Возвращение археолога со стажем. Как создавался Индиана Джонс
Индиана Джонс был придуман еще до выхода «Звездных войн»
В начале 1970-х Джордж Лукас отчаянно пытался найти свое место в Голливуде. Недавний студент кинематографического факультета Университета Южной Калифорнии снял несколько короткометражек и провалившуюся в прокате антиутопию «THX 1138».
Найти аудиторию ему помог Фрэнсис Форд Коппола, предложивший снять легкую и понятную широкой публике картину. Таковым оказалось молодежное драмеди «Американские граффити» – один из самых прибыльных проектов Нового Голливуда и третий по кассовым сборам фильм 1973 года (115 млн долларов при бюджете менее 1 млн).
Благодаря этому успеху, Лукас получил возможность работать над идеями всей своей жизни. Уже в конце 1973 года он основательно взялся сразу за два сценария. Первый – его давняя мечта – космоопера в стиле фантастических сериалов и комиксов, которые режиссер обожал в детстве. Из него впоследствии родились «Звездные войны».
Второй сценарий под заголовком «Приключения Индианы Смита» тоже основан на воспоминаниях из детства. В 1950-х, помимо сериалов о кораблях, бороздящих просторы Вселенной, Лукас увлекался pulp-журналами и приключенческими шоу, герои которых, словно выходцы из вестернов, скакали на лощадях и пользовались ковбойскими примочками. Главным героем он сделал археолога по имени Индиана Смит в кожаной куртке, шляпе и с трехдневной щетиной. По задумке, тот путешествует по миру, ищет древние артефакты и другие реликвии исчезнувших цивилизаций, параллельно сражаясь с охотниками-злодеями.
У Индианы Джонса могло быть сразу несколько прототипов
Выбирая между космосом и погоней за реликвиями, Лукас остановился на первом и отложил «Приключения Индианы Смита» до лучших времен, которые, впрочем, настали довольно скоро. Правда, уже не для Смита, а для Джонса.
В 1977 году на экраны вышел четвертый эпизод «Звездных войн», раз и навсегда изменив кино. Планов у Джорджа было много, но после громкой премьеры ему непременно требовался отдых. На Гавайях он пересекся со Стивеном Спилбергом – тот только что выпустил «Близкие контакты третьей степени» и улетел на острова готовиться к будущим проектам. Друзья делились идеями, и Стивен впроброс обмолвился о планах снять приключенческую картину о Джеймсе Бонде или «что-то в этом духе». Лукас тут же остановил его и сказал: «Зачем тебе Джеймс Бонд? У меня есть персонаж получше!», – и рассказал другу об Индиане Смите.
Хотя о реальных прототипах героя создатели – Лукас, Спилберг и сценаристы «В поисках утраченного ковчега» Филип Кауфман и Лоуренс Кэздан – так и не рассказали, в приключениях Индианы угадываются сразу несколько историй, произошедших с реальными археологами, что, в общем-то, подтверждает теорию о собирательном образе Джонса.
Исследователи франшизы отыскали почти десять возможных археологов-прототипов Индианы. К примеру, Хайрам Бингем, открыватель затерянного города инков. Он, как и герой Форда, преподавал историю и археологию в Принстоне и Йеле, а в 1911 году затеял опасное путешествие по памятникам цивилизации инков и обнаружил крепость Мачу-Пикчу.
Или другой пример – немецкий археолог-любитель и оберштурмфюрер СС Отто Ран. Еще со школьной скамьи он увлекался археологией и исследовал религиозный мистицизм, включая легенды о Чаше Грааля. Под конец 1930-х от режима он отказался, совершил самоубийство, а его книги впоследствии легли в основу исследований и художественных произведений, в том числе «Кода да Винчи» Дена Брауна и «Индианы Джонса». В сценарии первой части франшизы действительно много пересечений с судьбой Рана.
Другими возможными прототипами называют полковника Перси Харрисона Фосетта, вдохновлявшего своими рассказами Артура Конана Дойля и участвовавшего в поисках утраченного города; археологов Вендиля Джонса, носившего похожую шляпу и такую же фамилию, и Фредерика Митчелла-Хеджеса, якобы обнаружившего при раскопках древнюю реликвию – хрустальный череп из Лубаантуна.
Джордж Лукас долгое время не хотел видеть Харрисона Форда в главной роли
Споры о том, каким должен быть Индиана, завязались между Спилбергом и Лукасом с самого начала обсуждений сценария. Спилберг хотел снять своего «Джеймса Бонда», поэтому сразу же заявил, что Джонс будет плейбоем, не стесняющимся выпить и покутить. Лукас, вдохновлявшийся сериалами 1950-х ни в какую не соглашался с таким видением, желая сделать из Индианы почти образцового мужчину – отважного искателя приключений с профессорским бэкграундом.
На этом, впрочем, споры не закончились. Режиссеры перенесли их в кастинговую плоскость – Спилберг, недолго думая, предложил на главную роль кандидатуру Харрисона Форда, но Лукас сходу отказался от этой затеи. Он не хотел брать в новые проекты актеров, с которыми уже работал, а с Фордом Джордж к тому времени сделал два фильма: «Американские граффити» и первые «Звездные войны». В случае последних у Лукаса практически не было выбора, и он согласился вновь поработать с Фордом. Но в «Индиане Джонсе» он был твердо намерен сменить актера.
