Гадость или гадость: 5 недооцененных, но жутких хорроров 2024 года | Кино | Time Out

Гадость или гадость: 5 недооцененных, но жутких хорроров 2024 года

Дмитрий Евстратов   30 октября 2024
4 мин
Гадость или гадость: 5 недооцененных, но жутких хорроров 2024 года
Фото: архивы пресс-служб
Вы уже успели испугаться от одного только вида Николаса Кейджа в «Собирателе душ», посмеяться над кровавым пиршеством третьего «Ужасающего» и поморщиться от физиологических трансформаций Деми Мур в «Субстанции»? Тогда в канун Хеллоуина рассказываем вам о пяти не таких заметных, но не менее жутких хоррорах этого года.

«Одержимая»

Фолк-слоубернер из программы Берлинского кинофестиваля, который заставит зрителя всерьез страдать вместе с Агнес — новоиспеченной женой деревенского мужика XVIII века. Она пытается ассимилироваться в маленькой австрийской общине, но местные ее не принимают. С каждым днем психологическое состояние Агнес ухудшается, и она попадает в «дьявольскую баню» (оригинальное название фильма) — таким термином раньше называли депрессию, доводящую до преступления. 

Медленную, неповоротливую и бессобытийную историю приходится буквально переживать, вымучивать вместе с Агнес, оттого и ее страшное финальное решение перестает казаться однозначно аморальным. Кино удивительным образом выбивает почву из-под ног и приглашает к размышлению о пагубности распространения стереотипов, разрушающих любую индивидуальность. 


«За гранью З/Л/А»

Хоррор-франшиза «З/Л/О» обзавелась уже седьмой частью. Каждая снята в формате «найденной пленки» и представляет собой небольшой альманах ужасов. В этот раз создатели посвятили мокьюментари контактам человека с инопланетными существами. Новеллы начинаются одинаково: псевдодокументалисты в поисках материалов отправляются в загадочные места и сталкиваются с необъяснимыми явлениями или монстрами. Итог — один и тот же, разнится только наполнение. 

Из интересного — отметим часть про парашютистов, столкнувшихся с НЛО прямо в воздухе, и эпизод о владелице приюта для собак, которая заточает гостей-кинематографистов в подвале и выращивает из них квадроберов-убийц. Кажется, еще ни один хоррор в 2024 году не был настолько актуальным.


«Нежить»

Если вы соскучились по расчлененным американским студентам (а этот жанр популярен со времен оригинальной «Техасской резни бензопилой»), то в 2024 году таких фильмов было несколько. Выделим «Нежить» — кровавый сплэттер, в котором компания друзей находит в лесу старый кулон с надписью «Motherfucker №1» и тем самым пробуждает убийцу в маске. Тот методично выцепляет их по одному и четвертует. Не так ярко, смешно и эпично, как в третьем «Ужасающем», но крайне жутко.

Главное отличие «Нежити» от большинства слэшеров — оптика. Пока в крикоподобных ужасах зрители следят за ни о чем не подозревающими студентами, вместе с ними веселятся и пугаются скриммерам, то в картине Криса Нэша все перевернуто с ног на голову. Режиссер предлагает взглянуть на жертв глазами маньяка со стороны: мы будем выглядывать из-за деревьев, медленно готовиться к новому убийству и, словно игроки в компьютерную RPG, от третьего лица наблюдать за его зверствами, как бы участвуя в них. Опыт, признаться, не из приятных.


«Проклятие “Зов могилы”»

Южнокорейский хит «Проклятие “Зов могилы”» повествует о команде профессиональных работников сверхъестественного фронта, помогающих богачам справиться с родовыми проклятиями и принести покой в их семьи. Их очередное дело — спасение семьи корейского происхождения из Лос-Анджелеса от духа разгневанного предка. Им предстоит достать из-под земли гроб с телом и кремировать как можно быстрее. Впрочем, все идет наперекосяк — и наружу вырывается сущность похлеще некогда состоятельного корейца.

«Проклятие “Зов могилы”» вполне может сойти за простенький хоррор о борьбе с духами, но на деле все гораздо сложнее: это своего рода раскопки исторических скреп корейского народа, попытка в жанровой форме поразмышлять о том, что когда-то разделило Корею и как за это расплачиваются потомки. Недаром за обыденным для профессионалов духовного мира наследственным проклятием скрывается зло посерьезнее — и режиссер Чан Джэ-хен в этой борьбе настоящего с прошлым отдает преимущество сегодняшнему дню, заявляя, что закопать топор войны получится только после того, как он будет полностью раскопан.


«Паутина страха»

Жизнь в обычной французской многоэтажке в пригороде Парижа протекает своим чередом: одни жильцы торгуют ворованными кроссовками, другие вечно ссорятся и не вовремя делают ремонт. А еще здесь живет Калеб — большой фанат мелкой живности. Он коллекционирует змей, скорпионов и разных насекомых. Однажды он приносит в квартиру ядовитого африканского паука, который по невнимательности парня тут же сбегает и начинает быстро размножаться, причем каждое новое поколение превосходит предыдущее в размерах. Постепенно паучье семейство захватывает многоэтажку, убивает ее жителей, и властям приходится закрыть дом на карантин, фактически заживо заточив его обитателей в клетке с пауками.

«Паутина страха» — настоящий кошмар для арахнофобов. Членистоногих разных форм и размеров в фильме так много, что кино походит на экранизацию любимого австралийского мема: увидел паука — сбежал из дома, из страны, с Земли, в конце концов. Правда, героям бежать почти некуда: все двери перекрыты, парижская полиция удерживает их едва ли не всем личным составом. Учитывая, что большинство персонажей ленты арабы, возникает еще и социальный комментарий, который привел «Паутину страха» в программу Венецианского кинофестиваля и к победам на престижных фестивалях ужасов.