Властелин кино из Новой Зеландии. 10 фильмов Питера Джексона от худшего к лучшему
10 место – «Познакомьтесь с Фиблами»
Ранний Джексон – безумный Джексон. Дебютные фильмы режиссера распирало от потока креативных идей, как технических, так и художественных. В своем втором фильме, криминальной музыкальной комедии «Познакомьтесь с Фиблами», он экспериментирует яростнее всего. Вместо актеров – ростовые куклы разных зверей: крысы, бегемоты, тюлени, ежи, разве что до австралийских эндемиков Джексон так и не добрался.
Все эти звери работают в театральной труппе на «Шоу Фиблов» (аналог «Маппет-шоу»). Шоу большое и известное, но местные актеры не чувствуют никакой ответственности перед преданными поклонниками, ведь жизнь за кулисами иначе как мракобесием не назовешь. Босс труппы параллельно с управлением театром приторговывает наркотиками и руками крыса-матерщинника снимает подпольное порно, кролик занимается сексом с каждой встречной актрисой, а лягушка-солдат, недавно вернувшийся из Вьетнама, употребляет все виды наркотиков, которые только существуют в природе. Неудивительно, что в итоге это закулисье утонет в крови и экскрементах. Лишь новичок труппы, ежик Роберт, пытается отыскать в этом царстве мрака хоть что-то светлое. И находит – в собачку Люсилль он влюбляется с первого взгляда.
Джексон намеренно сделал из этого кукольного мюзикла отвратительное кино. Пожалуй, самое мерзкое в своей карьере, на заре которой хватало жанровых отвращений. Происходящее напоминает циничный стеб над шоу-бизнесом: над властью продюсеров, слабостью теле- и кинозвезд и постоянными подковерными играми участников насквозь прогнившего сообщества. Смотреть это представление мучительно сложно и неприятно, какой бы дерзкий и вызывающий посыл Джексон в него не закладывал.
9 место – «Милые кости»
Четырнадцатилетняя Сюзи становится жертвой маньяка-педофила Джорджа Харви, соседа ее семьи. Жесткое изнасилование и смерть – вот чем заканчивается земной путь Сюзи, но отправляться в рай она не желает, оставаясь в промежуточном мире и наблюдая за своими родными. Девочка все еще верит в свои мечты и пытается напоследок познать радость жизни. А тем временем душегуб готовит план по новому убийству – сестры Сюзи, Линдси.
«Милые кости» – роман-бестселлер 2002 года, написанный американкой Элис Сиболд. Почему его взялся экранизировать именно Питер Джексон, уже снявший «Властелина колец» и «Кинг Конга» к моменту приобретения прав, решительно непонятно. То ли отдохнуть между эпосами (впереди его ждал «Хоббит»), то ли вновь обратиться к истории загубленной юности, которую ранее рассказывал в «Небесных созданиях». Правда, на этот раз реальность в оптике Джексона замещается картинами яркого чистилища. Жизни после смерти в фильме уделяется куда меньше внимания, чем в романе. Вместо этого – сюрреалистические вылазки в загробный мир. Поклонников литературного первоисточника версия Джексона сильно разочаровала. Хорошо хоть Сирша Ронан получила уникальную возможность продемонстрировать свой необъятный талант, а Стэнли Туччи – сыграть лучшую роль в карьере.
8 место – трилогия «Хоббит»
В одну реку дважды не войдешь. Питер Джексон решил проверить эту поговорку на личном опыте, взявшись за экранизацию маленькой детской книжки Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит». Успех «Властелина колец» как бы подначивал – почему бы не взяться и за «Хоббита», сделать из него большой эпический триптих и вновь собрать все коммерческие и премиальные сливки? Получилось только первое.
Есть множество причин, по которым экранизация толкиновской истории о хоббите Бильбо, волшебнике Гэндальфе и тринадцати гномах удалась не так славно, как задумывалось. Тут и сценарные ухищрения – создателям пришлось выдавливать все соки из трехсотстраничной книжки, придумывая и добавляя в новозеландский котел новые события, героев, сюжетные линии, чтобы растянуть действо на три долгих и основательных фильма. Не все получилось и с технической точки зрения. Декорации не были завершены к началу съемок, многие сцены снимались на зеленом фоне, а персонажи через одного создавались с помощью CGI.
Результат неутешительный – если первый фильм еще худо-бедно мог всколыхнуть теплые воспоминания о Средиземье, то его продолжения представляли собой трещащее по швам «анимационное мыло», которое едва ли исправляли режиссерские версии. Тем не менее, даже такой неудачный «Хоббит» дает сто очков форы практически любому современному блокбастеру.
