10 графических романов для ценителей современного комикса
Александр Кондратьев, Андрей Дроздов, Аскольд Акишин «Маяковский. Как делать стихи»
В серии комиксов о поэтах Серебряного века есть тома, посвященные Льву Гумилеву и Анне Ахматовой, – над ними работали сценарист Денис Двински и руководитель комикс-центра SMART-библиотеки им. Анны Ахматовой Андрей Дроздов. Сравнительно недавно вышел и третий выпуск серии – про Владимира Маяковского. Жизнеописание самой противоречивой звезды Серебряного века создали сценарист Андрей Кондратьев и бессменный художник серии Аскольд Акишин. Вопреки биографии поэта, у книги открытый финал – как будто Маяковский и не стрелялся, а сразу из этой жизни шагнул в бессмертие.
Маржан Сатрапи «Персеполис»
Маржан Сатрапи родилась в Тегеране. Поначалу ее жизнь была самой обычной, а потом случилась Исламская революция, женщин и девочек заставили носить паранджу. Иран вступил в войну с Ираком, и дни и ночи превратились в ожидание бомбардировок и постоянный страх за близких. О своей жизни в Иране, учебе в Европе и окончательном прощании с родиной Сатрапи в 2000 году нарисовала графический роман. Он был с восторгом принят на Ангулемском фестивале комиксов, получил Премию Питера Пэна, переведен на 16 языков, в том числе на русский. Экранизация «Персеполиса» получила спецприз Каннского фестиваля и номинировалась на «Оскар».
Арт Шпигельман
«Маус»
Комикс о Холокосте – да, звучит странно, но рисованные истории давно уже перестали быть чем-то из разряда увеселительных картинок. Американский писатель и художник Арт Шпигельман рассказал в «Маусе» историю своей семьи: в романе его отец Владек рассказывает о жизни в Польше до войны, о заключении в Аушвице, Гросс-Розене и Дахау. Все герои в романе представлены в образах животных: евреи – мыши, немцы – кошки. «Маус» стал единственным графическим романом, который получил особое упоминание престижной Пулитцеровской премии. Сегодня «Мауса» используют в качестве учебного пособия на курсах еврейской истории и европейской культуры. В 1999 году имя Арта Шпигельмана было внесено в Зал славы Премии Айснера.
Сергей Ануфриев,
Павел Пепперштейн
«Мифогенная любовь каст в комиксах»
На территорию комиксов все охотнее заходят современные художники. Знаменитый роман Сергея Ануфриева и Павла Пепперштейна о борьбе советских магов с фашистами прозвучал в конце 1990-х. Спустя двадцать лет истории про Парторга в сумрачном лесу, оракула Советочку и прочих персонажей превратились усилиями тридцати художников в комикс. Виктор Пивоваров, Кирилл Челушкин, Иван Разумов, Евгений Митта и другие представили свое графическое видение одной из глав.
Дмитрий Елецкий,
Глеб Мельников
«Невероятное путешествие от вторника и до субботы»
Жил-был Сергей Прокудин-Горский. Фотограф, создатель собственной технологии получения цветных диапозитивов в графическом романе Дмитрия Елецкого и Глеба Мельникова отправляется на поиски мистического артефакта – Клепсидры Белого замка, а за ним по пятам идут агенты императора Муцухито. Альтернативная история, философские вопросы бытия и бессмертия – чтение захватывающее и для тех, кто знаком с биографией Прокудина-Горского, и для тех, кто ценит хороший фантастический сюжет.
Джо Келли
«Я убиваю великанов»
Пятиклассница Барбара носит в сумочке молот Ковелески, которым расправляется с великанами, не общается с ровесниками, да и вообще мало с кем контактирует. Пробиться к нелюдимой воительнице пытается София, живущая по соседству, и школьный психолог.
Историю про бегство от реальности придумали сценарист Джо Келли и художник Х.М. Кэн Ниимура и получили за нее «Золотую награду» Международной премии манги, а Young Adult Library Services Association включила работу Келли в топ-10 лучших графических романов для подростков.
Алан Мур «Хранители»
В любом мало-мальски важном рейтинге графических романов «Хранители» окажутся на первых строчках. Во-первых, произведение Алана Мура и Дэйва Гиббонса невероятно далеко ушло от просто комикса – это, скорее, литературная симфония, причем довольно мрачная. Во-вторых, сюжет, который разворачивается в альтернативном мире, где все еще идет Холодная война, со множеством героев, детективными поворотами и психологическими твистами своей насыщенностью и сложностью больше похож на большой роман. У «Хранителей» множество наград, в том числе престижные Премии Айснера и Хьюго.
Уилл Айснер
«Контракт с Богом и другие истории арендного дома»
В 1970-х годах «Контракт с Богом» произвел настоящую революцию в жанре комиксов. Спрятанные под обложкой четыре истории о еврейских иммигрантах, живущих в 1930-х в доме на Дропси-авеню в Нью-Йорке, основанные в том числе и на воспоминаниях автора, стали одним из первых графических романов. А сам Уилл Айснер – основателем этого жанра. Он знал точный рецепт успеха: рассказывать не о сказочных мирах, а о реальной жизни, без прикрас ее документируя. В 1988 году главной награде комикс-индустрии присвоили его имя: получить Премию Айснера все равно что увековечить свое имя на скрижалях.
Нил Гейман
«Песочный человек»
Единственный графический роман, который получил премию World Fantasy Award, и четырехкратный обладатель Премии Харви. Изначально писатель Нил Гейман работал над ребутом одноименных комиксов, которые в 1970-х выпускались DC Comics. Но из обсуждений выросла совершенно новая история – и новый Песочный человек. У комикса Геймана совершенно колдовское обаяние. История Морфея, которого на 70 лет пленили оккультисты, – лишь начало большой истории, в которой переплетаются боги, смертные, музы, эльфы и даже кошки.
Билл Уиллингхэм «Сказки»
«Сказки» – это ответ на вопрос, что же на самом деле спрятано за «долго и счастливо» в финале каждой волшебной истории. Задумав новый проект, Билл Уиллингхэм не стал идти по простому пути и описывать, как Золушка довела во дворце всех до белого каления своей патологической любовью к чистоте. Он придумал сказочным героям новые истории, в которых они действуют и живут уже совсем по-другому. Читателям предстоит узнать, почему неладно в Сказкитауне и куда подевалась сестра Белоснежки Роза.