«Какое мне дело, если я кому-то не нравлюсь». 10 фактов о Климе Шипенко
Профессию Клим Шипенко выбрал еще в средней школе
Будущий режиссер «Холопа» и «Текста» родился 16 июня 1983 года в Москве. Его отец — Алексей Шипенко — всю жизнь занимался драматургией: он написал более 40 пьес. Правда, когда Климу исполнилось девять лет, родители развелись — и Шипенко-старший переехал в Германию.
Несмотря на то, что отец писал преимущественно для театра, Клим довольно быстро понял, что кино ему гораздо ближе, чем театральные подмостки. Поэтому в подростковом возрасте он поступил в московскую киношколу. Вот только учеба в ней большого энтузиазма не вызвала.
«Мы смотрели Тарковского, Феллини, Вендерса… А я понимал, что „Люди в черном“ мне как-то ближе. Да и зачем вообще показывать Феллини 14-летним? Или Вендерса? До сих пор помню, как мы смотрели „Положение вещей“ в каком-то неудобном зале, а я, когда мне некомфортно, не воспринимаю вообще ничего. Наверное, именно тогда я впервые подумал: „Если американский кинематограф мне нравится больше, почему я должен обязательно идти поступать во ВГИК? „“.
Дипломную работу Шипенко снимал как оператор
Поняв, что американская кинематография ему ближе, Клим Шипенко в 16 лет уехал по программе обмена на учебу в США. Позднее, в 2002-м, он поступил в Калифорнийский университет в Нортридже на факультет кинопроизводства.
«Разница между российским и американским кинообразованием очень серьезная. В США учат ремеслу, а у нас учат самовыражаться, готовят авторов. Беда в том, что сделать кого-либо автором невозможно: мастер может только направлять своего студента, не более. А у нас и направляют-то чаще всего не туда, куда надо».
На факультете кинопроизводства, куда поступил Шипенко, ему пришлось выбирать специализацию. Причем вариантов было всего три: оператор, звукорежиссер, монтажер. Связано это с тем, что специальность обязательно должна быть технической, а режиссура таковой не считалась.
«Каждый из студентов изучал свою специализацию на практике. Никто не говорил нам: есть такой свет, есть такая линза, есть такая камера, а вот, дети, тележка, смотрите, она едет. Мы должны были сами выставлять свет, сами снимать, сами учиться пользоваться тележкой. И это самый эффективный метод из всех существующих».
Недолго думая, Шипенко выбрал операторское мастерство. Логика была проста: для режиссера оно важнее. Ведь перемонтировать или переозвучить отснятый материал относительно просто. А вот переснять его — сложнее в десятки раз.
Карьеру в России Клим Шипенко начал на телевидении
Заканчивая учебу в университете, Шипенко понял, что в США он не останется: все проекты, которые он начинал разрабатывать, были связаны с Россией. Поэтому он вернулся.
«Довольно быстро выяснилось, что меня тут никто не ждет. А все эти разговоры о нехватке специалистов — не больше, чем болтовня. Никто никого искать не пытается. Поэтому все мои попытки добраться до продюсеров, чтобы показать им свои сценарии, мягко говоря, провалились: меня попросту посылали. В итоге я был вынужден устроиться на телевидение, да и то через знакомых моей мамы. Снимал программу об автомобилях, и творчеством, там, конечно, не пахло. Главное, чтобы машина ехала, — все остальное неважно. Зато я познакомился там с ребятами, у которых была цифровая техника. С их помощью я снял свою первую короткометражку. Она была показана на каком-то немереном количестве фестивалей, однако дело с мертвой точки так и не сдвинулось».
Скандальную сцену из фильма «Текст» актеры снимали самостоятельно
Как бы то ни было, первый полнометражный фильм Шипенко вышел только через несколько лет, в 2009 году. Всерьез же о режиссере заговорили в 2014-м, когда на экранах появился проект со странным названием — «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota». Ну а настоящим прорывом стал «Салют-7», сделавший Клима Шипенко одним из ведущих фильммейкеров российского кино.
Фильм «Текст» с Сашей Петровым в главной роли только подтвердил этот «статус». Однако после премьеры случился скандал: из-за любовной сцены между героями Ивана Янковского и Кристины Асмус зрители обвиняли исполнителей и режиссера во всех смертных грехах. Сам же Клим говорит, что к такой реакции он был готов.
«Если история требует таких сцен, я буду их делать. Если же фильму они не нужны, значит, их там не будет. И я не понимаю людей, кричащих, что этот эпизод можно было бы вырезать. Почему? Секс не является частью нашей жизни?».
Кстати, именно режиссер настоял на том, чтобы актеры снимали эту сцену самостоятельно:
«Я не мог там ходить с камерой, потому что было бы видно, что я хожу с камерой. Эпизод снимался одним планом с разных сторон, поэтому в комнате, кроме актеров, не было вообще никого из съемочной группы, иначе они бы попали в кадр. Более того: телефон не транслировался на мониторы. После дубля я просто смотрел отснятый материал и говорил: „Не та, не та степень откровенности“. В итоге у ребят все получилось только на пятый или шестой раз».
