Рецензия на фильм: «Этерна. Часть первая». Мундир, один мундир

«Этерна. Часть первая». Мундир, один мундир

Клара Хоменко   20 января 2022
6 мин
«Этерна. Часть первая». Мундир, один мундир

На Кинопоиске выходит первая часть экранизации «Отблесков Этерны» Веры Камши. Этот проект изначально должен был стать сериалом, потом превратился в цикл полнометражных фильмов и мог бы стать первым российским фэнтези, способным как-то потягаться с зарубежными аналогами. Time Out посмотрел полуторачасовую «Этерну» и погрузился одновременно в ностальгию и недоумение.


Что происходит в фильме

Юрий Чурсин в роли Рокэ Алвы

400 лет назад в государстве Талиг произошла смена власти: правителей из династии Раканов свергли с престола и вместо них посадили на трон короля из семейства Оллар. Спустя столетия у Раканов все еще есть сторонники, так что происходит крупное восстание, которое возглавляет герцог Окделл. Однако он терпит поражение, его замок разграблен, а сам он убит на дуэли герцогом Рокэ Алвой. Еще через несколько лет сын герцога Ричард отправляется в академию для оруженосцев Лаик, после которой сможет служить при дворе. Сторонники его покойного отца собираются использовать юношу как оружие в новом заговоре против короля.

Между тем на юге Кэртианы, в городе-государстве Агарис, молодой принц Альдо Ракан по-прежнему надеется вернуться на престол Талига. Его верный друг и союзник Робер Эпинэ во всем поддерживает своего государя, но уже не верит, что его планы когда-нибудь сбудутся. Однажды на принца совершают покушение. Альдо и Робер готовы бежать из Агариса, но внезапно находят очень могущественного союзника.


Проект «Этерна»: сказать проще, чем сделать

Романы Веры Камши начали выходить в середине нулевых и вызвали всеобщий восторг: хорошо продуманный мир, лихо закрученные политические интриги, интересные герои. Писательницу сравнивали с Артуро Пересом-Риверте, хотя сами собой напрашивались другие ассоциации — с Джорджем Мартином, который к тому моменту выпустил три тома «Песни льда и пламени», Линн Флевелинг и ее циклом «Ночные странники», Александром Дюма и даже «Одиссеей капитана Блада».

К началу десятых «Отблески Этерны» перестали производить такое уж эпическое впечатление, но это по-прежнему один из самых известных циклов в русскоязычной фантастике.

Вера Камша. Фото: wikimedia

Здесь можно было бы сказать что-то вроде «неудивительно, что именно их решено было экранизировать для Кинопоиска», если бы все не обстояло ровно наоборот. Во-первых, мир Кэртианы — очень сложная и запутанная система. Даже те, кто читал книги последние 15 лет, временами с трудом понимают, что к чему в местной религии и политике. Во-вторых, здесь слишком много героев, которые то появляются из ниоткуда, то проваливаются в никуда. Взамен возникают новые персонажи, которые буквально копируют собой старых. Следить за этим утомительно, уложить в формат фильма — почти нереально. В-третьих, в нашей стране слишком давно не снимали приключенческих картин плаща и шпаги. Последний такой опыт был, помнится, во времена сериала «Графиня де Монсоро» в 1998 году. Наконец, не стоит забывать о фанатах «Отблесков Этерны»: они бурно обсуждали фильм еще на стадии кастинга и вряд ли готовы многое простить экранизации за сам факт ее существования.

В общем, «Этерна» — далеко не самый очевидный и очень рискованный проект. Тем не менее он дожил до своего воплощения — которое, к сожалению, вряд ли можно назвать удачным.


В чем минусы картины

Анар Халилов в роли Альдо Ракана

Это может прозвучать странно, но главная проблема «Этерны» — «Игра престолов». В мире, где есть это шоу, не стоит копировать цифровые виды города у моря настолько топорно, что ненатуральность слепит глаза, словно южное солнце. Явно следует скорректировать закадровый голос, зачитывающий вводную информацию на титрах, как рекламу патриотического боевика на Первом канале.

Наконец, попросту непозволительно беречь прически и костюмы актеров до такой степени, что действие на экране приобретает характер не то театральной сцены, не то ролевого полигона. Одна из бед российского кинопроизводства в том, что в погоне за внешней аутентичностью она упускает из виду то сюжет, то диалоги, то характеры героев, которые буквально никуда не развиваются из танка, восстановленного до детали по чертежам и мемуарам.

На «Этерну» работала целая армия художников, костюмы шили даже для трупов, бои ставили на настоящем оружии — тяжеленном, между прочим, так что актеры потом жаловались на боли во всем теле. Однако это не помогло им сыграть свои роли лучше: иногда диалоги, и без того книжные, просто невозможно слушать — настолько фальшиво они звучат. И самое главное — при всех действительно роскошных вложениях в сеттинг фальшивит сам выстраиваемый мир.

Каждый актер в кадре выглядит так, словно едва выбрался из костюмерной — но это еще полбеды. Настоящая катастрофа в том, что локации создаются и используются бездумно: все эти типовые замки, трактиры и башни мы уже много раз видели в других фильмах, и в рамках проекта они не означают абсолютно ничего. Самый яркий пример — Надор, в котором у владельцев замка Окделлов, как и положено по стереотипу, кругом кружева и бархат, а сложное положение провинции обозначается лишь плохо произнесенным диалогом да тыквами, которые грузят по телегам пришлые солдаты. Из фильма исчезает ужасная бедность Окделлов, которая сильно и глубоко повлияла на характер одного из главных героев этой саги, Ричарда.

Можно ли предположить, чтобы создатели «Игры престолов» упустили такую деталь? Нет. Поэтому их мир и получился живым. У «Этерны» он выглядит так, словно его собирались написать маслом на огромном холсте, а в итоге ограничились вышивкой крестиком в углу простыни.


В чем плюс

К сожалению, достоинством «Этерны» можно признать только ее сценарий, написанный Сергеем Юдаковым. «К сожалению» — потому что вряд ли такое количество умолчаний, сокращений и изменений примут фанаты романов. Для человека же постороннего, который ни разу не открывал книг Камши, разобраться в происходящем будет довольно просто.

Сергей Гилев в роли Отца Германа

Сюжет первой части будущей киносаги представляет собой что-то вроде экспозиции в компьютерной ролевой игре, где герой, прежде чем перейти к приключениям, обязательно получает артефакты от заинтересованных лиц и отправляется из зоны комфорта либо в специальную школу, либо в изгнание. Все события сосредоточены либо на Ричарде Окделле, либо на принце Альдо Ракане и его верном вассале Робере Эпинэ.

Все очень простенько — но запутаться в происходящем невозможно, так что поневоле заинтересуешься загадочными призраками, кардинальскими интригами и ритуалами странных гоганов. Иногда придется примирять интерес со страдающим чувством прекрасного: Павел Крайнов, столь же безупречный эстетически, сколь ненатуральный в своей игре — испытание не для слабонервных. Впрочем, это касается всех актеров «Этерны», кроме Сергея Гилева.

Однако после полутора часов просмотра хочется все же узнать, что было дальше. Уже немало. Другое дело, что до финала надо еще дожить, а сделать это без проблем смогут, пожалуй, только зрители тех самых отечественных сериалов по Александру Дюма, выпущенных почти четверть века назад. Те, кто вырос на «Игре престолов», вряд ли выдержат.