Дебют на печи, справки из роддома и побег от бегемота. 10 фактов об Александре Абдулове
Актерская карьера Александра Абдулова началась с наказания
Александр Гавриилович Абдулов родился 29 мая 1953 года в Тобольске в Тюменской области. Его отец закончил ВГИК, был одним из ведущих театральных режиссеров Узбекистана — его именем названа улица в Фергане, мама работала костюмершей. В семье родилось двое детей: Владимир и Александр. Также у обоих родителей были сыновья от предыдущих браков: Роберт и Юрий.
Когда Александру было три года, Абдуловы вернулись в Фергану. Там же состоялся актерский дебют Абдулова-младшего.
Это был спектакль «Кремлевские куранты» Ферганского драматического театра. Пятилетний Саша получил роль мальчика, беседующего с Владимиром Лениным, — его, кстати, играл отец. Однако первый блин оказался комом.
«Мы там на печке с девочкой лежали. Она была чуть постарше — лет шесть. Но мы с ней что-то не поделили, и она спихнула меня по другую сторону печки, за кулисы. И тут выходит на сцену Владимир Ильич и зовет меня: „Саша, Саша, Саша…“. А Саша сидит за кулисами, и весь театр уговаривает его выйти к отцу. Но я так и не вышел. Потом мне, конечно, влетело по первое число. Так что первый выход на сцену у меня был с наказанием».
В Щепкинское училище Абдулова не приняли
Несмотря на ранний дебют, к актерской профессии Абдулов долго был равнодушен. Впрочем, к учебе тоже: учился он спустя рукава, зато выучился играть на гитаре и получил звание КМС по фехтованию.
Отец, однако, настаивал на том, чтобы младший сын стал актером, — и тот, получив аттестат, поехал в Москву и начал проходить прослушивания в Щепкинском училище. Однако поступить туда он не смог и был вынужден вернуться в Фергану. Там его легко взяли в местный педагогический на факультет физкультуры. Тогда же Александр Гавриилович устроился на работу к отцу в театр — рабочим сцены. Правда, один из спектаклей по его вине был сорван — и Абдулов-младший выплачивал убытки из собственного кармана.
Из ГИТИСа Александра Абдулова чуть было не отчислили
Через год Абдулов снова отправился покорять Москву. В этот раз он начал проходить прослушивания в школе-студии МХАТ и практически поступил: осталось только написать сочинение. Однако на этой мине будущий актер подорвался: сделал 42 ошибки, после чего о МХАТе можно было благополучно забыть. К счастью, в других театральных институтах прослушивания еще шли, и Александр Гавриилович пошел в ГИТИС. Там его заметил руководитель курса Иосиф Раевский, к которому Абдулов и поступил.
Учеба прошла не без казусов. После занятий, которые в театральном институте заканчивались после 22:00-23:00, Александр Абдулов шел подрабатывать: одной из таких подработок стала разгрузка вагонов. Поэтому на теоретические предметы сил у студента не хватало, к тому же он хотел прорваться в кино, поэтому начал просить свою девушку, работавшую медсестрой, достать ему справку о болезни. Та согласилась. В итоге Абдулов целый месяц приходил в деканат с липовыми справками, пока там внезапно не заинтересовались вопросом, почему они все выписаны в роддоме.
За эту невинную «шалость» было решено его отчислить. Заступничество Раевского не помогло — и документы на отчисление были уже напечатаны. К счастью, ректор Матвей Горбунов решил напоследок поинтересоваться, зачем «липа» из роддома понадобилась одаренному студенту. Парня вызвали на ковер, и тот ответил, что весь месяц ездил на «Мосфильм», чтобы получить какую-нибудь роль или место ассистента режиссера.
«Нет ничего важнее, чем тяга актера к работе», — решил Горбунов, и Абдулова оставили в институте. А вот что рассказывал о таких случаях сам Абдулов.
«Я — дворняжка! Если зимой выгнать на улицу породистого пса и дворняжку, то выживет дворняжка. Потому что ей терять нечего. Вот и мне некуда было ехать дальше. Мне надо было выживать. Поэтому я и вагоны разгружал, и в магазине самообслуживания воровал… То есть делал все, что должен делать нормальный человек, хотевший выжить».
С французским в ГИТИСе у Абдулова были проблемы
Профильные предметы будущему актеру давались легко, чего не сказать о теоретических. К примеру, серьезной преградой оказался экзамен по французскому: язык Абдулову катастрофически не давался, да и времени на подготовку не было. Однако предприимчивый студент сумел найти выход.
Для сдачи экзамена нужно было подготовить и сыграть сцену на французском языке. Александр Гавриилович напросился в уже готовый отрывок: его однокурсники собирались сыграть эпизод из «Трех мушкетеров», в котором Д’Артаньян знакомится с Арамисом. Абдулов, недолго думая, сказал, что Арамис не может стоять в одиночке посреди улицы — ему нужен какой-то собеседник, поэтому он готов спасти ситуацию и этим собеседником стать.
Правда, на экзамене Абдулов сказал одну единственную реплику — «Ха-ха». Тем не менее эпизод был сыгран отлично, поэтому экзаменационная комиссия решила не обращать внимания на такие мелочи, и нерадивый «француз» получил проходной балл.
Первая роль в «Ленкоме» чуть было не стала для Абдулова последней
Во время дипломных спектаклей Абдулова заметил один из режиссеров «Ленкома» Юрий Махаев, после чего Александра пригласили в труппу. Первая большая роль не заставила себя ждать: выпускник должен был сыграть лейтенанта Плужникова в спектакле «В списках не значился» по повести Бориса Васильева.
