Искусство побеждать. Все фильмы Гая Ричи от худшего к лучшему
«Унесенные», 2002
Вряд ли по поводу худшего фильма Гая Ричи могут быть какие-то дискуссии – безусловно, это история о богачке и моряке, которые оказались вместе на острове после кораблекрушения. Тот факт, что главную роль в ремейке итальянской картины 70-х очень плохо сыграла Мадонна, лишь добавлял энергии бушующим критикам и зрителям – хотя, будем честными, есть в этом негодовании доля старой доброй мизогинии. Никому не пришло в голову возмущаться тем, что в «Унесенных» мужчина бил женщину, – зато в одной из статей читателям сообщали, что Мадонна лучше всего выглядит зверски избитой. Певица, которая в тот момент была замужем за Ричи, считала все это происками против своего супруга: по ее мнению, это была месть за его талант и очень быстрый успех с двумя предыдущими фильмами.
«Так устроены СМИ – их задача всегда тянуть вас вниз», – говорила Мадонна и была в чем-то права, хотя фильм это лучше не делает.
«Гнев человеческий», 2021
Разрыв между художественными качествами «Унесенных» и сурового боевика с Джейсоном Стэйтемом довольно велик – и все же мы поставили эту картину на второе место. Она своего рода рубеж, потому что хорош этот фильм или плох, зависит от точки зрения. Если оценивать ремейк французского «Инкассатора» как комедию о маскулинности, то перед нами просто блестящее кино. Если же допустить мысль, будто Гай Ричи не издевался над зрителями и не веселился искренне, заставляя актеров строить максимально серьезные и суровые лица, то это полный провал.
Западная пресса констатировала слабый сюжет, проблемы с постановкой и не особенно хорошую актерскую игру. Российская была намного более снисходительна – и это понятно: в России обожают Гая Ричи, то и дело сравнивая его с Тарантино и пытаясь выяснить, чье же кунг-фу сильнее. Хотя о чем спорить, когда у одного есть Стэйтем, а у второго нет?
«Аладдин», 2019
Не сказать, что перевод диснеевской классики в формат игровой картины получился совсем уж неудачным. Он просто стерилен, как и все фильмы из этого проекта. Не запоминается буквально ничего, кроме появления принца Али в Аграбе, и то за счет искрометных стараний Уилла Смита. Он в роли Джинна буквально тащит «Аладдина» вперед силой своего обаяния и вокальных данных – но этого мало, а больше у картины нет ничего, что могло бы очаровать.
Фирменный режиссерский почерк Гая Ричи здесь словно пропустили через чан с корпоративным отбеливателем – удручает, но такова судьба всех режиссеров, нанятых Disney для повторной монетизации своих шедевров. Эта машина ужала до стандарта даже Тима Бертона, что уж говорить об остальных.
«Шерлок Холмс. Игра теней», 2011
Когда «Шерлок Холмс» с Робертом Дауни-младшим обрел невероятную и отчасти неожиданную для всех популярность – поручить режиссуру Гаю Ричи считалось опасной идеей – Warner Bros. тут же решили выпустить сиквел. На студии полагали, что он получится не менее удачным. Их надежды оправдались – но в духе анекдота про фальшивые елочные игрушки: смотреть-то смотрели, но выходили в большом недоумении.
Рваный сценарий, полный самых нелепых и диких поворотов, затянутые сцены и не всегда удачные шутки сочетались с отличным экшеном и сглаживались блестящей игрой дуэта Дауни-младшего и Лоу. К тому же заработала «Игра теней» неплохо, но стала всего лишь двенадцатой в списке кассовых фильмов года, а предшественник был восьмым. В общем, неудивительно, что третий фильм вроде бы никто и не хоронит окончательно, но и не снимает вот уже 12 лет.
«Револьвер», 2005
Чтобы посмотреть фильм о мошеннике и игроке Джейке Грине, который жаждет правосудия и мести, надо вооружиться справочником «Каббала для самых маленьких». Здесь не только имена Зака, Джейка и Ави глубоко символичны, но даже их внешний вид имеет значение для понимания характеров и сюжета. Все числа, все цвета, все реплики главного героя пронизаны каббалистикой. Разумеется, такого справочника в 2005 году не оказалось под рукой ни у одного зрителя – при том, что «Револьвер» стал третьей криминальной картиной Гая Ричи, и две предыдущие были, что называется, интуитивно понятны.
