Женщина XXI века из эпохи барокко: 7 фактов о художнице Артемизии Джентилески
Потомственная художница
Артемизия родилась в 1593 году в семье тосканского живописца Орацио Джентилески. Тот был, по свидетельствам современников, грубым распутным транжирой, но смог разглядеть талант дочери. После смерти жены он остался с четырьмя детьми, старшей из которых, Артемизии, было 12 лет. Трех сыновей он принялся обучать в мастерской, но девочке нельзя было в ученики, и Орацио взял единственную дочь в помощницы: готовить холсты, смешивать краски, протирать кисти и копировать работы отца.
Художница не только научилась азам мастерства, но и впитала любовь родителя к стилю Караваджо: Орацио был лично знаком с легендарным мастером. Детство Артемизия провела в мужском мире среди братьев, отца и его коллег и подмастерьев.
Пережила изнасилование и унизительный суд
Отец, еще более убедившись в неоспоримом таланте дочери, передает дальнейшее ее обучение в руки флорентийского художника Агостино Тасси. Тот действительно повлиял на творчество Артемизии, но печальным образом. Заплатив однажды служанке и тайно пробравшись в дом, учитель изнасиловал свою ученицу. Чтобы покарать насильника, родитель обратился в суд. Преступлением Тасси тогда считалось не причинение вреда девушке, а порча имущества, которым она считалась, ее отца и отказ жениться. Для художницы суд оказался крайне травматичным: унизительные допросы, гинекологические осмотры и пытки щипцами для пальцев, чтобы убедиться в ее честности. В итоге обидчик провел в тюрьме лишь восемь месяцев.
Посвятила карьеру теме насилия над женщинами
Уже самая ранняя работа художницы предвосхитила ее печальное будущее. Картину «Сусанна и старцы» Артемизия написала в 17 лет. На ней изображен библейский сюжет, юная девушка отбивается от неприятных и настойчивых мужчин. После несправедливого и тяжелого суда девушка пишет картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», на которой жертва с самым будничным выражением лица обезглавливает насильника. Героев Артемизия писала с себя и своего обидчика. Художница еще несколько раз возвращалась к сюжету с тем же бесстрашием и хладнокровием. Она также изобразила римскую героиню Лукрецию, которая после изнасилования дворянином покончила с собой. На картине «Иаиль и Сисара» женщина также расправляется с мужчиной.
Превзошла отца
В произведениях художницы чувствуется влияние отца и Караваджо, но картины Артемизии гораздо более реалистичные и выразительные. Это совсем не тот случай, когда в оценивании таланта делается скидка на пол. Наоборот, если бы художница родилась не женщиной, она бы стала еще более знаменитой и повлияла на развитие мирового искусства. Кроме уникальной работы со светом, Артемизия удивительно точно передавала настроения героев и создавала энергичные сюжеты, полные жизни. Например, с «Автопортрета в образе святой Екатерины» на зрителя смотрит поразительно живая и современная девушка. Художница также изменила роль женщин в живописи: героини библейских сюжетов на ее картинах — не жертвы обстоятельств, а полноправные участницы.
Использовала мужа, а не он ее
Во времена жизни художницы женщины были фактическим имуществом супругов и не имели таких же прав. Но у Артемизии личная жизнь сложилась противоположным образом. После суда отец поспешно выдал «опозоренную» дочь за посредственного художника Пьерантонио Стиатесси. Судя по всему, он выполнял формальную функцию мужа — ведь в то время в Европе женщинам не разрешалось владеть собственностью и даже быть единственными ответственными за детей, но любви в семье не было.
Супруг даже писал приветственные фразы любовнику жены на письмах. К 1623 году из всех документов и писем исчезли упоминания о муже, и биографы решили, что тогда художница оставила мужа-нахлебника и зажила с дочерью вдвоем, что было необычно смело для той эпохи.
Стала первой женщиной, которую приняли в Академию
С момента своего основания в 1563 году Академия живописного искусства во Флоренции не принимала и не собиралась принимать женщин. Но в 1616-м они взялись обучать свою первую девушку — Артемизию. Это дало художнице не только статус и возможность обучаться техникам, но и сравняло ее в правах с коллегами-мужчинами. Художница без распоряжения мужа тогда не могла брать крупные заказы, покупать холсты и краски и подписывать договор. Статус академика в первой школе искусств Европы сделал эти «радости» более доступными для нее. Артемизия также познакомилась с интересными людьми в Академии, например с Галилео Галилеем. С ученым она вела долгую переписку и пользовалась его знаниями при создании картин.
О художнице забыли на многие века
Распространены случаи, когда великие художники живут в нищете и безвестности, чтобы после смерти стать легендами живописи. Однако Артемизия добилась успеха уже при жизни. Среди ее заказчиков были Людовик XIII, Карл I, Мария Медичи и герцог Баварский. После смерти художницы о ее картинах забыли. Интерес к Джентилески снова появился у публики в ХХ веке. Во многом это было связано с феминистическим движением и попыткой отыскать следы женского влияния в истории искусства.
Сейчас произведения Артемизии продаются за баснословные суммы, например «Лукреция» была продана за 6,1 миллиона долларов в 2019 году. А жизнь художницы бесконечно экранизируется в фильмах и переосмысляется в книгах.
В подготовке материала были использованы фото картин с сайта legion-media.ru