Экипажем” он снялся всего в одном фильме (“Иванцов, Петров, Сидоров”), и там его сняли неудачно. Но я все равно позвал его на пробы, сказав, что буду пробовать его и Даля. Он отказался: сказал, что нет смысла приезжать, ведь я все равно возьму Даля. Но тот заболел, и я снова набрал Филатову: приходи, роль свободна. Но он сперва сам позвонил Далю, выяснил, что за этим нет никаких интриг — и только потом согласился».


Александра Яковлева попала в «Экипаж» случайно

Александра Яковлева в фильме «Экипаж». Фото: Legion-media.ru

На роль красавицы-бортпроводницы Тамары было несколько претенденток, в том числе Татьяна Догилева. Но в фильм попала дебютантка Александра Яковлева, тогда еще студентка театрального факультета Александра Иванес. Дело было вот так.

Митта шел по коридору «Мосфильма» и столкнулся с незнакомой, очень симпатичной девчонкой, которая ревела навзрыд. Режиссер спросил, что случилось. «Дураки они! Не взяли меня на роль! А ведь я лучше той, которую утвердили!», — ответила рыдающая красавица. Александр Наумович секунду подумал и повел девушку к своей съемочной группе. «Мне кажется, есть смысл устроить ей пробы», — сказал он оператору Валерию Шуваеву. И тот согласился: «Она абсолютно живая, надо брать».



С Александрой Яковлевой на съемках было нелегко

Александра Яковлева. Кадр из фильма «Экипаж»

На момент съемок Яковлева была студенткой ЛГИТМиКа. Там, узнав, что она утверждена в фильм Митты, сильно удивились выбору режиссера.

Они прямым текстом посоветовали ему ее не снимать: у девушки была репутация неисправимой прогульщицы, которая не приходит даже на репетиции. Но Митта их не послушал, да и искать новую героиню не было времени.

Тем временем Яковлева действительно начала проявлять характер. Вот, к примеру, только один случай: она вышла на эпизод не в том платье, которое просил режиссер. Пришлось останавливать работу и звать на разборки художницу по костюмам. Та в ответ начинает оправдываться: «Мне Саша сказала, что вы попросили заменить платье». Яковлева, пойманная с поличным, даже не собирается оправдываться: «Я в этом платье больше себе нравлюсь, мне в нем удобнее».


Филатов отказался сниматься обнаженным

Леонид Филатов (справа) в фильме «Экипаж»

Но были в работе с Яковлевой и свои плюсы: к примеру, она легко согласилась сниматься в эротических сценах, разделась без всяких проблем и совершенно не стеснялась камер. А вот Филатов оказался настоящим скромником.

«Леня ужасно страдал. Сначала он не хотел сниматься даже в футболке. Но я начал орать матом, и Филатову пришлось обнажить торс. А вот джинсы он так и не снял: лежал в них под одеялом. А вот Саша не боялась показывать свое прекрасное тело на экране, скакала по павильону, как козочка. Осветитель, засмотревшись на нее, свалился с грохотом откуда-то с высоты — к счастью, не сильно ушибся».


Почти всю эротику из «Экипажа» пришлось вырезать

Александра Яковлева и Леонид Филатов. Кадр из фильма «Экипаж»

После съемки эротической сцены пленку отправили в проявку в лабораторию. Александр Митта вспоминает:

«Она получилась совсем не пошлая, наоборот — наивная, веселая. Позднее я собирался смонтировать сцену, вырезав из нее самые рискованные моменты. Но сотрудницы лаборатории, пожилые тети, были в шоке — и кинулись к начальству. Они даже не поняли, что это кадры из фильма: орали, что Митта устраивает в павильонах оргии и снимает на пленку.

Вызвали меня в дирекцию. Комиссия села смотреть пленочку. Время от времени раздавался возглас: “Какой ужас! Это надо немедленно смыть!”. Я с боем уговорил директора “Мосфильма Николая Сизова не уничтожать сцену, а все-таки позволить мне ее смонтировать. Он уступил: “Дадим режиссеру возможность уложить материал в наши этические нормы”. Я убрал все рискованное. И снова все кричат: “Какой разврат! Какой позор!”. Сократил еще: вырезал процентов 80. Но министр кинематографии Филипп Ермаш опять в ярости: “Мне же это членам политбюро показывать, а у них жены — дамы пожилые”. В итоге от сцены осталась только попа Саши Яковлевой, снятая сквозь аквариум. Хоть это не зарубили».

Была в фильме и еще одна эротическая сцена: с участием летчика Ненарокова и его невесты. Но этот эпизод Митта вырезал самостоятельно без всяких «советов» сверху: побоялся, что фильм попросту закроют.


Александр Митта до сих пор жалеет, что не сумел отстоять финал

Кадр из фильма «Экипаж». Фото: Legion-media.ru

По задумке режиссера, у «Экипажа» был другой финал, который он и отснял. В нем героя Георгия Жженова списывали на землю — и он в больнице видел сон: он бежит в пижаме к самолету, а там его ждут фронтовые друзья — совсем молодые. «Ты теперь тоже всегда будешь молодым», — говорят они ему, после чего он садится за штурвал, взлетает и растворяется в небе. А в следующем кадре дочь Тимченко говорит, что отец умер.

«Я смонтировал финал, посмотрел — мурашки побежали по коже. Но Сизов не принял такое решение: “Финал надо вырезать”. Я отказался. И тогда он ткнул пальцем куда-то вверх: “Они не примут! Андрей Смирнов только что снял фильм, главный герой которого умирает. Брежнев посмотрел и раскричался: “Зачем вы снимаете, как старики умирают? На кого намекаете?”.

В итоге на меня начали давить — мол, лишаешь людей премий, фильм положат на полку… И я сдался, все переснял. Так что в новом варианте о смерти Тимченко не говорится. Но первый вариант был сильнее, эмоциональнее, и сейчас я жалею, что тогда не настоял на своем. Ну, полежала бы картина несколько лет на полке, а потом ее все равно бы показали! В дни премьеры мне было горько, я даже радоваться не мог, когда мне говорили про успех “Экипажа».


Александр Митта считает, что в «Экипаже» есть элементы сказки

Кадр из фильма «Экипаж». Фото: Legion-media.ru

Назвать «Экипаж» типичным фильмом-катастрофой нельзя. Он как бы состоит из двух частей: первая — это жизнь летчиков, вторая — как раз крушение самолета. Вот как определяет жанр фильма сам Митта.

«Фильм “Экипаж” окрестили фильмом-катастрофой, а на самом деле это соединение четырех жанров — бытового фильма, мелодрамы, лирической комедии и сказки, попавшей в жанр катастрофы. Да-да, именно сказки, ведь в реальности все было бы несколько по-другому. Как бы то ни было, я очень люблю этот фильм — да и зрители любят».