Фронтовое ранение, исчезнувшее корыто и оторванный галстук. 10 фактов об Анатолии Папанове | Кино | Time Out

Фронтовое ранение, исчезнувшее корыто и оторванный галстук. 10 фактов об Анатолии Папанове

Вера Аленушкина   31 октября 2022
10 мин
Фронтовое ранение, исчезнувшее корыто и оторванный галстук. 10 фактов об Анатолии Папанове
Фото: legion-media.ru
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения великого актера Анатолия Папанова. Он был не только невероятно талантливым, но и очень скромным, поэтому говорить о себе не любил, и его личная жизнь всегда оставалась за кадром. Тем не менее Time Out сумел найти несколько интересных фактов о нем, которыми готов поделится с вами.

Отец Анатолия Папанова мечтал стать актером

Фото: legion-media.ru

Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьма. Его отец Дмитрий Филиппович был человеком военным и служил в охране, мама Елена Болеславовна занималась женскими шляпками и шитьем.

Впервые на театральную сцену Анатолий Папанов вышел довольно рано, еще в детстве. Его дебют не был для семьи чем-то экстраординарным, скорее, это был естественный ход событий: отец будущего актера был ярым поклонником театра и звездой местной любительской труппы, поэтому он часто брал своих детей за кулисы и поощрял их участие в постановках. Вот что рассказывала об этом дочь Анатолия Папанова, Елена.

«Мой дедушка очень хотел быть актером. Это была мечта его жизни. Где бы он ни служил, всегда старался участвовать в театральных кружках. В Вязьме, где родился отец, тоже был народный театр, руководила которым артистка МХАТа. Играли очень много…».

Правда, мама Анатолия Папанова была не в восторге от того, что ее детей тянут на сцену. Время от времени она пыталась спорить со своим мужем, а однажды и вовсе устроила серьезный скандал. Впрочем, причиной той ссоры стали не только маленькие актеры.

Дело в том, что по сюжету в одной из сцен должен был греметь гром. Дмитрий Филиппович, не долго думая и не спрашивая жену, взял из дома корыто, оттащил его за кулисы и попросил детей в нужный момент быть по нему колотушками. Однако те слишком рьяно взялись за дело, поэтому через пару спектаклей корыто было безнадежно испорчено. Узнав об этом, терпение женщины лопнуло: «Или ты бросаешь театр, или я с тобой развожусь», — заявила она мужу. К счастью, чуть позже супруги все-таки помирились, однако этот конфликт Анатолий Папанов запомнил на всю жизнь.


Анатолий Папанов всю жизнь скрывал хромоту

Фото: кадр из фильма

Будущий актер был призван в армию еще до войны, в 1940-м, однако на передовой он оказался только в январе 1942 года: в 19 лет, будучи старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. Уже в марте Папанов был ранен: взрывом ему оторвало два пальца правой ноги и срезало пятку. После этого он полгода провел в госпитале, а потом был признан негодным к военной службе: в 21 год получил инвалидность и ходил с палочкой.

Из-за этого дефекта он даже не смог вернуться на завод литейщиком, где он работал до войны: вместо этого ему пришлось устроиться сторожем. Тогда, чтобы не чувствовать себя неполноценным, Папанов вернулся в драматическую студию при Доме Культуры завода «Каучук», в которую поступил, когда ему было 17, а потом и вовсе поступил в ГИТИС. Его хромота могла стать серьезным препятствием для учебы, но Папанов дал слово педагогам, что избавится от нее — и сумел это сделать. На выпускных экзаменах он играл в водевиле, где залихватски танцевал — и зрители не догадывались, каких усилий ему это стоило. Также всю жизнь он подкладывал бумагу в правый ботинок, о чем тоже знали очень немногие.

Что же касается фронтового опыта, то рассказывать о нем актер не любил. И вот почему.

«Помню, уже спустя годы после войны бродил я по весеннему редкому лесу и вдруг увидел серый цементный конус с красной звездой и со столбцом фамилий на металлической табличке. Агапов, Дадимян, Мешков… Я читал фамилии незнакомых мне людей, а когда дошел до начинающихся на букву П, подумал, что мое место в этом списке было бы здесь. Деловито так подумал, просто. Такой реальной представлялась мне смерть в окопах той страшной войны, так часто дышала она мне прямо в лицо».


Анатолий Папанов был принят в ГИТИС сразу на второй курс

Фото: legion-media.ru

К дверям театрального института Папанов подошел в 1943-м, однако набор к тому моменту уже закончился. Тем не менее, ему удалось поступить на актерский факультет, причем сразу на второй курс. Причина проста: парней на курсе практически не было (все ушли на фронт), поэтому даже этюды девушкам-студенткам играть было не с кем. Поэтому педагоги ГИТИСа сделали для него исключение — и не пожалели.


Папанов старался никогда не расставаться со своей женой

Фото: legion-media.ru

«Я однолюб, — говорил про себя Папанов, — Одна женщина, один театр…».

Это было правдой: после ГИТИСа он мог бы попасть в труппу Малого или МХАТа, но вместо этого уехал со своим курсом в Клайпеду, потому что не хотел расставаться со своей молодой женой, Надеждой Каратаевой, а у нее возможностей остаться в Москве не было. В 1948-м их обоих пригласил в Московский Театр сатиры Андрей Гончаров, и после этого Папанов место работы никогда не менял.