Однако во время сдачи спектакля произошла катастрофа: актер опоздал на полтора часа.
«Я проспал и уже не хотел идти в театр. Меня должны были уволить: спектакль начал играть другой актер. Тем не менее в театр я все-таки пришел, хотя несколько раз решил не ходить. Все те, кого я встретил по дороге, советовали мне соврать — сказать режиссеру, что попал под поезд или что-то еще в этом роде. Но я подсел к Захарову, который грубо меня спросил: „Что? „. И я ответил: „Проспал! „. В общем, врать я не стал — и именно это меня спасло“.
Во время съемок Александра Абдулова чуть было не затоптал бегемот
Первой ролью в кино для Абдулова стал крошечный эпизод в фильме Михаила Пташука «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (1974). А после выхода «Обыкновенного чуда» Марка Захарова в 1978-м Александр Гавриилович стал чуть ли не самым популярным актером страны.
Однако со временем в нем начали просыпаться режиссерские амбиции. Они привели к тому, что в самом конце 90-х он начал снимать музыкальную комедию «Бременские музыканты & Co». Съемки не обошлись без эксцессов. К примеру, Александр чуть было не стал жертвой бегемота, который по сценарию должен был пробежать из точки А в точку Б.
«Это была огромная бегемотиха Жужа: ее нам из зоопарка доставили. И вот, сижу я у монитора и вижу: Жужа бежит прямо на меня. Укрупняется, укрупняется… Я поднимаю голову и вижу, что она уже в нескольких метрах. Хватаю монитор вместе со столиком и отпрыгиваю в сторону. И в то же мгновение, по тому месту, где я был секунду назад, пробежал бегемот».
Александр Абдулов был заядлым рыболовом
«Я подсел на рыбалку! Езжу в Астрахань: у моего товарища там маленькая гостиничка в камышах. И это самый великий отдых, какой я знаю. Встаю в пять, завтракаю, сажусь в лодку. Там у меня молчаливый егерь: молчит все время. И мы уезжаем в камыши на весь день. Рыбалка сумасшедшая, но дело даже не в рыбе. Над нами летают стаи лебедей, пеликанов, цапель каких-то. Цветут поля лотоса. И не надо ни с кем разговаривать, кому-то что-то доказывать. Это такой кайф! Я езжу туда раз пять в год. Обожаю».
Александр Абдулов считал себя игроманом
Одним из увлечений актера стали азартные игры. Он этого не скрывал: «Азарт — это состояние души. А я по натуре настоящий игрок», — говорил он.
Наверное, поэтому за рулеткой Александру Гаврииловичу довольно часто везло: он выигрывал. Однако если дело доходило до проигрыша, то тут Абдулов пускал на ветер целые состояния. Но о деньгах не переживал — и шел в казино снова и снова. Однажды он провел в игорном заведении четверо суток.
За Ириной Алферовой Абдулов ухаживал очень настойчиво
Женщины и девушки обожали актера всегда — даже когда он был никому не известным студентом. Одним из первых его увлечений стала красавица-медсестра — эффектная блондинка, приезжавшая к нему в общежитие и подделывавшая медицинские справки. Узнав об ее измене, он даже пытался покончить жизнь самоубийством, но, к счастью, все обошлось без серьезного вреда для здоровья.
А в 1976 году в «Ленком» пришла Ирина Алферова, ставшая звездой после «Хождения по мукам». Правда, сначала актрисе Абдулов не понравился. Вот что она сама рассказывает об их встрече.
«В то сентябрьское утро я бежала на свой первый сбор труппы в „Ленкоме“. Впорхнула в театр и вдруг столкнулась с Абдуловым. Он с ходу что-то начал мне рассказывать, а у меня в голове проносится мысль: вот что мне в жизни точно не грозит, так это роман с ним!
Саша показался таким нескладным, некрасивым, волосы какого-то нелепого рыжего цвета. Но тем не менее я стояла рядом, не уходила. В этот момент к нам подошел Янковский. Посмотрел на меня, потом на Абдулова и, показав на меня рукой, сказал ему: „О! Твоя жена! „. Вспоминая Олега, до сих пор поражаюсь его прозорливости“.
За Алферовой Абдулову пришлось долго ухаживать. Когда же он сделал ей предложение, она ответила: «Пронесешь на руках через парк — выйду за тебя замуж». Актер пронес — и они поженились. Однако в 1993 году пара рассталась, а в 2006-м Абдулов женился снова, и у него родилась дочь Евгения.
В работе Александр Абдулов себя не щадил
Он очень часто снимался в нескольких фильмах одновременно, причем съемки могли проходить в разных городах: к примеру, в Ялте, Одессе, Москве и Питере. Доходило до того, что за сутки он объезжал все четыре города — и засыпал буквально по щелчку, когда появлялась возможность. Но такой график актер воспринимал как нечто естественное.
«Жизнь, она коротенькая, понимаете? Ну ради чего жить? Ради карьеры? Знаете, кто-то замечательно сказал, что Бог рассчитывает, какой длины будет твоя жизнь, а вот какой ширины, широты — это от тебя зависит. Я всегда это вспоминаю.
Вот я стал заслуженным артистом. Потом народным артистом. Потом всенародным. Ну что я еще не получал? Ну какую награду? Ну вроде все получил. И что теперь делать? У моей мамы все призы, награды… Ну, мне это, понимаете… Мне награда — роль, новый спектакль, новая картина, новый режиссер, новая книга! Вот это моя награда».