Как результат – кассовый провал, разгромные рецензии и звание самого разочаровывающего режиссера всех времен и народов. Теперь, спустя годы, многие называют эту картину самой умной у Ричи – что не отменяет ее затянутости, запутанности и претенциозности. Правда, тут надо ради справедливости сказать, что продюссировал это кино Люк Бессон и очень настаивал, чтобы все делалось по его правилам.
«Меч короля Артура», 2017
До сих пор поклонники Гая Ричи спорят, хорошим или плохим получился фильм по мотивам древней британской легенды. Мы склоняемся к первому варианту: Чарли Ханнэм, один из любимцев режиссера, очень хорош в роли Артура, о Джуде Лоу и говорить нечего, фирменные приемы работают безотказно, диалоги смешные – что еще нужно для счастья? Видимо, чтобы повествование не провисало каждые двадцать минут.
Это настоящий бич Гая Ричи: после своих первых фильмов он словно перестал чувствовать темп, и «Меч короля Артура» похож на ожерелье, собранное из жемчужин и облезлых пластмассовых бусин: каждая смешная, трогательная или экшен-сцена чередуется с десятком совершенно невнятных минут, находящихся здесь неизвестно для чего. Тем не менее картина не заслужила такого ужасного кассового провала, который ее постиг. Фильмы Ричи вообще нечасто оказываются финансово успешны, примеры можно пересчитать по пальцам одной руки. Но любим-то мы его не за это.
«Агенты А.Н.К.Л», 2015
Приквел к старинному сериалу, который многие давно забыли, тотальная смена актерского состава, 14 сценариев, уход Содерберга с поста режиссера и стремление Warner Bros. снять картину за нищенские 60 млн долларов – что может пойти не так?
Когда Гай Ричи взялся за шпионскую картину о противостоянии двух разведок во времена холодной войны, ему пришлось самому переписывать сценарий по ходу съемок. К тому же он уговорил студию накинуть 15 миллионов бюджета, и это позволило сделать картину не только зрелищной, но и убийственно красивой. Да, в «Агентах А.Н.К.Л» тоже серьезные проблемы с темпом, и да, ее сборы составили лишь 110 миллионов долларов, что с учетом расходов на рекламу означало для студии потери в 80 миллионов. Но, как мы уже говорили выше, Ричи – это не про феноменальный кассовый успех. Это про обаяние собственного видения, которому сложно сопротивляться, – и про то, что Генри Кавилл и Арми Хаммер ни у одного режиссера больше не выглядели настолько живыми и обаятельными.
«Операция “Фортуна”: Искусство побеждать», 2022
Что будет, если скрестить Бонда с Турецким и «Агенты А.Н.К.Л» с «Джентльменами»? Получится новый фильм Гая Ричи, который можно сколько угодно называть «средним боевиком» – но смотрится он волшебно. Все сильные и слабые стороны режиссера сошлись здесь в непротиворечивом единстве: отличные диалоги, саундтрек и экшен компенсируют беспомощную и условную интригу, а также ощущение несколько обрубленного пространства, которое происходит от нехватки бюджета.
«Рок-н-рольщик», 2008
Ричи снял этот фильм после очень долгого перерыва и поисков себя, которые завели его слишком далеко: к тому моменту от режиссера уже буквально ничего не ждали. А он вернулся с историей про нелепое столкновение крупного воротилы с мелкой бандой, которую он пытался скормить ракам, да не вышло.
Безусловно, все это очень вторично – но как Джеррард Баттлер занимается любовью на «раз-два», как танцует Том Харди, как объясняет правила коммуникации своим подчиненным Марк Стронг. Это совершенно упоительное кино не только поправило репутацию Ричи в глазах зрителей, но и открыло ему дорогу к будущему процветанию – продюсерами картины были Джол Силвер, который сделал практически все великие боевики 90-х, и Сьюзан Дауни.
«Шерлок Холмс», 2009
«Рок-н-рольщик» хорош еще и тем, что без него не было бы первого за предыдущие тридцать лет фильма о сыщике с Бейкер-Стрит. Бывший вице-президент Warner Bros. Лайонел Уигрэм давно вынашивал идею снять что-то вроде стимпанка о Холмсе и искал режиссера достаточно безумного и талантливого, чтобы воплотить эти планы в жизнь. Силвер посоветовал ему Ричи.
