Австралийский многостаночник и создатель «Пилы». 8 фактов о Ли Уоннелле | Кино | Time Out

Австралийский многостаночник и создатель «Пилы». 8 фактов о Ли Уоннелле

Дмитрий Евстратов   17 января 2023
9 мин
Австралийский многостаночник и создатель «Пилы». 8 фактов о Ли Уоннелле
Фото: legion-media.ru
17 января Ли Уоннеллу исполняется 46 лет. Австралийский актер, сценарист и продюсер обрел известность благодаря участию во второй части франшизы «Матрица» и хоррорам Джеймса Вана – «Пила» и «Астрал». Однако в последние годы Уоннелл удачно влился в режиссуру, сняв несколько успешных проектов, главными среди которых стали «Апгрейд» и «Человек-невидимка». Time Out поздравляет Ли Уоннелла с днем рождения и вспоминает интересные факты из его биографии.

Уоннелл с детства любил сочинять истории

Ли Уоннелл появился на свет 17 января 1977 года в австралийском Мельбурне. Воспитанием сына занималась мать, которая с детства прививала ему любовь к литературе. В то же время Ли вдохновлялся работой отца – Уоннелл-старший трудился оператором на телевидении.

Едва научившись читать и писать, мальчик стал пробовать себя в сочинительстве. Его настолько сильно захватывали различные истории, что даже мама и папа иногда «уставали» от очередного фантастического рассказа сына. Свое первое небольшое произведение Ли написал в четырехлетнем возрасте:

«Как только я научился держать ручку и писать, я начал сочинять. По-моему, первый мой рассказ был про лягушку, которая потеряла свою флейту. Настоящий шедевр! Мне очень нравилось придумывать истории, в этом было что-то инстинктивное. Я делал это по собственной инициативе, меня никто не заставлял, я просто обожал этим заниматься».


Ли работал кинокритиком и репортером на телевидении

Любовь к писательству Уоннелла не покинула и в более зрелом возрасте. В юношестве он писал рецензии на телепроекты, а после окончания киношколы при Мельбурнском университете Ли устроился на местное телевидение, где обозревал новинки кино. Там ему представилась возможность поучаствовать в создании популярного шоу для молодежной аудитории Recovery, в рамках которого демонстрировались скетчи, клипы и другие поп-культурные форматы передач. Поначалу он рассматривался в качестве ведущего, но в итоге был принят репортером. Первое же свое интервью он взял у Джеки Чана. Позднее в личном блоге он рассказал, почему шоу оказалось успешным:

«Вместо того, чтобы следовать обычному идеалу MTV о том, чего хотят подростки в телешоу – “Эй, ребята, дальше у нас будут очень крутые приемы виндсерфинга!” – Recovery удалось подключиться к так называемому “альтернативному” движению, которое в то время было в самом разгаре и давало подросткам то, чего они на самом деле хотят – настоящую, неотшлифованную анархию».


В университете Уоннелл познакомился с Джеймсом Ваном и вместе с ним создал «Пилу»

Во время обучения в Мельбурнском университете Ли познакомился со своим ровесником, будущим режиссером Джеймсом Ваном, впоследствии сыгравшим весомую роль в становлении Уоннелла. После закрытия шоу Recovery друзья, вдохновившись колоссальным успехом «Ведьмы из Блэр», стали работать над короткометражным фильмом «Пила».

Идея «Пилы» изначально возникла в голове Джеймса. Он позвонил Ли и начал «накидывать» явившиеся ему образы: ванная, человек, прикованный цепями к батарее, труп. Как выбраться на волю? Сначала Уоннелл покрутил пальцем у виска и отказался прорабатывать эту идею, но со временем все больше убеждался, что из нее может получиться по-настоящему страшное кино.

Ли создал сценарий фильма в одной локации и сыграл в нем главную роль, Ван же занял режиссерское кресло. В то время у друзей не хватало денег на создание даже низкобюджетного полнометражного фильма, поэтому выбор был сделан в пользу короткого метра. Он получился интригующим, жутким хоррором с открытым финалом – идеальным дебютом для начинающих кинематографистов.


Благодаря «Пиле» Уоннелл попал в Голливуд

Все знакомые, кому друзья показали короткометражку, были шокированы. Такой эффект заставил их попытать счастье в Голливуде – они отправили копии в разные студии и тут же получили ответ от Twisted Pictures: Уоннелл и Ван были приглашены для работы над полнометражной версией «Пилы», которая сделает их обоих знаменитыми в 2004 году.

Фильм стал кассовым хитом. Хоть в абсолютном значении цифры небольшие – всего сто миллионов долларов, в относительном выражении прибыль поражает, ведь бюджет картины составлял всего миллион долларов, то есть в сто раз меньше собранной суммы. Неудивительно, что за первой «Пилой» последовала вторая, третья… Сегодня франшиза насчитывает девять фильмов. Уоннелл снялся лишь в двух частях, а сценарий написал для трех.


Уоннелл – многостаночник: и актер, и сценарист, и продюсер, и режиссер

Работа над «Пилой» закалила Ли. Он не стал ограничивать себя лишь одной профессией в киноиндустрии. В большинстве проектов, для которых он писал сценарии, он еще и появлялся в кадре, чаще всего в небольших ролях. Более того, Уоннелл занимался продюсированием этих лент – «Мул» (2014), «Кутис» (2014) и многострадальные продолжения «Пилы».

