Король комедии и крестный отец драмы. 7 фильмов с Робертом Де Ниро на все случаи жизни
«Крестный отец 2», 1974
Именно за роль молодого Вито Корлеоне в саге Фрэнсиса Форда Копполы Роберт Де Ниро получил свой первый «Оскар». Из бурной смеси кровей он выжал и показал зрителям все свое итальянское нутро. Он создал на экране опасно притягательный образ мафиози, который достигает в жизни всего, движимый детской травмой, желанием отомстить и волевым характером.
Де Ниро, поклонник системы Станиславского, отказался от жесткого грима, чтобы быть похожим на молодого Марлона Брандо (Вито Корлеоне в первом «Крестном отце»). Но он ювелирно точно снял его движения, характерную манеру смотреть и говорить рычащим полушепотом. А ведь история могла повернуться по-другому, если бы Коппола не отверг Де Ниро в 1971 году, когда тот пришел пробоваться на роль Сонни Корлеоне. Смотреть этот фильм – а лучше все три – нужно в дождливый выходной день. Чтобы ничто не отвлекало от трехчасового шедевра и было время сравнить Вито Корлеоне со всеми остальными гангстерами, которых воплотил Роберт Де Ниро.
«Охотник на оленей», 1978
Карьера Де Ниро выстраивалась в Америке конца 60-х – начала 70-х годов. Страна была ранена войной во Вьетнаме и пыталась отрефлексировать эту боль через искусство. «Охотник на оленей» Майкла Чимино стал очередным признанным шедевром в копилке уже известного актера.
Три истории друзей до, во время и после Вьетнамской войны. Де Ниро играет американца русского происхождения, и его фамилия, Вронски, его постоянное обращение к небу и любимая «забава» – охота на оленей – красноречиво сообщает зрителям, что тут явно не обошлось без вдохновения Львом Толстым.
Актер, чья страховка жизни сейчас стоит целое состояние, вспоминает, что на съемке «Охотника» действительно не мылся, сидел в воде в клетке с крысами, висел на тросе на летящем вертолете, отбивался от ядовитой змеи. И сейчас уже эти производственные неурядицы сложно отделить от финального результата. Смотреть картину лучше всего с друзьями, чтобы оценить, как бережно режиссер и актеры обошлись с культурой русских эмигрантов.
«Король комедии», 1982
О ленте «Король комедии» Мартина Скорсезе все вспомнили в 2019 году, когда на экраны вышел «Джокер» с Хоакином Фениксом, в котором отовсюду торчали референсы и оммажи на хит Скорсезе. Не говоря уже о том, что Де Ниро в «Джокере» играет ведущего телешоу, куда приходит герой Феникса.
В оригинальном фильме звездный актер исполняет роль довольно заурядного комика, который уверен в своем величии. Он берет в заложники ведущего любимого шоу и требует транслировать свое выступление на всю страну. В этой картине Де Ниро показал себя не столько хорошим комедийным актером, сколько выдающимся импровизатором. Он так убедительно и неполиткорректно шутил на съемках, что исполнитель роли телеведущего, Джерри Льюис, чуть не набил Роберту лицо.
Смотреть «Короля комедии» лучше всего в компании киноманов, которые оценят первые шаги Де Ниро в «легком» жанре, его клоунские костюмы и сатиру на шоу-бизнес.
«Влюбленные», 1984
«Иногда магия – это единственное, что реально», – гласит слоган фильма «Влюбленные». Стоит добавить уточнение – магия любви. Такого нежного, трогательного, робкого, мечтательного Роберта Де Ниро мало где можно встретить.
Его герой, Фрэнк, в канун Рождества встречает в книжном магазине Молли, ее играет Мэрил Стрип. У каждого есть семьи, но как им быть, если судьба раз за разом сводит именно этого мужчину с именно этой женщиной вместе. По описанию это малоизвестное кино о кризисе среднего возраста, о том, что изменить жизнь никогда не поздно, и о необходимости слушать свое сердце, похоже на десятки мелодрам Норы Эфрон.
Фильм стоит посмотреть, чтобы понять – режиссер Улу Гросбард вместе со своими оскароносными звездами создал эталон для подобных сюжетов. И чтобы «восстановить справедливость» после просмотра «Охотника на оленей», где чувства героя Де Ниро к героине Стрип были безответными. Тут двое ярких актеров очень аккуратно и осторожно, буквально на полутонах разыгрывают неожиданную любовь. С кем такое смотреть, как не с любимым человеком?
«Франкенштейн», 1994
Поклонники системы Станиславского, как известно, в первую очередь театралы. Но у Де Ниро уйти на театральную сцену на постоянной основе из-за его бешеной популярности не получилось. Зато получилось реализовать театральный материал у театрального режиссера в кино.
В 1994 году он снялся у Кеннета Браны в его постановке «Франкенштейн». Играл неугомонный Роберт, конечно, Существо. Кажется, что основным манком для него было заявление режиссера, что он ищет «бесстрашного актера». Сложнейший грим из десятков швов накладывался до 12 часов. Однако Де Ниро было мало внешнего перевоплощения, во время подготовки он общался с людьми, которые пережили тяжелые физические травмы, чтобы перенять их манеру речи. А уже во время съемок по-настоящему укусил эпизодическую героиню. Правда, этого эпизода в фильме не увидеть.
Кино получилось по-театральному напыщенным, поэтому поклонникам бытового реализма его лучше не смотреть. При этом претензий к актерской игре Роберта Де Ниро быть не может. Так что можно оставить это кино на вечер экспериментов.
«Плутовство», 1997
Роберт Де Ниро играет крутейшего пиарщика, который вместе с продюсером в исполнении Дастина Хоффмана проворачивает грандиозную предвыборную кампанию для оскандалившегося кандидата.
Российским зрителям, возможно, это не так важно, но сам Де Ниро, как демократ, был совсем не прочь посмеяться через кино над республиканцами. Он даже согласился сниматься без аванса ради такой возможности. Вторым аргументом стала работа с Дастином (чуть позже актеры и вовсе сваляют дурака в «Знакомстве с Факерами»).
В итоге получился улыбчивый и таинственный персонаж, который всегда добивается своего. Этакий дьявол мира политтехнологий. Вокруг фильма даже сложился миф, что во время съемок в Вашингтоне ведущие актеры рассказали сюжет «Плутовства» президенту Клинтону. Рекомендуется смотреть с друзьями-пиарщиками и другимим работниками медиа.
«Анализируй это», 1999
Роберт Де Ниро – человек не только большого таланта, но и хорошей самоиронии. Поэтому уже в 1999 году он с удовольствием сыграл пародию на всех своих мафиози, которые прославили его в кино.
Криминальная комедия «Анализируй это» Харольда Рэмиса сталкивает карикатурного крестного отца и затюканного психоаналитика. Задача – за несколько дней избавить героя Де Ниро от депрессии и не допустить нервного срыва. А получается срыв комедийный. В своем стремлении сделать все максимально аутентично актер даже помогал кастинг-директору в поиске массовки в районе Маленькая Италия в Нью-Йорке. Но главное, что ему совсем не нужно было погружаться в роль: он просто с удовольствием в каждом кадре избавлялся от прилипшего амплуа и сыпал непристойными, но чертовски запоминающимися афоризмами. После просмотра этого фильма копилка ярких фразочек «для
В подготовке материала были использованы кадры из фильмов и сериалов.