Иди за белым кроликом. 5 неожиданных фильмов, вдохновленных «Алисой в Стране чудес»
«Матрица»
Культурный феномен «Матрицы» разбирают и анализируют уже больше 20 лет, находя в научно-фантастической трилогии Вачовски все новые смыслы и подтексты. Однако самую крупную и важную аллюзию фильма никто и не скрывал: разумеется, это антиутопическое произведение вдохновлено «Алисой в Стране чудес».
В качестве главной Алисы здесь выступает Нео — человек, сам того не осознавая, очутившийся в симуляции вместе с другими захваченными машинами людьми. Что интересно, «Страной чудес» здесь показана не «волшебная» Матрица, а, наоборот, реальный мир, о чем сообщает Морфиус:
«Примешь синюю таблетку — и сказке конец. Ты проснешься в своей постели и поверишь, что это был сон. Примешь красную таблетку — войдешь в Страну чудес. Я покажу тебе, глубока ли кроличья нора».
Параллелей в серии полно. Самая яркая — с Белым кроликом. Он есть в виде татуировки на плече героини Багз, названной в честь Багза Банни. В первом фильме Нео командуют «следовать за белым кроликом». Ну а в качестве «кроличьей норы» в Матрице используются зеркала, позволяющие перемещаться между двумя мирами.
«Обитель зла»
На самом деле аллюзии на «Алису в Стране чудес» зачастую считаются довольно ленивым творческим приемом, который используют безыдейные авторы. Ведь если обрамить поверхностную и банальную историю аллюзией на «Алису», то происходящее вдруг станет глубоким и философским. Разумеется, это не так.
Лучший пример абсолютно искусственных параллелей с шедевром Кэрролла — первый фильм «Обитель зла», экранизация серии хоррор-игр Resident Evil. Режиссер фильма Пол У. С. Андерсон сильно исказил первоисточник и добавил множество собственных идей. Например, придумал собственную главную героиню Элис (Алису), которой противостоит злобный ИИ Красная королева. Да, на этом аллюзии к «Алисе» заканчиваются. Нет, это совершенно не влияет на восприятие экшен-фильма.
«Хроники Нарнии»
Фэнтезийный книжный цикл Клайва Стейплза Льюиса и их экранизации — довольно прямолинейные аналоги «Алисы в Стране чудес». В качестве «кроличьей норы» здесь выступает волшебный платяной шкаф, через который главные герои попадают в фантастический мир с говорящими зверями и другими магическими явлениями. В отличие от произведения Кэрролла, где Страна чудес была намеренно примитивной в своем устройстве, Льюис выстраивает сложный мир, через который высказывается на тему религии и классового деления реального общества.
Как и в случае с «Алисой», в «Нарнии» вымышленный мир, при всех его недостатках и опасностях, выглядит куда интереснее и привлекательнее реальности.
«Унесенные призраками»
Интереснее всего наблюдать за крайне редкими случаями, когда авторы не просто проводят параллели между своей историей и «Алисой», а используют сказку Кэрролла в качестве фундамента. Лучший пример развития идей культовой книги — легендарный анимационный шедевр «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки.
Хотя в ленте японского режиссера нет явных белых кроликов и Алисы, провести параллели очень легко. Главная героиня «Призраков», девочка Чихиро, попадает в мир духов, когда ее родители по ошибке сворачивают в темный туннель и оказываются в месте, которое выглядит как заброшенный парк развлечений. Чихиро, в отличие от Алисы, поначалу неохотно адаптируется к новой жизни, но в итоге развивается и взрослеет как личность. И, конечно, ищет способ вернуться в реальность.
«Запрещенный прием»
У каждого культового произведения в итоге появляется мрачный и даже брутальный пересказ — это лишь вопрос времени. Вот и «Приключения Алисы в Стране чудес» спустя полтора века после публикации стали историей о том, как девочка, страдающая от жутких психологических травм, воображает более красочный и веселый, хоть и не беспроблемный мир — поскольку больше не может совладать с собственной реальностью. Это произошло в любимой многими игре American McGee’s Alice гейм-дизайнера Американа Макги, а позже — в фильме «Запрещенный прием» Зака Снайдера.
Эта странная и депрессивная лента рассказывает о девушке, которую насильно отправляют в психбольницу. Там героиня обретает способность перемещаться в другой мир, где она вместе с несколькими напарницами сражается с врагами и планирует побег. Как несложно догадаться, через захватывающие битвы девушка на самом деле пытается совладать с произошедшими с ней в реальности ужасами, а также отомстить.