7 место – «Инопланетное рагу»
В прибрежном новозеландском городке Каихоро приземляется корабль, маскирующийся под огромный особняк. На Землю прибывают инопланетяне во главе с большой галактической шишкой Лордом Крамбом. Цель визита – сбор своеобразных деликатесов в виде человеческих тел для других планет. Гиганты межгалактического рынка фастфуда требуют от него быстрой и качественной работы, но на Земле пришельцы сталкиваются со спецназом, состоящим из оголтелых любителей инопланетных потрохов.
Полнометражный режиссерский дебют Питера Джексона и магия кино в чистом виде. «Инопланетное рагу» сделано за копейки: молодой постановщик тогда работал в офисе пять дней в неделю, по субботам мастерил декорации, костюмы и реквизит из подручных материалов, а в воскресенье занимался съемками. Пикового количества насилия сплэттер Джексона еще не достигает, но отчетливо демонстрирует режиссерский оскал. Такое трэш-кино – памятник непрекращающемуся потоку креативных идей, которые легким взмахом руки мастера превращаются в невероятный фильм.
Как и некоторые другие будущие работы Джексона, «Инопланетное рагу» можно ненавидеть и воротить нос от некоторых его мерзких сцен. А можно и предаться этому комедийному безумству на полтора часа. Тем более в одной из ролей появляется сам Джексон. На экране ему уготован образ блюющего голубой субстанцией инопланетянина, сражающегося за внеземного капиталиста.
6 место – «Кинг Конг»
«Кинг Конг» – пожалуй, самый желанный и долгожданный фильм в карьере Питера Джексона. Новозеландец в детстве и юности так сильно любил оригинального «Кинг Конга» 1933 года, что стал снимать кино в том числе и для того, чтобы однажды самостоятельно рассказать историю огромной гориллы и девушки, в которой монстр души не чает.
Возможность осуществить мечту представилась сразу после труднейших съемок «Властелина колец». «Кинг Конг» получился под стать экранизации Толкина – большой блокбастер с прекрасными спецэффектами, страшными монстрами и достойными актерскими работами Наоми Уоттс, Эдриана Броуди и Джека Блэка. Трехчасовое кино кажется немного затянутым, но все равно – лучше фильма о Кинг Конге в природе не существует. К тому же, работая над картиной, Джексон обновил утерянную сцену из любимого «Кинг Конга» 1933 года (The Lost Spider Pit Sequence) и поучаствовал в создании одного из лучших аттракционов в тематическом парке Universal – огромной иммерсивной локации с двумя экранами c 3D-изображением, куда посетители могут заехать на небольшом трясущемся вагончике и очутиться на Острове Черепа.
5 место – «Страшилы»
Экзорцист-фрилансер Фрэнк Баннистер после аварии, в которой он потерял жену, видит призраков. Некоторым он помогает разобраться с оставшимися земными проблемами, а некоторые участвуют в его шарлатанских делишках. Но однажды он встречается с необычным привидением – оно буквально вырывает сердца своих жертв, лишая тех жизни. Таких в послужном списке призрака-маньяка накопилось больше сорока. Следующей должна стать недавно потерявшая мужа красавица Люси – единственная, кто верит в незаурядные способности Фрэнка. Экзорцист не намерен этого допускать.
В подавляющем большинстве случаев фильмы, которые не могут определиться со своей целевой аудиторией, терпят крах. Со «Страшилами» случилось то же самое, но только в прокате. Сегодня очевидно, что картина идеально поймала настроение Голливуда 1990-х: в ней удачно соединились юношеский задор и легкость с неизведанной, мистической тайной. Получилось нечто вроде «Джуманджи» Джо Джонстона – временами смешно, временами страшно и невероятно увлекательно.
Для Питера Джексона лента стала первой, сделанной в США. Конечно, она была освобождена от новозеландских безумств и больше подходила для массового зрителя. Помогло и то, что в продюсерах значился Роберт Земекис, – дух его франшизы «Назад в будушее» в «Страшилах» тоже витает.
4 место – «Небесные создания»
В новозеландский город Крайстчерч прибывает юная Джульет – активная и любвеобильная школьница из Англии. Она сразу находит себе подругу в лице одноклассницы Полин и проводит с ней все свободное время. Дружба девочек постепенно перерастает в любовь, что сильно беспокоит их родителей. Запущенный конфликт уже никак не остановить – Джульет и Полин решаются на отчаянный шаг, который может разрушить их жизни.
