Лучшие и худшие фильмы о популярных супергероях
В этой выборке участвовали только супергерои, имеющие в своей фильмографии несколько независимых серий или как минимум четыре номерные части.
Супермен
Лучший фильм: «Человек из стали»
Man of Steel, 2013
Мнения общественности о «Человеке из стали» Зака Снайдера сильно расходятся, поскольку фильм сильно отличается от всех остальных картин об известнейшем супергерое. В 80-х зрители привыкли видеть исключительно оптимистичные истории о всемогущем пришельце в человеческом обличье: Супермен без особого труда спасает мир даже в самых сложных ситуациях и олицетворяет собой все хорошее. Однако Снайдер взглянул на Супермена с другой перспективы: его Кал-Эл куда сильнее отдален от обычных землян и скорее служит для них некой божественной фигурой.
«Человек из стали» получился мрачным, брутальным фильмом с довольно блеклой по цветам, но захватывающей визуальной составляющей. У этого супергеройского фильма хватило шарма и уникальности, чтобы запустить целую киновселенную, которую он во многом определил.
Худший фильм: «Супермен 4: В поисках мира»
Superman IV: The Quest for Peace, 1987
В целом ранние фильмы о Супермене всеми любимы, зачастую их называют лучшими произведениями о герое. Однако в этом утверждении есть одно большое исключение — печально известная четвертая часть, которую считают чуть ли не худшим кинокомиксом в истории.
За кадром «Супермен 4: В поисках мира» — настоящая производственная катастрофа. Прямо перед началом съемок бюджет фильма сократили вдвое, а после первых тестовых показов студия вырезала аж 40 минут хронометража. В результате получился невнятный, уродливо выглядящий обрубок, который лучше было бы не выпускать вовсе. Единственная положительная черта фильма — он уморительно смешной, если изначально не воспринимать его всерьез.
Человек-паук
Лучший фильм: «Человек-паук: Паутина вселенных»
Spider-Man: Across the Spider-Verse, 2023
Перед создателями трилогии о Майлзе Моралесе (второй по популярности версии Человека-Паука после Питера Паркера) стояла сложнейшая задача сделать кино, выделяющееся на фоне многочисленных предыдущих адаптаций. Даже в сфере анимации у Человека-паука было слишком много приключений, чтобы их сосчитать. Однако Sony Pictures создала без преувеличения произведение современного искусства, а сиквел получился даже более выдающимся.
Это уникальный анимационный фильм, где вместо приевшегося стиля 3D-псевдореализма гармонично используются десятки, если не сотни визуальных стилей и приемов. Практически каждой сцене «Паутины вселенных» можно посвящать лекции и эссе, но даже обычный зритель без погружения в производственные процессы будет ошеломлен объемом работы, проделанной аниматорами. В то же время фильм отлично обыгрывает многогранность Человека-паука как персонажа, объединяя его различные альтер-эго в единый эпический сюжет.
Худший фильм: «Новый Человек-паук: Высокое напряжение»
The Amazing Spider-Man 2, 2014
Долгое время Sony Pictures не желала делиться правами на экранизации «Человека-паука», но именно провал «Высокого напряжения» вынудил студию стать более открытой к сотрудничеству с Marvel Studios. Вторая часть перезапуска с Эндрю Гарфилдом могла бы стать хорошим кино, если бы фильм не потопило огромное количество плохих продюсерских решений.
«Новый Человек-паук: Высокое напряжение» адаптировал одну из самых известных арок про отношения Человека-паука и Гвен Стэйси, но помимо этого фильм сделали фундаментом для несостоявшейся «Паучьей киновселенной»: здесь всячески тизерят персонажей, которые получили бы сольные картины и кроссоверы. Сценарий получился настолько перегруженным, что из него даже пришлось вырезать побочную сюжетную линию с еще одной важной героиней.
Погубила проект и ужасающе агрессивная рекламная кампания: «Высокое напряжение» получило столько трейлеров и ТВ-роликов, что из них можно было собрать практически весь фильм.