С женой он тоже старался не расставаться: даже на гастроли отказывался без нее ехать. Они учились на одном курсе и сразу же нашли общий язык: как и Папанов, Надежда была на фронте, поэтому приезжала в институт в потрепанной гимнастерке — и подойти к ней было не страшно. В 1945 году они поженились.

Свою жену Анатолий Дмитриевич слушался беспрекословно. К примеру, она не любила долгих застолий, к тому же у Папанова в начале карьеры были проблемы с алкоголем. Поэтому в самый разгар вечеринки она могла сказать: «Толя! Домой!» — он сразу же вставал из-за стола.


Анатолий Папанов никогда не опаздывал

Фото: кадр из фильма

Он был человеком невероятно пунктуальным — и всегда приходил вовремя. Тех же, у кого была привычка немного задерживаться, актер просто не уважал. А уж когда речь заходила о репетициях… Любое опоздание в театр Папанов считал верхом неприличия и начинал метать громы и молнии, если кто-то из молодых коллег позволял себе такую «вольность».


Анатолий Папанов был человеком упрямым

Фото: legion-media.ru

Если Анатолий Дмитриевич был в чем-то уверен, переубедить его не удавалось никому. Он не боялся спорить с начальством: к примеру, когда художественный руководитель Театра сатиры Валентин Плучек пытался заставить актера сыграть роль, которая ему не нравилась, тот не побоялся пойти на открытый конфликт, и в результате сдаться пришлось режиссеру.

Другой пример: Папанова постоянно уговаривали вступить в КПСС, даже пытались обрабатывать его жену, которой пообещали звание народной артистки РСФСР, если она сумеет уломать строптивого актера. Однако Анатолий Дмитриевич не сдался, поэтому Надежде Караваевой пришлось ждать заветного статуса еще много лет.



Однажды актер получил 15 суток

Фото: legion-media.ru

Первые шесть лет в Московском Театре сатиры Папанов сидел без каких-то заметных ролей — и к нему постепенно начали относиться как к бесперспективному. Все изменилось, когда один из ведущих актеров внезапно заболел, и на его роль срочно ввели Анатолия Дмитриевича. Оказалось, что «безнадежный середняк» не так уж и безнадежен, поэтому вскоре играл он уже довольно много. Однако привычка, приобретенная им в предыдущие годы, осталась: актер иногда выпивал.

И вот как-то раз, будучи подшофе, он присел на лавочке у здания прокуратуры. К нему тут же подошел чересчур бдительный страж порядка и вежливо попросил уйти. Папанов сначала отказывался, а потом резко встал, не удержался на ногах и машинально схватился за галстук своего визави. Как назло, тот оторвался. «Находясь в нетрезвом состоянии, актер Папанов набросился на меня и сорвал галстук», — сказал потом милиционер на суде.

После таких серьезных обвинений Анатолию Дмитриевичу дали 15 суток. Правда, на спектакли его все-таки привозили — под конвоем.


На съемочной площадке Папанов обожал импровизировать

Фото: кадр из фильма

Делал он это так удачно, что некоторые его репризы мгновенно «уходили в народ». К примеру, знаменитое «Тебя посодют, а ты не воруй» из «Берегись автомобиля» придумал он сам. А теперь давайте вспомним сцену из «Бриллиантовой руки», когда герой Папанова обеспечивал клев персонажам Никулина и Миронова. По вине ассистента этот эпизод приходилось переснимать несколько раз, а так как вода была очень холодной, Анатолий Дмитриевич в какой-то момент не выдержал, вынырнул и заорал на всю площадку: «Идиот!!!». Как мы помним, этот момент тоже стал частью фильма.


Анатолий Папанов старался не выделяться из толпы

Фото: legion-media.ru

На звезду в сегодняшнем понимании этого слова Анатолий Дмитриевич похож не был: любые атрибуты звездности его раздражали. К примеру, свою первую «Волгу», купленную только в 60 лет, он всегда парковал за квартал от театра.

«Да неудобно приезжать на работу на машине за 10 тысяч, когда молодые артистки в заштопанных колготках по театру шастают».

А однажды он простоял почти целый день в магазине, пытаясь купить шубку для своей дочери. И это несмотря на то, что продавцы его узнали и несколько раз предлагали обслужить без очереди. Но такие предложения только раздражали актера: он считал, что не имеет права лезть впереди тех, кто занимал место за заветной шубкой за несколько часов до него.


Папанов не любил, когда его узнавали

Фото: кадр из фильма

«Артист вне сцены или экрана не должен быть прочитанной книгой для зрителя, а уж выставлять напоказ свою личную жизнь и вовсе не годится».

Анатолий Дмитриевич был человеком замкнутым и нелюдимым. Более того, многие считали его странным: даже в жару он ходил в длинном плаще с поднятым воротником и кепкой — не хотел, чтобы к нему подбегали с просьбой об автографе или с предложением выпить. Он вообще считал, что актер не должен как-либо демонстрировать свою значимость, а внезапная и ничем не подкрепленная популярность — главный враг профессионализма.

«Я думаю, в любой области деятельности неправильное отношение к своей популярности может превратить человека из профессионала в ремесленника: он перестанет совершенствоваться».