До 2015 года он не пробовал себя лишь в амплуа постановщика, но и это осталось в прошлом. Джеймс Ван пригласил Ли поработать над третьей частью хоррор-франшизы «Астрал»:

«Думаю, где-то внутри я всегда хотел быть режиссером. Я думал, что когда-нибудь сделаю это, но, когда появилась возможность поработать над “Астралом 3”, я не был готов. Продюсер Джеймс Ван сказал: “Окей, мы все равно сделаем это, ты согласен?”. Мне пришлось принять решение под влиянием момента, но теперь я очень рад, что решился».


Ли – настоящий фанат жанра ужасов

Подавляющая часть фильмографии Уоннелла – хорроры. Будучи сценаристом, он редко обращался к другим жанрам. После единичных упражнений в криминальном боевике («Мул») и фантастике («Апгрейд») он все время возвращался к ужасам:

«Я просто обожаю ужасы как жанр! Мне кажется, людей всегда привлекали мрачные истории. Всем нравится сидеть у костра и рассказывать страшилки. Интерес к темной стороне – часть человеческой природы. Мне нравятся и другие жанры, но я всегда возвращаюсь к ужасам, они притягивают меня. При этом секрета создания настоящего страха не существует. Для меня это такая же магия, как и для всех остальных. Работая над сценарием, я просто сижу с блокнотом и ручкой и стараюсь придумать что-то оригинальное, чего раньше не видел в других лентах. Наверное, это ключ к успеху в любом жанре, но мне кажется, что оригинальность особенно привлекает поклонников фильмов ужасов, поэтому я стараюсь работать в этом направлении».

Среди хорроров других режиссеров, которыми Ли вдохновлялся, он выделяет картины Стэнли Кубрика и Уильяма Фридкина:

«Сияние” – один из моих фаворитов. Мне нравится “Изгоняющий дьявола”, назову японскую версию “Звонка” – обожаю ее. Еще мне нравится… их так много! Мой список просто огромен! И мне хочется, чтобы такие фильмы продолжали выходить, чтобы классика существовала не только в прошлом, но и рождалась на наших глазах».


Уоннелл пользуется режиссерскими советами Джеймса Вана

Дружба Ли и Джеймса настолько крепка, что при подготовке каждого своего режиссерского проекта Уоннелл обращается за советом к более опытному коллеге. Так, например, на съемках дебютного фильма австралийца, «Астрал 3», Ван рассказывал ему о тонкостях работы постановщика в этом жанре:

«Он что-то советовал мне время от времени. Один раз подошел ко мне и подсказал, как должны двигаться призраки. Мне нравится получать от него новый опыт о том, как делать фильмы ужасов. Конечно, он не очень много времени проводил на съемочной площадке, так как был очень занят с “Форсажем 7”, но я знал, что если у меня возникнет вопрос, то нужно просто позвонить ему».

Похожая ситуация произошла и со следующей картиной Уоннелла, на данный момент его главной авторской удачей – фильмом «Апгрейд» (2018). Ван старался помочь другу советами.

«Я пару раз обращался к Джеймсу за советом. Помню, как я пригласил его на обед в самый разгар работы над “Акваменом” и спросил, как лучше снять автомобильную погоню. Было очень забавно сидеть с ним в мексиканском ресторанчике в Лос-Анжелесе и слушать его советы, наблюдая, как он постоянно трогает солонку. Мне было приятно, что он сделал свой небольшой вклад в картину».


Лучший фильм Уоннелла-режиссера – не хоррор, а фантастический боевик

Можно сколько угодно рассуждать о приверженности режиссера к хоррорам, но свой лучший проект он создал вне рамок этого жанра. В 2018 году на большие экраны вышел фантастический боевик «Апгрейд», сюжетом и некоторыми деталями похожий на «Венома», премьера которого тоже состоялась в 2018-м. Несмотря на то, что бюджет картины Уоннелла был в двадцать раз меньше, сегодня именно «Апгрейд», в сравнении с «Веномом», считается куда более изобретательным, продвинутым и стройным фантастическим боевиком.

Идея фильма о парализованном мужчине, вернувшимся к жизни с помощью технологий, возникла у Ли еще в 2012 году:

«Я начал задумываться об этом проекте еще шесть лет назад. В один прекрасный момент у меня в голове возникла идея, и я подумал, что будет интересно рассказать историю паралитика с компьютерным чипом, контролирующим тело. Я не мог прекратить думать об этом и задавал себе вопросы: как так произошло, что этот персонаж стал парализованным? Что может сделать этот чип? Я прокручивал у себя в голове много разных идей, и вокруг всех этих мыслей начал формироваться сюжет. Я дал имя имплантату, чтобы люди поняли, что это не просто машина, а нечто большее. Я постарался качественно снять сцены драк и сделать их необычными. Каждый режиссер сталкивается с тем, что идет по дорожке, которую кто-то протоптал до него. Удивить зрителя гораздо легче, если у вас есть много времени для съемок и большой бюджет, но у нас всего этого не было, и я решил сделать Стема и сцены драк как можно более необычными», – признавался Уоннелл в одном из интервью во время промокампании фильма.

В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов и фото с сайта legion-media.ru.