Бэтмен
Лучший фильм: «Темный рыцарь»
The Dark Knight, 2008
Бэтмен — почти такой же долгожитель кинематографа, как и Супермен. В этом тоже есть свое преимущество: за десятилетия величайший детектив предстал на экранах в нескольких сильно отличающихся итерациях. Однако лучше всего «заземлил» героя, пожалуй, Кристофер Нолан во втором фильме своей трилогии. Здесь Бэтмен убедительно похож на реального богача, который вместо проработки глубоких психотравм решил потратить все деньги на борьбу с преступностью.
«Темный рыцарь» — очень красивый фильм, в котором особое внимание уделено гаджетам и технике Бэтмена, заменяющим ему суперсилы. Ну и, конечно, картина обязана своим легендарным статусом Хиту Леджеру, потрясающе сыгравшему Джокера.
Худший фильм: «Бэтмен и Робин»
Batman & Robin, 1997
Будучи прямой противоположностью «Темного рыцаря», «Бэтмен и Робин» Джоэл Шумахера превратил культового супергероя в говорящую и бегающую экшен-фигурку в шокирующе сексуализированной броне. Этот фильм застрял в лимбе между реальным фильмом и студенческой пародией: здесь совершенно абсурдный дизайн костюмов, нелепый продакт-плейсмент, невыносимо глупый сценарий и просто катастрофическая актерская игра.
Хотя «Бэтмен и Робин» полностью провалился, этот фильм заслуживает легендарный статус как раз своей немыслимой глупостью.
Тор
Лучший фильм: «Тор: Рагнарек»
Thor: Ragnarok, 2017
В 2017-м Тайка Вайтити, казалось, понял супергеройского Тора лучше всех предшественников и снял один из лучших фильмов Marvel Studios: яркий, захватывающий, смешной, но в то же время эмоциональный. Герой Криса Хемсворта здесь впервые превратился из поверхностного комик-сайдкика в убедительного и многомерного персонажа со своими демонами и внутренними конфликтами.
Однако с выходом следующей части от того же Вайтити выяснилось, что «Рагнарек» был во многом результатом удачного стечения обстоятельств. Поскольку стоило сценаристам и режиссеру чуть переборщить с комедией или драмой, герой бы развалился на клише — это и произошло. Тем ценнее «Тор: Рагнарек», где тонкий баланс выдержан идеально.
Худший фильм: «Тор: Темный мир»
Thor: The Dark World, 2013
Marvel Studios долгое время не могла определиться с идентичностью их Тора: первый сольный фильм был комедией о человеке не в своей тарелке, а сиквел сделали какой-то дурной копией «Звездных войн» и «Звездного пути». Это и не супергероика толком, а какое-то излишне амбициозное космическое фэнтези с погонями на космических кораблях, семейными интригами и злыми темными эльфами.
В общем, в погоне за зрелищностью студия просто забыла придумать интересную и сколько-нибудь связную историю.
Росомаха
Лучший фильм: «Логан»
Logan, 2017
Росомаха — сложный и трагичный супергерой, получивший бессмертие и острейшие когти в результате чудовищно болезненной процедуры. Его долгая жизнь наполнена потерей близких, убийствами и другими травмирующими событиями. Кажется, появление фильма «Логан» при таком раскладе напрашивалось само собой, даже без учета существования комикса-первоисточника с аналогичным сюжетом. В нем рассказывается о закате жизни Логана, где он постепенно теряет свое бессмертие и сталкивается с вековыми сожалениями.
Картина Джеймс Мэнголда — просто очень хорошая драма о финальном превозмогании побитого жизнью мужчины. Это классическое дорожное приключение, посвященное потрясающему дуэту Росомахи и оберегаемой им девочки-подростка с не менее сложной судьбой.
Худший фильм: «Росомаха: Бессмертный»
The Wolverine, 2013
В отличие от «Логана» с четким творческим видением и стальным нарративным стержнем, «Росомаха: Бессмертный» — максимально безыдейный и безвкусный экшен. Его попросту неинтересно смотреть, поскольку фильм не расширяет историю Росомахи каким-либо осмысленным образом, не показывает героя с новой стороны и даже просто не развлекает зрителя интересно поставленными и снятыми сценами.
Это в буквальном смысле ленивая попытка заработать на Хью Джекмане в роли Росомахи и ничего более.