Выход «Небесных созданий» из-под руки Джексона после нескольких кровавых сплэттеров – сродни северному сиянию где-нибудь в Бангладеше. То есть – последнее, что вообще можно было ожидать от постановщика. Нежная, тонкая история, мрачнеющая с каждой новой минутой, существует где-то между фантазией и реальностью так же, как более поздние джексоновские «Милые кости». Да и не только это роднит две картины. Обе открыли миру прекрасных актрис – Кейт Уинслет и Сиршу Ронан. Для Уинслет «Небесные создания» и вовсе стали дебютом в кино. Новозеландскую ленту заметили даже в Голливуде. Питер Джексон вместе со своей постоянной соавторкой и женой Фрэн Уолш получил номинацию на «Оскар» в категории «Лучший сценарий».
3 место – «Живая мертвечина»
Если вы по какой-то причине не видели ни одного раннего фильма Питера Джексона, то знакомство следует начать именно с «Живой мертвечины» – трэша, которому в истории кино почти не найти равных. Картина для новозеландца во всех смыслах «самая-самая»: самая кровавая, самая креативная, самая абсурдная и самая безумная.
Укус редкой крысо-обезьяны превращает человека в зомби. Обитает она в одном из зоопарков Веллингтона. В погожий денек рядом с ее клеткой гуляет властная мать главного героя, Лайнела. Крысо-обезьяна кусает женщину, и та спустя время превращается в живого мертвеца. Впрочем, окружающих это заботит не сильно – мало ли какая болезнь ее поразила. Происходит это ровно до тех пор, пока вирус не распространяется по всему городу, превращая местных жителей в корм для газонокосилки Лайнела.
После просмотра «Живой мертвечины» можно с уверенностью утверждать, что в двух первых работах, «Инопланетном рагу» и «Познакомьтесь с Фиблами», Джексон как может сдерживает себя. Тут же он окончательно уходит вразнос: бесконечно использует любимые крупные планы, тратит тонны бутафорской крови (причем, тонны в прямом смысле – в одной лишь финальной сцене было использовано почти 500 литров), разбрасывает во все стороны куски кожи и обильно поливает экран зомби-выделениями. Киноопыт, который невозможно забыть.
2 место – «Забытые киноленты»
Помимо игрового кино, Питер Джексон снимает и документальное – в этом деле он тоже преуспел. Чего стоит только картина «Они никогда не станут старше» о солдатах Первой мировой войны. «Забытые киноленты» Джексон снял еще в 1990-х, и вообще-то лента не должна попадать в подборку – она ведь документальная. Так, да не так. Это грандиозный пранк режиссера, потрясающая псевдодокументалистика.
По сюжету Питер Джексон (играет сам себя) находит в доме своей тети старые бобины с кинопленками, на которых записаны первые фильмы новозеландского выдуманного режиссера Колина Маккензи, чьи работы до 1990-х считались утерянными. Еще любознательным подростком он стал пионером кинематографа: снял первый полнометражный фильм, случайно изобрел крупный план, впервые применил монтаж и пытался снимать цветное и звуковое кино до того, как это стало мейнстримом.
Джексоновский абсурд выглядит невероятно правдоподобным. Для подтверждения некоторых фактов о Маккензи он даже пригласил актера Сэма Нилла, историка кино Леонарда Малтина и Харви Вайнштейна, которые в кадре нагло, но совершенно правдоподобно врали о величии новозеландского гения начала XX века, опередившего и Мельеса, и Эйзенштейна, и всех остальных.
Фактически режиссер с нуля придумал историю своего великого соотечественника, максимально точно, в деталях рассказал о его судьбе и создал миф, которому невозможно не поверить. Еще забавнее то, что многие зрители, увидевшие «Забытые киноленты» по новозеландскому ТВ в середине 90-х, требовали от властей поставить Маккензи памятник посреди столицы. Так одурачить зрителя может только большой режиссер.
1 место – трилогия «Властелин колец»
Нужно ли вообще объяснять, почему «Властелин колец» – лучший проект Питера Джексона? Одной лишь вложенной душой при создании эпического фэнтезийного триптиха явно не обошлось. Съемки длиной в полтора года, колоссальное уважение к первоисточнику Толкина, уникальная патетика и размах, которого кинематограф ранее не встречал, – это и многое другое принесло трилогии всемирную любовь, несколько миллиардов в прокате, и рекордные 11 «Оскаров» для финальной части истории.
«Властелин колец» стал визитной карточкой не только для режиссера, но и для всего Голливуда, искусства как такового. Даже сложно представить, как авторы настоящего и будущего смогут «перебить» Джексона в заочном соревновании по масштабу, дотошности и верности своим заоблачным идеалам. Несмотря на десяток других несомненных успехов новозеландца в кино, сняв именно «Властелин колец», он в одночасье ворвался в субъективные списки великих режиссеров каждого киномана на планете.
В оформлении статьи использованы кадры из фильмов.