«Сейчас людям нужна психологическая поддержка». Интервью с креативным продюсером Марусей Трубниковой
Индустрия российских сериалов на подъеме, несмотря ни на что. Как думаете, с чем это связано?
За последние несколько лет онлайн-платформы приучили зрителей к регулярному появлению нового контента, который заметно отличается от телевизионного. Более того, люди постепенно привыкли за него платить. А западные сериалы стали более труднодоступными. Поэтому сейчас все делают ставку на российские сериалы.
Другой важный момент – смена подхода к поиску сценариев. Если раньше важен был сложный концепт, сейчас все хотят проекты с большой сезонностью. Это уже не 6, 8, 12 серий, а, скажем, шесть сезонов по 20 серий.
Значит, нужны герои, за которыми хочется следить в течение долгого времени, и темы сериалов должны быть общечеловеческие и понятные всем – любовь, дружба.
Каково это – работать продюсером в сериале? В чем главные сложности этой работы и есть ли какие-то особенности у российских проектов?
Продюсеров на сериале много, я – креативный. Креативный продюсер – это российское изобретение, в других странах такой человек называется «шоураннер». То есть тот, кто занимается созданием сериала от начала до конца. Но если шоураннер – это еще и автор идеи, у нас креативный продюсер может зайти в проект, когда идея и сценарий уже существуют. Поэтому у нас в индустрии креативный, можно сказать, отвечает за творческое воплощение авторского замысла.
Создание кино или сериала – процесс коллективный, каждый приносит в проект свое мировоззрение и представление о прекрасном, и креативный продюсер должен эти точки зрения «поженить» и сделать так, чтобы все это работало на общую идею.
В вашем портфолио почти все заметные проекты «Кинопоиска». Расскажите, как проходила работа над ними?
Когда я пришла в «Кинопоиск», платформа только собиралась запускать сериалы. В 2018 году, никто еще толком не понимал, как это будет работать. По сути, это был стартап. Приходилось принимать сложные решения о запусках и убеждать коллег в актуальности именно этих концептов.
Первые полтора года были сумасшедшими: я с невероятной скоростью «бегала» по рынку в поисках проектов, читала вообще все, что на тот момент было написано. А найти надо было что-то совсем не похожее на то, что показывают по телевизору. Честно говоря, процесс поиска был тяжелее и энергозатратнее, чем последующие съемки.
Долго принимали решение по запуску самого первого сериала на «Кинопоиске», «Последнего министра», и не пожалели: сериал оказался очень успешным.
Сейчас многие мечтают попасть в индустрию, написав хороший сценарий. Каким был ваш первый опыт?
Совсем детский. Я только-только поступила на сценарный факультет во ВГИК к Аркадию Инину, у меня были написаны все три короткометражки в мастерской, и я случайно познакомилась с режиссером Ильей Аксеновым, позднее снявшим сериалы «Мир. Дружба. Жвачка» и «Капельник». Он тогда был студентом высших сценарно-режиссерских курсов у Владимира Меньшова и искал сценарий для своей дипломной работы. Я ему отправила все три истории, он их прочитал, и одна ему понравилась.
В итоге мы сняли кино, очень детское, смешное, наивное. Фильм называется «Общество анонимных оптимистов», его можно найти на YouTube. Меньшов нас хвалил, я гордилась невероятно. И начала активно писать.
Пару раз поработала двадцать пятым автором на сериалах, а потом одновременно случились «Филатов» и «Порт» – с них фактически и началась моя карьера. Хотя по-настоящему я пишу последние два года, до этого все-таки больше занималась продюсированием.
«Номинация» – это сериал о кино. Насколько проект отражает то, что действительно может произойти во время съемок?
Сценарий для «Номинации», за которую мы получили премию Ассоциации продюсеров кино и телевидения, мы писали вместе с Надей Михалковой, которая, как вы понимаете, выросла на съемочной площадке. Конечно, сериал честно рассказывает обо всем, что там происходит. Нам ничего не пришлось придумывать, но некоторые ситуации, разумеется, поданы в утрированном виде.
Кино – это действительно безумный, местами смешной, местами очень драматичный процесс, где буквально каждую минуту что-то происходит. Все это сильно выматывает, и самое страшное, что может случиться, – когда результат даже близко не оправдывает твоих ожиданий.
И ничего с этим невозможно поделать, только принять, смириться и идти дальше, увеличивая количество попыток.
Над «Портом» вы работали в команде – несколько сценаристов, которые пишут разные серии. Как это устроено технически?
Много сценаристов на одном проекте – абсолютно нормальная история. Так получилось, что сериал «Порт» сначала писала одна команда, потом меня и моего друга Сашу Матвеева попросили дописать сценарий и частично переписать то, что уже было готово. Это абсолютно нормальный процесс. Но в общем, мы были последними сценаристами, которые зашли на этот проект, и уже готовили его к съемкам.
Не всегда получается, что один человек пишет историю от начала до конца. Длинные и сложные сериалы пишутся большими командами. Технологии разные: может быть так, как это было у нас на «Порте»; может собраться команда, в которой одни разрабатывают структуру сериала, описывают все события, создают поэпизодные планы, а потом другие расписывают серию с диалогами.
В общем, вариантов миллион, кому как удобней. Я больше люблю работать в команде, потому что всегда есть «об кого подумать». Когда пишешь один, находишься внутри текста, и многих вещей не видишь.
Что нужно для хорошего сценария? Какие темы точно могут быть востребованы?
В ближайшем будущем будут востребованы истории, которые дают зрителю позитивные эмоции – сейчас людям нужна психологическая поддержка. А чтобы написать хороший сценарий, как мне кажется, помимо таланта, важно умение смотреть на жизнь под каким-то необычным углом, искать и находить неожиданные ракурсы, замечать какие-то тонкие вещи и очень точно их передавать.
Трудно ли женщине в кино?
И да, и нет. В российском кино женщин не притесняют, никогда такого не было. Очень много женщин учатся в киношколах, многие уже в индустрии. Женщины-режиссеры сейчас просто нарасхват. Я много работаю с режиссером Марией Агранович, мы вместе делали сериалы «The Телки» и «Сансара», и знаю, сколько предложений ей поступает каждый день (очень много!).
Другой вопрос, что кино – это невероятно энергозатратная штука, оно отнимает очень много сил, времени и внимания. Мне иногда приходится работать по 20 часов в сутки. Не каждая женщина готова столько времени посвящать работе. Как справляются женщины-режиссеры с такой нагрузкой, я не представляю. Мало того, что во время съемок, которые длятся по три-четыре месяца, они почти не видят семью, детей, это еще и физически тяжело.
12-14-часовые смены выматывают, при этом надо постоянно «держать площадку», управлять огромным количеством людей. И в этом смысле, да, женщинам в кино сложно, но и мужчинам сложно точно так же.
О чем вы мечтаете в профессии?
Наверное, как и любой кинематографист, я мечтаю создавать истории, которые действительно будут влиять на людей, смогут изменить что-то в лучшую сторону. И речь не про социальный аспект. Мне лично очень нравятся истории, которые открывают человеку новые смыслы, новые точки зрения. Страшно приятно, когда выходит сериал, и люди пишут мне: «Выпал из жизни на восемь часов, посмотрел все серии» или «Классный сценарий, не мог оторваться».