Роберт Дауни-младший без разговоров согласился на главную роль. Долго искали Ватсона, но из всех возможных вариантов в конце концов выбрали наилучший – Джуда Лоу. Это, кстати, произошло в том числе потому, что Ричи и Колин Фаррелл, которого изначально студия предлагала для этой роли, в те времена просто видеть друг друга не могли. В результате получилось весьма неканоническое кино, больше похожее на кинокомикс, в котором от Конан-Дойля остались рожки да ножки. Это и поразило зрителей – вкупе с тем, как отлично творческий почерк режиссера совпал с новым прочтением детективной классики.
«Джентльмены», 2019
Лишь спустя 10 лет после «Шерлока Холмса» Гаю Ричи удалось снять что-то насколько совершенное. Собрать большую кассу, правда, не удалось, но после нескольких неудачных проектов режиссер во второй раз в карьере вспомнил, кто он такой, – и вернулся к корням. Так мы получили полное самоиронии фирменное кино о гопниках в клетчатых костюмах, которые ведут многозначительные беседы и отжимают друг у друга конопляный бизнес. Критики, особенно в России, высказались в очередной раз об отсутствии идеи в картинах Ричи – мол, именно по этой причине он никогда не дотянет до величия Квентина Тарантино, с которым его часто сравнивают. Что тут скажешь: идея – это, конечно, хорошо, но золотистая щетина Мэтью Макконнахи, а также Колин Фаррелл в роли главного педагога на районе – тоже неплохо.
«Большой куш», 2000
Культовое кино, которое не нуждается в представлении и которое впервые принесло режиссеру серьезный кассовый успех, хотя при съемках экономили буквально на всем. Ричи даже массовку на боксерский поединок набрать не мог, и оператору пришлось бегать с камерой, все время меняя угол съемки, чтобы создать иллюзию толпы. Зато сэкономили на Брэде Питте – будучи уже большой звездой, он сам позвонил Ричи и попросился на любую роль за любые деньги, поскольку обожал «Карты, деньги, два ствола».
После «Большого куша» Ричи впервые услышал в свой адрес фразу «стиль преобладает над содержанием», но стиль действительно производил впечатление. «Счастливое число Слевина» и «Одиннадцать друзей Оушена», например, были сняты с оглядкой на Гая Ричи.
«Карты, деньги, два ствола», 1998
Вот мы и добрались до предсказуемого финала нашего рейтинга – чтобы отдать пальму первенства, сердце и фотографию «Оскара» дебюту Ричи, который никогда не надоест пересматривать. Как и большинство дебютов, фильм просто не должен был появиться на свет, потому что абсолютно никто не хотел в этом участвовать. Несколько лет Ричи, его друг Мэтью Вон и его девушка, модель и телеведущая Ребекка Грин, искали деньги на съемки.
В конце концов наскребли 750 тысяч фунтов стерлингов, а также Стинга, который согласился сняться бесплатно, посмотрев исходную короткометражку «Трудное дельце». Остальных актеров собирали буквально по объявлениям. Стэйтем, например, получил роль после того, как Ричи во время съемок рекламного ролика про джинсы попросил его что-нибудь продать. Джейсон тогда уже оставил за широкими плечами карьеру пловца и начал карьеру модели – но не забыл, как в детстве торговал поддельным парфюмом в подворотнях. В общем, проверку он прошел, а потом подрался с Гаем во время съемок, причем Ричи победил. Обстановка на площадке вообще была бешеная, потому что профессионалов там не было, зато у всех то и дело кипела кровь, в особенности у самого режиссера.
Когда фильм вышел в прокат, он произвел фурор, собрав 25 миллионов долларов и несколько наград. Заодно он дал старт карьере и самого Гая Ричи, и Джейсона Стэйтема, и бывшего футболиста Винни Джонса, который попал в картину по простой причине – когда-то Ричи видел игру «Челси» и «Юнайтед Шеффилд».
Джонса удалили с поля за подкат, который мог покалечить игрока «Челси», через 11 секунд после начала игры. Мало кто позвал бы его сниматься в кино – но Ричи позвал, что греет сердца поклонников до сих пор. На то он и Гай Ричи.
В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.