Заклятия и игры на выживание. Все фильмы Джеймса Вана от худшего к лучшему
«Смертный приговор» (Death Sentence, 2007)
Проект, идея и сценарий «Смертного приговора» не принадлежали ни Джеймсу Вану, ни его постоянному соавтору Ли Уоннеллу. В карьере режиссера этот фильм стал первым боевиком.
Погони и выстрелы заменили полушепот и скрежет жутких орудий Конструктора из «Пилы», а таинственность и интрига уступили место предсказуемому сюжету. В этих условиях режиссер словно чувствует себя неуютно. Хотя «Смертный приговор» не демонстрирует самобытный стиль Вана, зато доказывает — он умеет ставить боевые сцены.
«Форсаж 7» (Furious 7, 2015)
Весной 2013-го стало известно, что Джеймс Ван снимет седьмую часть легендарного «Форсажа». В этот раз он не генерировал новые идеи, а лишь продолжил популярную франшизу, за годы создавшую свои правила и законы.
С коммерческой точки зрения фильм был более чем успешным: он вошел в список самых кассовых картин в истории. Если же оценивать «Форсаж 7» в контексте творчества Джеймса Вана, то он вызывает разочарование. Как и в «Смертном приговоре», здесь отлично заметен его талант как режиссера-постановщика, но за ревом двигателей и быстрой ездой автомобилей разглядеть авторский почерк практически невозможно.
«Астрал 2» (Insidious: Chapter 2, 2013)
Джеймсу Вану свойственно рассказывать истории с долей иронии. Это не только помогает зрителям преодолеть волнение при просмотре, но и делает героев более объемными, живыми. Жуткая история, рассказанная в «Астрале», закончилась открытым финалом и требовала продолжения. Вышедший через три года сиквел не смог выдержать конкуренции с оригинальной лентой — к неудаче привел именно авторский юмор, которого здесь так же много, как в пародиях.
Другой проблемой стало то, что вторая часть переосмысляет концепцию первой — и это приводит к нарушению стройности повествования. Если рассматривать фильм, разбивая на отдельные элементы, то он интересен. Однако гармонии всех частей достичь не удается.
«Мертвая тишина» (Dead Silence, 2007)
«Мертвая тишина» стала первым проектом, к которому Ван и Уоннелл обратились после феноменального успеха первой части «Пилы». Несмотря на провал в прокате, мистический триллер стал первым шагом режиссера к знаковым для него картинам.
В «Мертвой тишине» Ван, как и в последующих работах, переосмысляет наследие хорроров, все же демонстрируя уважение к жанру, знание и понимание его принципов. Фильм словно вбирает в себя все, из чего созданы подобные истории: уродливые куклы, обезображенные трупы, инфернальные женщины и семейная тайна. Пугает картина и гнетущей атмосферой с прописанной легендой. Однако, несмотря на все достоинства, временами история кажется сумбурной и неуклюжей.
«Аквамен» (Aquaman, 2018)
По словам самого Вана, во время съемок «Аквамена» студия предоставила ему творческий картбланш. Благодаря этому он получил возможность рассказать независимую историю в рамках вселенной DC.
Хотя Джеймс Ван не так хорошо знаком с комиксами, он снял успешный зрелищный проект, в котором интерес к подводному миру великой Атлантиды соединяется с азартной историей, харизматичными брутальными супергероями, их противниками и завораживающими битвами.
«Астрал» (Insidious, 2010)
Олдскульный фильм о доме с привидениями вызвал бурю восторга в 2010 году и надолго закрепился в многочисленных топах самых страшных фильмов XXI века. Такой успех «Астралу» обеспечила классическая история о борьбе персонифицированного добра и зла, а также манера, в которой она была снята.
Фильм ловко работает со световыми и цветовыми акцентами и предметной средой. Музыкальное сопровождение за авторством Джозефа Бишары становится симфонией ужаса и грамотно сопровождает бу-эффекты и минуты безмолвия.
«Злое» (Malignant, 2021)
Внутри «Злого» соединились опорные темы творчества Вана: неожиданные повороты, головокружительные пролеты камеры, тайны прошлого и безобразные твари, которые получают удовольствие от страданий невинных. Если «Заклятие» и «Астрал» были, прежде всего, данью уважения американским хоррорам 70-80-х, то «Злое» с его референсами имеет общие черты с итальянскими джалло, с их эстетикой убийств и безликим преступником.
«Злое» начинается как классический триллер о женщине, которую преследует нечто, однако постепенно разрушает все ожидания. Ван с невероятной скоростью раскручивает сюжетный клубок, подбрасывая зрителю все новые детали о героях и заставляя его теряться в неизвестности.
«Пила: Игра на выживание» (Saw, 2004)
В начале 2000-х выпускники Высшей Мельбурнской киношколы Джеймс Ван и Ли Уоннелл вдохновились успехом «Ведьмы из Блэр» и осознали, что добротное кино может быть снято и с небольшим бюджетом. Так родилась короткометражная «Пила», которая впоследствии легла в основу полного метра.
Молодые люди отправили свое творение на несколько студий, и с ними согласились сотрудничать в Lionsgate. В рамках ограниченного бюджета и нескольких локаций Джеймс Ван и Ли Уоннелл создали зрелое произведение с выверенной драматургией, продуманной концепцией и пугающим злодеем со своей извращенной философией. Эта история, как никакое другое произведение Вана, изменила мир хорроров.
«Заклятие 1-2» (The Conjuring, 2013 и The Conjuring 2, 2016)
Обе части «Заклятия» — magnum opus Джеймса Вана. Фильм стилистически и идейно вдохновлен картинами о столкновении человека и сил зла вроде «Ужаса Амитивилля» (1979) и «Изгоняющего дьявола» (1973).
В этих фильмах, как в «Злом», соединяются все важные для кинематографиста элементы: жуткие куклы, потусторонние существа, старинные артефакты, путешествия по потустороннему миру и юмор. Вана волнует не только борьба героев с призраками, но и их нежные взаимоотношения, ведь любовь, семья и вера дают героям возможность выйти из дьявольской ловушки.
В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.