Перед полетом в космос Клим Шипенко написал завещание
Чуть ли не самым резонансным проектом последних нескольких лет стал фильм «Вызов», который частично снимался на орбите. Ради него Клим Шипенко и Юлия Пересильд рискнули полететь в космос.
«Перед полетом серьезно, по-взрослому поговорил со своим старшим сыном. Потом поговорил с женой (актриса и режиссер Соня Карпунина — прим. редакции) и составил завещание. Тем не менее какого-то особого страха у меня не было. Мне кажется, гораздо опаснее ездить по Москве в гололед: в такой ситуации гораздо больше шансов не вернуться домой живым.
Да и чувство страха — это только иллюзия. Ну разделяет меня с космосом несколько миллиметров обшивки. Что изменится, если я начну об этом думать? Да и не было времени переживать об этом. Мы работали постоянно — не до переживаний было совсем».
В космос Клим Шипенко мог и не полететь
Препятствием для режиссера могли бы стать физические данные. В отличие от многих кандидатов, медицинскую комиссию он прошел успешно, но у врачей вызвал опасение его рост и вес. Дело в том, что максимально допустимый рос кандидата в космонавты — 190 см, иначе он просто не поместится в скафандр, и у него будут проблемы с передвижением по орбитальной станции. Рост Клима же — 189 см. Да и лишние килограммы пришлось сбросить.
«Сейчас я вешу 95 килограммов. Когда начиналась медкомиссия, было 105, поэтому пришлось худеть. Но это было относительно несложно: я просто перестал пить крепкий алкоголь, три раза в неделю занимался спортом и начал считать калории. А вот рост доставлял мне серьезные неудобства. Еще бы пару сантиметров — и к полетам меня бы не допустили. И это вовсе не прихоть врачей: я понял это еще во время тренировок. Пять часов в скафандре на тренажерах давались мне с огромным трудом. Юле с ее ростом было гораздо легче».
Снимать на орбитальной станции Климу Шипенко пришлось в шлеме для регби
Невесомость диктует свои законы: человеку крайне трудно контролировать полет своего тела, особенно если у него заняты руки. Климу же приходилось держать камеру и, более того, постоянно лететь спиной вперед. В итоге еще во время тренировок на земле стало понятно, что он будет постоянно врезаться головой в стены орбитальной станции.
«Мы долго думали, что сможет защитить мою голову. Потом стали тестировать разные приспособления и шлемы: любая вещь, отправляемая в космос, должна пройти лабораторные исследования. В итоге, в этом „кастинге“ победил шлем для регби — легкий, компактный, нивелирующий все удары. Благодаря ему моя голова осталась цела, хотя я действительно очень часто бился ею обо все углы».
Прилетев на орбиту, Клим Шипенко практически сразу начал снимать
Космонавты, впервые оказавшиеся на орбите, адаптируются довольно долго — и это время на адаптацию заложено в их график. Но у Шипенко и Пересильд на раскачку времени не было.
«Мы прилетели на станцию за три часа, но адаптацию нам пророчили очень серьезную. Все говорили, что первые три-четыре дня мы будем серьезно мучиться. Мы были к этому готовы, но, к нашему удивлению, этого не случилось. Мы прилетели, поспали и начали вовсю работать. Видимо, организм понял, что у нас есть очень важная задача — и просто запретил себе болеть. Ведь мы с Юлей понимали, что, если мы позволим себе дать слабину, это повредит фильму».
Клим Шипенко никогда не боялся высоты
Режиссер уверен, что полет в космос вряд ли был для него случайностью. Хотя бы из-за того, что высота его никогда не пугала. Наоборот: он обожал забираться на горы, летать на параплане, паралете и так далее.
«Паралет — это нечто невероятное! Тебе кажется, что ты сидишь за рулем мопеда. Но при этом почему-то летишь. Адреналин чумовой!».
На критику Клим Шипенко старается не обращать внимания
«В США, где конкуренция среди кинематографистов просто чудовищная, существует отличная поговорка, которую мне постоянно цитировал мой наставник: „Ничего нет страшного в том, что тебе миллионы раз скажут ‚нет‘. Потому что для ‚да‘ достаточно одного раза“.
Так и получилось. Я очень долго ходил по студиям со своими проектами, очень долго пытался что-то предлагать. Но меня все посылали. Тем не менее я сумел дождаться своего „да“ — и только лишь благодаря тому, что всех, меня посылавших, я позволял себе считать м***ками. Да, это самоуверенно, но иначе у меня ничего бы не получилось. К критике я отношусь примерно так же. Да, возможно, я кому-то не нравлюсь. Но какое мне дело до того, что думает кто-то другой?».