Студия объявила о начале масштабного кастинга, причем довольно необычного. Проходил он на кухне Lucasfilm. Кандидаты на роль приходили, готовили и общались со Спилбергом и Лукасом (признайтесь, вы бы тоже посмотрели выпуски «Смака» с такими ведущими?), и только после этого отобранные претенденты попадали во второй тур, где получали возможность проявить актерские таланты. Список прошедших на следующий этап кастинга был внушительным и звездным: Питер Койот (сыграет позже у Спилберга в «Инопланетянине»), Джефф Бриджес, Деннис Куэйд, Курт Рассел, Крис Кристофферсон, Ник Нолти, Чеви Чейз и другие.
В итоге был выбран Том Селлек, параллельно заключивший контракт на съемки в сериале «Частный детектив Магнум». Там он должен был сыграть героя, которого изначально видел в Индиане Спилберг – гавайского мужчину, окруженного красивыми девушками и разъезжающего на дорогом Ferrari, «адаптированного» Бонда.
Планировалось, что Селлек сначала снимется у Лукаса и Спилберга, а затем отправится на съемки сериала. Однако работа над пилотом «Магнума» началась на несколько недель раньше, и Селлек из-за контрактных обязательств вынужденно отказался от участия в «Индиане Джонсе». Так всего за две недели до старта съемок фильм остался без актера – тогда-то Лукас и обратился за помощью к Форду, который тут же согласился.
Благодаря тому, что Лукас дважды поступился своими принципами, Форд получил две главные роли в своей карьере – Хана Соло и Индиану Джонса. Обоих героев в оригинальных франшизах он так никому и не отдал, лишь в спин-оффах его подменяли молодые актеры. Перед премьерой пятой и заключительной части серии 80-летний Форд получил почетную «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и сказал:
«Есть лишь один Индиана Джонс. Это Джеймсов Бондов может быть сколько угодно, потому что актеры либо начинают стареть, либо начинают просить больше денег. Но я не такой, чтобы стареть».
Джонс – преподаватель, археолог и спецагент
Биографию героя Харрисона Форда Лукас и Спилберг прорабатывали четыре дня на Гавайях в 1977 году. Позднее совместными усилиями сценаристов всех пяти частей франшизы, сериалов, авторов книг и комиксов был создан образ, дополняемый на протяжении многих лет.
Что известно об Индиане? Он родился в 1899 году в Принстоне. В детстве путешествовал по миру вместе с отцом, знакомился с известными людьми и пропитывался духом приключений. После возвращения в Штаты мальчик потерял мать, и его отношения с отцом расстроились. Вероятно, это придумка Спилберга, выделяющего проблему едва ли не в каждом своем фильме. Через несколько лет Индиана бросил школу, участвовал в сражениях Первой мировой войны, а следом отправился в Чикаго учиться археологии. Наука захватила его, и, окончив университет, в 1930-х он активно занялся преподаванием и археологическими исследованиями («Индиана Джонс и храм судьбы»).
Незадолго до начала Второй мировой Джонс начал сотрудничать с властями – сначала они предложили ему найти Ковчег Завета («Индиана Джонс в поисках утраченного ковчега»), а позже – присоединиться к Управлению стратегических служб. Индиана становится шпионом, противодействуя нацистам и советским агентам («Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»). А в «Колесе судьбы» ему и вовсе приходится давать отпор нацистам, нанятым американским правительством для победы над Советским союзом в космической гонке.
Этот послужной список кажется чуть ли не супергеройским – какому еще преподавателю выпадет такая опасная приключенческая доля. Но Лукас с самого начала видел в Индиане человека без суперспособностей, зато очень смелого, эмпатичного и не лишенного чувства юмора. Герой Форда – натура циничная и романтичная. Он не стесняется шутить над своими ошибками, любит путешествовать, бывать в одиночестве и проводить время со спутницей (на Мэрион Равенвуд он женился спустя 32 года после знакомства). Пожалуй, лучше Стивена Спилберга образ описать невозможно:
«Индиана Джонс – неидеальный герой. Думаю, благодаря его недостаткам зрителям кажется, что, проявив чуть больше старания и смелости, они могли бы стать такими, как он. Он не Терминатор. Он не настолько далек от аудитории кинотеатров, чтобы люди не могли связать с ним свои мечты и устремления. Он даже не Джеймс Бонд. Бонд тоже не супергерой, но у него образ более непроницаемый».
Вероятно, в этом и кроется основная причина бешеной популярности Индианы Джонса. В 2023 году пятая часть франшизы, выходящая спустя 42 года после оригинальной картины и 15 лет после четвертой, все еще считается одним из самых ожидаемых фильмов года и демонстрируется на Каннском кинофестивале. А вселенная Индианы до сих пор пополняется новыми книгами, комиксами и играми, пусть и заметно реже, чем 30 лет назад.
Права на франшизу сегодня принадлежат компании Disney. Боссы после долгих консультаций уже объявили, что «Колесо судьбы» станет последним фильмом в серии, и студия продолжит концентрироваться на расширении вселенной «Звездных войн», как и Джордж Лукас в 1970-е, однако чеховское ружье в виде «Индианы Джонс», конечно, еще выстрелит. Где и когда – покажет время.